Конспект занятия по речевому развитию с использованием технологии синквейн «Путешествие в сказочную страну»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по речевому развитию с использованием технологии синквейн «Путешествие в сказочную страну»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию с использованием технологии синквейн «Путешествие в сказочную страну»
Цель: познакомить детей с методом составления синквейна с опорой на схему-алгоритм;
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;
- формировать навыки составления предложений
- учить применять данную модель при составлении текста синквейна;
2. Развивающие
- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.
- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;
- обогащать и активизировать словарь детей;
3. Воспитывающие
- развивать внимание, смекалку, логическое мышление;
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
Оборудование и материалы для занятия: обруч-портал, книга, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, доска,бумага, карандаши по кол-ву детей, ,разноцветные кружки.
Приемы и методы:
Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение.
Наглядные: презентация, схема синквейна.
Игровые: сюрпризные моменты, Физкультминутка: «Буратино»
Словарная работа: синквейн
Предварительная работа: Чтение сказки «Буратино»
Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы и поручения в ходе занятия.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
В-ль: Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя. Приветствие «Назови ласково своё имя».
В-ль: ребята, а выы любите читать сказки?
Дети: да, любим
В-ль: много сказок вы знаете? Какие?
Дети: ответы.
2. Основная часть.
(На полу лежит книга)
В-ль: посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
В-ль: правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не рисовать на страничках.
В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимаю книгу и раскрываю ее)
В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?
Дети: ушли, потерялись, обиделись.
В-ль: наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?
Дети: да!
В-ль: чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?
Дети: на ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.
В-ль: а еще можно попасть в сказочную страну через волшебный портал! Давайте мы с вами пройдем через этот портал и попадем в волшебную страну. (Проходим сквозь обруч).
В-ль: вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что за задание здесь находится? Но что бы открыть конверт надо отгадать загадку, присаживайтесь и слушайте внимательно (дети присаживаются на стульчики) :
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
Дети: Буратино
В-ль: правильно!
1. Задание - «Повтори и расшифруй схему»
Открываем конверт в нем находится изображение Буратино, схема синквейнаи фигуры символы.
В-ль: показывает изображение схемы синквейна
В-ль: какая интересная схема похожа на елочку, и нам ее нужно будет повторить и расшифровать, чтобы выполнить это задание (маленькая схема вешается на доску).
В-ль: ребята вы знаете, что есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы - Кто? Что? Слова, отвечающие на вопрос, Кто? - они живые. В схеме мы будем обозначать их зеленым треугольником с красным сердечком. Слова, отвечающие на вопрос, Что? - не живые, они обозначаются зеленым треугольником.
В-ль: Давайте вспомним про кого мы отгадали загадку. Показываю изображение Буратино.
Дети: Буратино!
В-ль: Какой треугольник нужно положить на первую строчку нашей схемы?
Варя размести нужный треугольник на доске. На какой вопрос отвечают живые слова-предметы? А не живые слова - предметы? (ответ ребенка, помощь если потребуется)
В-ль: на второй строке, мы должны поместить картинки – признаки. Это желтые треугольники с точками. Слова признаки отвечают на вопрос - Какой? Какая? Из чего сделан Буратино?
Дети: из дерева.
В-ль: значит он какой?
Дети: деревянный.
В-ль: какой Буратино по характеру грустный или веселый? Еще какой Буратино?
Дети: веселый, озорной и т. д
В-ль: на какие вопросы отвечают слова признаки? Ответ ребенка (Какой? Какая) Размести картинки признаки на мольберте. И назови слова признаки, которые подходят Буратино. (веселый, деревянный, озорной и т. д)
В-ль: на третьей строке мы выложим картинки – действия. Это синие треугольники с ножками. Они отвечают на вопрос - Что делает?
Что делает Буратино?
Дети: учится, помогает, любит Папу Карло и т. д.
В-ль: молодцы. Кто хочет выйти и выложить слова действия на доске?
Дети: предположительные ответы. Ребенок вывешивает картинки слов действий на доске. Проговаривает слова действия.
В-ль: на какой вопрос отвечают слова действия ребята?
Дети: что делает?
В-ль: правильно! Ниже, на четвертой строке, нужно составить предложение про Буратино. Используя уже знакомые символы-схемы.
Какие предложения про Буратино можно составить? Кто хочет выйти и составить предложение?
Ребенок выходит к доске составляет предложение, опираясь на символы схемы, проговаривает предложение целиком. (например : Буратино проткнул нарисованный очаг. Буратино открыл золотым ключиком дверь. Буратино нашел золотой ключик и т. д) Если дети затрудняются педагог показывает несколько картинок по сказке.
В-ль: на пятой строке надо разместить картинку – вывод красный треугольник. Кто же такой Буратино?
Дети: мальчик, человечек, сказочный герой и т. д.
В-ль: Миша повесь картинку на нужной строке в нашей схеме.
Давайте сейчас попробуем прочитать, что же за интересный рассказ о Буратино у нас получился.
Сначала читает воспитатель и показывает на схеме:
1. Буратино
2. Деревянный, веселый
3. Учится, помогает, любит Папу Карло
4. Буратино открыл золотым ключиком дверь
5. Сказочный герой
Кто хочет попробовать прочитать?
(ребенок читает по схеме синквейна, при затруднении воспитатель помогает)
В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Эта схема называется -синквейн. Давайте повторим вместе это необычное слово.
Дети: синквейн.
В-ль: синквейн, это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
С первым заданием мы справились. А сейчас все вместе наберемся сил и немного отдохнем перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
В-ль: вот мы немного отдохнули и набрались сил.
Последнее испытание осталось.
Идем дальше по следам. Вот полянка, и новый конверт с заданием (дети присаживаются на стульчики)
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей! Здесь не простые загадки. А синквейн-загадки!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку» (ответы на картинках)
1.
1.?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
В-ль: Кто это может быть?
Ответы детей.
2.
1.?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. Долгожительница.
В-ль: Кто это может быть?
Ответы детей.
3.
1.?
2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
В-ль: Кто это может быть?
Ответы детей
В-ль: молодцы все загадки отгадали.
Идем дальше по следам.
Ребята, почему мы вернулись обратно к порталу?
Дети: Мы расколдовали сказочную книгу, путешествие закончилось, мы справились со всеми заданиями и т. д.
В-ль: возвращаемся в детский сад.
(проходим сквозь портал).
3. Заключительная часть
В-ль: вот и завершилось наше путешествие, теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран.
Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой.
Давайте вместе повторим, кто написал эту сказку?
Дети: Алексей Николаевич Толстой.
В-ль: кто запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме?
Дети: синквейн.
В-ль: какие еще задания мы с вами выполняли в нашем сказочном путешествии?
Дети: отгадывали синквейн загадки.
В-ль: ребята, продолжайте любить сказки. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?
Дети: беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.
В-ль: ребята, предлагаю вам нарисовать любимого героя из сказки «Буратино», на столе лежат карандаши, листочки и разноцветные кружочки. Возьмите кружочек и приклейте его на свой рисунок : зеленый если вам было легко и все понравилось, желтый если были затруднения и что-то было непонятно, красный если было очень трудно и ничего не понятно.
Занятие окончено, вы все молодцы, отдыхайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну»
Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Развивать мышление, память, воображение. Грамота – продолжать работу над предложением, сл...
Конспект занятия в детском саду (средняя группа) Тема: Путешествие в сказочную страну.
Упражнять детей в счете в пределах 5. Проверить знание цифр от 1 до 5. Развивать внимание, умение мыслить, рассуждать. Воспитывать интерес к математике, поддерживать положительное эмоциональное отноше...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну".
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну»
Конспект занятия по развитию речи...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в сказочную страну».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе:«Путешествие в сказочную страну».Подготовила воспитатель: Аристова Н.И....