конспект занятия по развитию речи средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
конспект занятия по развитию речи "По следам сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по ОО «Речевое развитие»
на тему «По следам сказки»
для детей 5-6 лет
Николаева Светлана Николаевна
Воспитатель
Цель: создание благоприятных условий для формирования грамматического строя речи посредством фразового конструктора.
Задачи:
Образовательные
Способствовать совершенствованию грамматического строя речи (связка «Существительное» + «Глагол»+ другие части речи); умения использовать в речи разные типы предложений (простые, распостраненные)
Развивающие
Развивать коммуникативно-речевые умения – доброжелательно отвечать на вопросы, вступать в речевое общение.
Воспитательные
Воспитывать желание понимать суть игровой задачи, применять знания для её решения.
Здоровьесберегающие
Способствовать развитию межполушарного взаимодействия, активизации речевых зон мозга.
Предварительная работа:
- Рассматривание пиктограмм, обозначающих глаголы, знакомство с фразовым конструктором.
- Разучивание упражнений к артикуляционной гимнастики.
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал: буквы к слову «Сказки», фразовый конструктор с карточками обозначающие: «предметы-существительные», «пиктограммы-глаголы», «схемы-предлоги», картинка к сказке «Федорино горе».
- Раздаточный материал: индивидуальный набор на каждого ребенка цветной квадрат + цветной круг.
- Картинки для нейрозарядки «Ножки-кулачки-ладошки».
- Веселые и грустные смайлики.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята мне хочется поделиться с вами хорошим настроением. Для этого поверните руки ладонями вверх, а я прокачу по ним мячиком, который подарит вам хорошее настроение. (Воспитатель прокатывая по ладоням ребенка мячиком говорит ему что-то приятное).
Воспитатель: Дети я приготовила вам сюрприз. Мне хочется вместе с вами рассмотреть интересную картинку. (На столе стоит коробка накрытая тканью.) Она находится под этой салфеткой. (Воспитатель поднимает ткань.) Ой, почему здесь коробка, а не картинка? Давайте посмотрим, что внутри коробки. (Открывает коробку, внутри находится письмо и конверты с заданиями.) Здесь лежит письмо, давайте его прочтём.
«Украла я вашу картинку. Она теперь моя! Если хотите вернуть её вам нужно выполнить задания в конвертах. Но они очень сложные, вы не справитесь! Баба Яга.»
Что же делать? Как вы думаете? Ребята давайте попробуем выполнить задания Бабы Яги и вернуть картинку. Мы обязательно справимся с трудностями , если будем дружными и внимательными.
Воспитатель: Ребята, предлагаю для начала сделать гимнастику для нашего ротика и язычка, мне кажется, нам придется много и четко говорить.
(дети выполняют упражнения)
- Упражнение «Гармошка» 10 раз.
- Упражнение «Змейка» 10 раз.
- Упражнение «Качели» 10 раз.
- Упражнение «Слизываем варенье» 10 раз.
И в завершение выполняем упражнение на расслабление язычка
Упражнение «Пэ-пэ-пэ-пэ».
Основная часть.
Воспитатель: «Вот перед нами конверт №1, что же там может быть?» (воспитатель читает загадки, дети отгадывают, воспитатель прикрепляет на доску картинки с изображением героев-отгадок):
Приходит в шубке голубой
С длинной белою косой,
Вместе с дедушкой на праздник
Принесут подарков разных (Снегурочка)
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне…
И пропеллер на спине! (Карлсон)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла (Золушка)
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
Как зовут ребёночка,
Который стал козлёночком,
Не слушался сестрицу,
В копытце пил водицу? (Иванушка)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас нужно отгадать зашифрованное слово. Мы узнаем его по 1-ым буквам отгаданных вами слов.
Дети: СКАЗКИ!
Воспитатель: Верно, молодцы. Нам нужно будет пойти по следам сказок, чтобы найти картинку.
Давайте откроем конверт №2. Ребята, здесь какие-то знаки. Нам необходимо их расшифровать, догадаться, что они обозначают.
(воспитатель по очереди достает из конверта пиктограммы – глаголы: танцевать, лететь, лежать, стоять, идти, сидеть. Вместе с детьми рассматривают пиктограммы и рассуждают, какие действия обозначают картинки. Расшифрованные пиктограммы воспитатель располагает на доске , рядом с отгаданными картинками).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам, ребята прочитать эти фразы.
(Дети строят простое предложение из существительного и глагола. Воспитатель задает вспомогательные вопросы, например: «Снегурочка что делает?» и т.д.
Снегурочка танцует ….
Карлсон летит …..
Айболит лежит …….
Золушка стоит ………..
Красная Шапочка идет …………..
Иванушка сидит ………………
Воспитатель: Молодцы, у вас здорово получается. Пришла пора открыть конверт №3.
Воспитатель просит детей сесть за столы. На столе на каждого ребенка индивидуальный набор к игре «Положи круг…». Задача состоит в том, чтобы расположить круг по отношению к квадрату в соответствии с заданным предлогом.
Воспитатель: Я вам буду говорить задания, а вам нужно в соответствии с заданием расположить круг и квадрат на столе. Слушаем внимательно:
(произнося задание, воспитатель делает акцент на предлогах).
– положи круг около квадрата:
– положи круг сверху на квадрат:
– положи круг под квадрат:
– положи круг перед квадратом:
– положи круг за квадрат:
– положи круг в квадрат:
Когда дети поставят круг (предлог) в нужное место, воспитатель показывает соответствующую карточку-предлог, на которой схематично изображен данный предлог. Дети сравнивают свое выполненное задание с демонстрационной карточкой-предлогом. Угаданные предлоги воспитатель располагает на доске, в продолжении уже составленных фраз.
Воспитатель: Ребята мы с вами нашли карточки-предлоги и наши предложения стали еще длиннее, может мы, уже можем их прочитать, давайте попробуем.
Дети читают фразы:
Снегурочка танцует около ….
Карлсон летит на …..
Айболит лежит под …….
Золушка стоит перед………..
Красная Шапочка идет за …………..
Иванушка сидит в ………………
Воспитатель: Ребята вам не кажется, что что-то опять не так? (рассуждения детей).
Воспитатель: Фразы не закончены. Нам надо постараться их закончить. Посмотрите здесь много разных картинок. Как они могут нам помочь?(дети решают, каким способом можно закончить фразы, располагают картинки к той или иной подходящей фразе и дружно их читают).
– Снегурочка танцует около елки.
– Карлсон летит на крышу.
– Айболит лежит под деревом.
– Золушка стоит перед зеркалом.
– Красная Шапочка идет за грибами.
– Иванушка сидит в избушке.
Физкультминутка.
Нейрозарядка «Ножки-кулачки-ладошки»
Воспитатель: Ребята, мы выполнили почти все задания, но нам нужно немного отдохнуть, чтобы восстановить силы и продолжить справляться с трудностями. Предлагаю поиграть в игру «ножки-кулачки-ладошки». Давайте разделимся на 2 команды. 1 команда станет справа от дорожки, 2 слева. Нам нужно пройти вдоль дорожки выполняя инструкции зашифрованные на ней.
Воспитатель: Ну наконец последний конверт. Здесь тоже какая-то записка.
« Я очень расстроена, что вы справились со всеми заданиями. Поэтому я разрезала вашу картинку на кусочки, попробуйте теперь её собрать. Баба Яга.»
Воспитатель: Ребята подойдите к этому столу и попробуйте собрать картину. Вы догадались, какой сказочный персонаж изображён на ней? (Федора из сказки «Федорино горе»)
Молодцы! Я предлагаю вам вернуться на свои места. У вас лежат бланки с окошками которые обозначают слова. Некоторые окошки пустые. Вам нужно выбрать карточки и закрыть ими окошки, так чтобы получилось предложение (работа с фразовым конструктором). Чтобы вам легче было выполнить задание, даю вам небольшую подсказку. Что Федора делала в конце сказки? (Пила чай)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие по следам сказок? Какие задания вам понравились больше? А какие задания было трудно выполнять? (Ответы детей). У меня на столе лежат весёлые и грустные смайлики. Если вам понравилось сегодняшнее занятие прикрепите на доску веселый смайлик, если не понравилось – грустный.
Воспитатель:
Закончить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы следующими словами
«Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №91 «Одуванчик»
Конспект образовательной деятельности
по ОО «Речевое развитие»
на тему «По следам сказки»
для детей 5-6 лет
Николаева Светлана Николаевна
Воспитатель
г. Саратов
2025 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи /средняя группа/
Конспект занятия по развитию речи ОБЖ по мотивам русской народной сказке "Гиси-лебеди" (средняя группа). Занятие со здоровьесберегающими технологиями В.Ф. Базарного....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/06/picture-117458-1349516756.jpg)
Конспект занятия по развитию речи средняя группа «В гости к леснику»
Тема. «В гости к леснику»Цель. Формирование грамматического строя речи у детей средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-59163-1454169169.jpg)
Конспект занятия по развитию речи. (средняя группа) Тема: Зву¬ковая куль¬ту¬ры ре¬чи: звук ж
Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854876-1479753844.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: "Дикие животные осенью"
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 4-5 лет Тема: «Дикие животные осенью»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-916486-1492157789.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Показ непосредственно – образовательной деятельности « Познание», ознакомление с художественной литературой « Знакомство с Английской песенкой в переводе С.Я. Маршака» Выполнила и провела В
Показ непосредственно – образовательной деятельности « Познание», ознакомление с художественной литературой « Знакомство с Английской песенкой в переводе С.Я. Маршака»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-929243-1496569916.jpg)
Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Путешествие в страну цветных карандашей»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/07/picture-937441-1520423373.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Непосредственно образовательная деятельность (речевое развитие)...