Мнемотехника
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Яшная Наталья Владимировна

Мнемотехника, как способ развития речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_kak_sposob_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_dtey.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский 

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития речевой активности ребенка, когда собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и самопознания.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (схема, в которую занесена определенная информация), последовательно переходим к мнемодорожкам (несколько мнемоквадратов, соединенных по смыслу и линейно) и позже к мнемотаблицам.
Что можно изобразить в мнемотаблице?

В мнемотаблице можно изображать практически все, т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:

  1. Развитие связной речи:

 обогащения словарного запаса;

 при обучении составлению рассказов;

 при пересказах художественной литературы;

 при отгадывании и загадывании загадок;

 при заучивании стихов

2. Развитие всех видов памяти.

3. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).

4. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).

5. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной

информацией.

6. Развитие смекалки, тренировка внимания.

7. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

8. Развитие графо-моторных навыков.

Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1 этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.

2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах

деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какойто одной области, потому что символ универсален.

3 этап. Введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный

4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

6 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Работа с мнемотаблицами: пересказ, обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям.

Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.

Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Особенности работы:

1. Проводим предварительную работу по развитию и обогащению речи.

2. Начинаем с мнемоквадратов, далее - мнемодорожки, позже – мнемотаблицы.

3. Используем цветные мнемотаблицы.

4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте.

5. Образы должны быть доступны и понятны детям.

6. Объем информации не должен быть более 9 мнемоквадратов.

7. Участие в создании мнемотаблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...