Опыт работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Актуальность.
Одним из самых важных показателей уровня формирования интеллектуального потенциала ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, воспитателям, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых возможностей дошкольников. Обеспечение системного развития речевых навыков и познавательной деятельности — одна из функций педагога дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 258.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Одним из самых важных показателей уровня формирования интеллектуального потенциала ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, воспитателям, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых возможностей дошкольников. Обеспечение системного развития речевых навыков и познавательной деятельности — одна из функций педагога дошкольного образования.
Цель: Стимулировать общение детей друг с другом и общение ребенка со взрослыми. Задачи развития речи детей младшего дошкольного возраста по ФГОС: 1.Развивать диалогическую форму речи. 2.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдение за живыми объектами; после просмотра спектаклей,мультфильмов . 3.Обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе ,не перебивая говорящего взрослого. 4.Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 5.Помогать доброжелательно обращаться друг с другом. 6.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Методы и приемы: Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Средства развития речи у детей младшего возраста.
Одним из важных средств развития речи детей является создание развивающей среды. В группе мы оборудовали различные развивающие зоны: «Уголок природы», «Мини-лабораторию», «Уголок по развитию мелкой моторики», «Театрализованный уголок», «Уголок настольных игр и игрушек», «Музыкальный уголок», «Книжный и ИЗО уголок» «Речевой уголок», «Уголки для сюжетно-ролевых игр», в группе есть конструкторы разных видов и размеров. Насыщая групповое пространство, мы заботились в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена наглядным, игровым и демонстрационным материалом.
Важную роль в развитие речи играют занятия. Занятия познавательного цикла создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей. Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Мнемотаблицы . Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, на занятиях мы используем мнемотаблицы ,которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотаблицы мы используем для: отгадывания и загадывания загадок, для рассказывания сказок, при заучивании стихов.
В своей работе, на занятиях и в повседневной жизни по развитию речи, мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, , пальчиковая гимнастика, физминутки , гимнастику для глаз. С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности проводим наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Как выращивают тюльпаны? », «Моя семья», «Наша Родина- Россия», «Что у меня внутри». «Золотая осень», «Что такое транспорт», «Зачем нужны правила дорожного движения», и многие другие.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Сюжетно-ролевые игры . Дидактические игры . Подвижные игры. Настольные игры. Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления используем в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Игры на развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах.Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию и выразительность. Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.
Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т.д. В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения. Сравнительный мониторинг доказывает эффективность работы по развитию речи детей в нашей группе.
Используя в своей работе многообразие методов, приемов, технологий для речевого развития воспитанников нашей группы дошкольного возраста, к завершению учебного года совершенствуется речь, становится гораздо разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает концентрация внимания к речи окружающих, наши воспитанники способны до конца выслушивать ответы взрослых. У них хорошо сформирован навык к подражанию, выражающийся в умении воспроизводить вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Речевое развитие, на наш взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Несомненно, что другие области не менее важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности Подводя итоги, хотим сказать, что наша общая единая задача — воспитать разносторонне развитого здорового ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-809511-1472473325.jpg)
Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-298192-1535577086.jpg)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.Учит эмоциональн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1101419-1615872962.jpg)
«Использование игровых приемов ТРКМ в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1077943-1550343289.jpg)
Обобщённый педагогический опыт по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с применением со...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/22/picture-1259470-1595418635.jpg)
"Использование дидактического пособия "Сказочный фартук" в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста"
Дидактическое пособие "Сказочный фартук"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/22/picture-1259470-1595418635.jpg)
Памятка для выступления на ГМО "Использование дидактического пособия "Сказочный фартук " в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста"
Памятка "Сказочный фартук"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/22/picture-1259470-1595418635.jpg)
Презентация к выступлению на ГМО "Использование дидактического пособия "Сказочный фартук" в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста"
Презентация дидактического пособия "Сказочный фартук"...