конспект занятия по развитию речи средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Светлана Николаевна Николаева

конспект занятия по развитию речи "По следам сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_razvitie_rechi.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по ОО «Речевое развитие»

 на тему «По следам сказки»

 для детей 5-6 лет

Николаева Светлана Николаевна

Воспитатель

Цель: создание благоприятных условий для формирования грамматического строя речи посредством фразового конструктора.

Задачи:

Образовательные

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи (связка  «Существительное» + «Глагол»+ другие части речи);  умения использовать в речи разные типы предложений (простые, распостраненные)

Развивающие

Развивать коммуникативно-речевые умения – доброжелательно отвечать на вопросы, вступать в речевое общение.

Воспитательные

Воспитывать желание понимать суть игровой задачи, применять знания для её решения.

Здоровьесберегающие

Способствовать развитию межполушарного взаимодействия, активизации речевых зон мозга.

Предварительная работа:

- Рассматривание пиктограмм, обозначающих глаголы, знакомство с фразовым конструктором. 

- Разучивание упражнений к артикуляционной гимнастики.

Материалы и оборудование: 

- Демонстрационный материал: буквы к слову «Сказки», фразовый конструктор с карточками обозначающие: «предметы-существительные», «пиктограммы-глаголы», «схемы-предлоги», картинка к сказке «Федорино горе».

- Раздаточный материал: индивидуальный набор на каждого ребенка цветной квадрат + цветной круг.

- Картинки для нейрозарядки «Ножки-кулачки-ладошки».

- Веселые и грустные смайлики.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Воспитатель: Ребята мне хочется поделиться с вами хорошим настроением. Для этого поверните руки ладонями вверх, а я прокачу по ним мячиком, который подарит вам хорошее настроение. (Воспитатель прокатывая по ладоням ребенка мячиком говорит ему что-то приятное).

Воспитатель: Дети я приготовила вам сюрприз. Мне хочется вместе с вами рассмотреть интересную картинку.   (На столе стоит коробка накрытая тканью.) Она находится под этой салфеткой.   (Воспитатель поднимает ткань.) Ой, почему здесь коробка, а не картинка? Давайте посмотрим, что внутри коробки.  (Открывает коробку, внутри находится письмо и конверты с заданиями.) Здесь лежит письмо, давайте его прочтём.

«Украла я вашу картинку. Она теперь моя! Если хотите вернуть её вам нужно выполнить задания в конвертах. Но они очень сложные, вы не справитесь! Баба Яга.»

Что же делать? Как вы думаете? Ребята давайте попробуем выполнить задания Бабы Яги и вернуть картинку. Мы обязательно справимся с трудностями ,  если будем дружными и внимательными.

Воспитатель:  Ребята, предлагаю для начала сделать гимнастику для нашего ротика и язычка, мне кажется, нам придется много и четко говорить.

(дети выполняют упражнения)

  1. Упражнение «Гармошка» 10  раз.
  2. Упражнение «Змейка» 10  раз.
  3. Упражнение «Качели» 10  раз.
  4. Упражнение «Слизываем варенье» 10  раз.

И в завершение выполняем упражнение  на расслабление язычка

Упражнение «Пэ-пэ-пэ-пэ».

   Основная часть. 

Воспитатель: «Вот  перед нами конверт №1, что же там может быть?» (воспитатель читает загадки, дети отгадывают, воспитатель прикрепляет на доску картинки с изображением героев-отгадок):

Приходит в шубке голубой

С длинной белою косой,

Вместе с дедушкой на праздник

Принесут подарков разных (Снегурочка)

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

Он упитанный вполне…

И пропеллер на спине! (Карлсон)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …  (Айболит)

Я с бала королевского

Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла (Золушка)

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

Как зовут ребёночка,

Который стал козлёночком,

Не слушался сестрицу,

В копытце пил водицу? (Иванушка)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас нужно отгадать зашифрованное слово. Мы узнаем его по 1-ым буквам отгаданных вами слов.

Дети: СКАЗКИ!

Воспитатель: Верно, молодцы. Нам нужно будет пойти по следам сказок, чтобы найти картинку.

Давайте откроем конверт №2. Ребята, здесь какие-то знаки. Нам необходимо их расшифровать, догадаться, что они обозначают.

(воспитатель по очереди достает из конверта пиктограммы – глаголы: танцевать, лететь, лежать, стоять, идти, сидеть. Вместе с детьми рассматривают пиктограммы и рассуждают, какие действия обозначают картинки. Расшифрованные пиктограммы воспитатель располагает на доске , рядом с отгаданными картинками). 

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам, ребята прочитать эти фразы.

(Дети строят простое предложение из существительного и глагола. Воспитатель задает вспомогательные вопросы, например: «Снегурочка что делает?» и т.д.

Снегурочка танцует   ….

Карлсон летит   …..

Айболит лежит   …….

Золушка стоит  ………..

Красная Шапочка идет   …………..

Иванушка сидит   ………………

Воспитатель: Молодцы, у вас здорово получается. Пришла пора открыть конверт №3.

Воспитатель просит детей сесть за столы. На столе на каждого ребенка индивидуальный набор к игре «Положи круг…». Задача состоит в том, чтобы расположить круг  по отношению к квадрату в соответствии с заданным предлогом.

Воспитатель: Я вам буду говорить задания, а вам нужно в соответствии с заданием расположить круг и квадрат на столе. Слушаем внимательно: 

(произнося задание, воспитатель делает акцент на предлогах).

– положи круг около квадрата: 

– положи круг сверху на квадрат:

– положи круг под квадрат:

– положи круг перед квадратом:

– положи круг за квадрат:

– положи круг в квадрат:

Когда дети поставят круг (предлог) в нужное место, воспитатель показывает соответствующую карточку-предлог, на которой схематично изображен данный предлог. Дети сравнивают свое выполненное задание с демонстрационной карточкой-предлогом.  Угаданные предлоги воспитатель располагает на доске, в продолжении  уже составленных фраз.

Воспитатель: Ребята мы с вами нашли карточки-предлоги и наши предложения стали еще длиннее, может мы, уже можем их прочитать, давайте попробуем.

Дети читают фразы:

Снегурочка танцует около ….

Карлсон летит на …..

Айболит лежит под …….

Золушка стоит перед………..

Красная Шапочка идет за …………..

Иванушка сидит в ………………

Воспитатель: Ребята вам не кажется, что что-то опять не так? (рассуждения детей). 

Воспитатель: Фразы не закончены. Нам надо постараться их закончить. Посмотрите здесь много разных картинок. Как они могут нам помочь?(дети решают,  каким способом можно закончить фразы, располагают картинки к той или иной подходящей фразе и дружно их читают).

– Снегурочка танцует около елки.

– Карлсон летит на крышу.

– Айболит лежит под деревом.

– Золушка стоит перед зеркалом.

– Красная Шапочка идет за грибами.

– Иванушка сидит в избушке.

   Физкультминутка.

Нейрозарядка «Ножки-кулачки-ладошки»

Воспитатель: Ребята, мы выполнили почти все задания, но нам нужно немного отдохнуть, чтобы восстановить силы и продолжить справляться с трудностями. Предлагаю поиграть в игру «ножки-кулачки-ладошки». Давайте разделимся на 2 команды. 1 команда станет справа от дорожки, 2 слева. Нам нужно пройти вдоль дорожки выполняя инструкции зашифрованные на ней.  

Воспитатель: Ну наконец последний конверт. Здесь тоже какая-то записка.

« Я очень расстроена, что вы справились со всеми заданиями. Поэтому я разрезала вашу картинку на кусочки, попробуйте теперь её собрать. Баба Яга.»

Воспитатель: Ребята подойдите к этому столу и попробуйте собрать картину. Вы догадались, какой сказочный персонаж изображён на ней?  (Федора из сказки «Федорино горе»)

Молодцы! Я предлагаю вам вернуться на свои места. У вас лежат бланки с окошками  которые обозначают слова. Некоторые окошки пустые. Вам нужно выбрать карточки и закрыть ими окошки, так чтобы получилось предложение (работа с фразовым конструктором). Чтобы вам легче было выполнить задание, даю вам небольшую подсказку. Что Федора делала в конце сказки?  (Пила чай)

   Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие по следам сказок? Какие задания вам понравились больше? А какие задания было трудно выполнять? (Ответы детей). У меня на столе лежат весёлые и грустные смайлики. Если вам понравилось сегодняшнее занятие прикрепите на доску веселый смайлик, если не понравилось – грустный.

Воспитатель:

Закончить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы следующими словами

«Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №91 «Одуванчик»

Конспект образовательной деятельности

 по ОО «Речевое развитие»

 на тему «По следам сказки»

 для детей 5-6 лет

Николаева Светлана Николаевна

Воспитатель

г. Саратов

2025 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи /средняя группа/

Конспект занятия по развитию речи ОБЖ по мотивам русской народной сказке "Гиси-лебеди" (средняя группа). Занятие со здоровьесберегающими технологиями В.Ф. Базарного....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «В гости к леснику»

Тема. «В гости к леснику»Цель. Формирование грамматического строя речи у детей средней группы....

Конспект занятия по развитию речи. (средняя группа) Тема: Зву¬ковая куль¬ту¬ры ре¬чи: звук ж

Уп­ражнять де­тей в пра­виль­ном и чет­ком про­из­не­сении зву­ка ж (изо­лиро­ван­но­го, в зву­копод­ра­жатель­ных сло­вах); в уме­нии оп­ре­делять сло­ва со зву­ком ж ....

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: "Дикие животные осенью"

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 4-5 лет Тема: «Дикие животные осенью»...

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Показ непосредственно – образовательной деятельности « Познание», ознакомление с художественной литературой « Знакомство с Английской песенкой в переводе С.Я. Маршака» Выполнила и провела В

Показ непосредственно – образовательной деятельности « Познание», ознакомление с художественной литературой « Знакомство с Английской песенкой в переводе С.Я. Маршака»...

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Путешествие в страну цветных карандашей»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие....