Картотека игр на дыхание
картотека по развитию речи (младшая группа)
Игры развивают правильное речевое дыхание, активизируют губные мышцы у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_dyhanie.docx | 51.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на дыхание для младших дошкольников
Цель: формирование правильного речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи: развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении. - формировать навыки правильного речевого дыхания; - укреплять мышцы лица и грудной клетки; - повышать умственную работоспособность детей; - стимулировать интерес к занятиям.
Водичка
Цель: Развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука «С».
Материал: Кран с водой и картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3—4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук «С» протяжно.
Снежинки
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Материал: Несколько кусочков ваты.
Ход игры: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Маша оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Машину рукавичку. Маша подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»
Взрослый дает ребенку небольшие кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2—3 раза.
Ветерок
Цель: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.
Материал: Три бумажных султанчика желтого, красного и зеленого цвета. (К палочкам длиной 13—15 см приклеить или привязать 6-7 полосок тонкой цветной бумаги.
Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики — это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:
— Какого цвета листья на дереве?
— зеленого.
— А на этом дереве какие листочки?
— Красные
— На третьем дереве какого цвета листочки?
— Желтые.
Взрослый дует на «листочки», показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики. Еще раз повторяет вопрос, какого цвета каждый султанчик, и проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой. (Расстояние от «листочков» до губ ребенка должно быть около 8—10 см)
Ребенок дует на султанчики, отдыхает и дует снова. Затем взрослый предлагает посмотреть и послушать, как шелестят «на деревьях» красные, желтые и зеленые листочки. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч. Если ребенок выдыхает слабо, игру повторяют еще раз.
В конце занятия взрослый и ребенок одновременно дуют на листочки, и взрослый еще раз спрашивает, какого цвета листочки «на деревьях».
Затем султанчики убирают и читают потешку:
Мотылек-мотылек,
Принеси нам ветерок!
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок!
Капитаны
Цель: Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха. Развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» (П-п-п) на одном выдохе. Активизация мышц губ.
Материал: Таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук «Ф» или «П». Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф».
Можно дуть просто — вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.
«Но вот налетает порывистый ветер, — говорит взрослый, — он дует неровно «П — п — п». Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука «Ф» ребенок не надувал щеки; звук «П» произносил на одном выдохе 2—3 раза и тоже не надувал при этом щек. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
Птицеферма
Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3—4 слога.
Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3—4 раза подряд воспроизводит их «голоса». (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т. д) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: «Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко, куд- куда, куд-куда!»
Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается воспроизводить их голоса.
Пузырь
Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Ход игры: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один).
При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3—4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Паровоз
Цель: Развитие речевого дыхания.
Материал: Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук «У»), и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.
Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой*. В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате «паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза.
Взрослый читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чууу!
Я далеко укачу-ууу!
(Т. Волгина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека развивающие речевое дыхание и моделирование голоса
Игры помогающие модулировать силу, тембр и темп голоса. Упражнение№1 «Громко – тихо»Малыши разговаривают, шепотом, потому что куклаКатя спит. Детям тяжело разговаривать шепотом,по этому в н...
Картотека "Упражнения на дыхание"
Давайте поможем ребенку быстрее говорить правильно....
Картотека "Упражнениний на дыхание"
Дуем-дуем, задуваем - звуки речи развиваем!...
Картотека игр на дыхание
Картотека игр...
КАРТОТЕКА "Развитие речевого дыхания"
В данной методической разработке представлены упражнения на развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста....
Картотека игр на дыхание.
laquo;Самолётики» (Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с.9)Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.Обоудование: игрушка (игровой пер...
Картотека "Развитие речевого дыхания"
картотека для детей дошкольного возраста...