Лексическая тема "Дикие животные "
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя группа)

Марина Александровна Возгрина

Материал включает в себя рассказы о животных, их поведении в осенне-зимний период, стихотворения, дидактические игры и упражнения на развитие словаря, лексико-грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_teme_dikie_zhivotinye.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Дикие животные»

КАК ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ?
Зима — самое тяжелое время года для животных. Они мерзнут, даже простужаются, не могут добыть себе пищу из-под снега. Как животные готовятся к зиме?
Некоторые зверюшки меняют свой наряд на более теплый, а некоторые вообще впадают в зимнюю спячку...
Кто первый?
Зимой объем пищи значительно уменьшается, именно поэтому большинство зверей начинают готовиться к холодам еще с осени, а некоторые начинают заниматься заготовкой продуктов с лета. Самыми первыми собирают припасы грызуны:
• мышки,
• бурундуки.
Уже летом они ищут по всему лесу семечки, орешки, откладывая их в норки. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много! Это дает им возможность всю зиму сидеть в своем домике и не выходить наружу. Во время холодов грызуны почти все время спят, прерывая сон только лишь для того, чтобы подкрепиться.

Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной.
А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений.
К зиме барсук засыпает в своей норке.

Как еж готовится к зиме?
Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!

КОМУ НЕ СТРАШНЫ МОРОЗЫ?
Лисички, зайцы и волки к морозам практически не готовятся, так как проводят зиму на ногах в поисках пищи.

Зайчата только переодеваются: меняют серую шубку на белую, чтобы хищники не замечали их на снежном ковре. Зимой заяц кормится побегами и корой различных деревьев и кустарников. При возможности зимой раскапывает и поедает травянистые растения и ягоды; кормится сеном в стогах. Еще заяц готовится к зиме, меняя свои привычки. Если летом заяц вольно скачет по лесу, то зимой он роет норы в снегу, а иногда даже в копнах сена, получая сразу кров и пищу. Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы 0,5—1,5 м длиной, в которых может проводить целый день и покидать лишь при опасности. С места лёжки к месту кормёжки зайцы бегают по одному и тому же маршруту, особенно зимой. При этом они натаптывают тропы, которыми обычно пользуются несколько зверьков. Зимой по хорошо натоптанной тропе может идти даже человек без лыж. На зиму заяц переселяется в лес; а весной — к открытым местам, где появляется первая трава.

Очень интересно наблюдать за тем, как звери готовятся к зиме, ведь у каждого есть свой секрет.

Лисички и волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Волк когда спит на морозе, нос хвостом закрывает. А когда волк по снегу бежит, лапы у него холодные — чуть теплее, чем сам снег. Но для волка это обычное дело, не боятся холода волчьи лапы.
Основная пища волков — это кабаны, олени, лоси. В суровые зимы волчьи семьи объединяются друг с другом и становятся стаями. Стаей охотиться легче, чем в одиночку. Охотятся волки по ночам. Волки собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой.

Хитрые лисички ищут любые норки, чтобы отдохнуть и спрятаться от метели. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.

Белки и бобры не впадают в спячку, но подготовку проводят ответственно. Бобры живут большими семьями. Осенью у них много дел – надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма – припасенные ветки.

Интересно, как белка готовится к зиме? Рыжие обитательницы лесов не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах — дуплах . Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.
Этот грызун меняет цвет своей шубки из рыжего на сероватый для маскировки от хищников. Что же ест белочка зимой? На период холодов этот грызун запасается такими пожитками:
• желуди,
• грибы,
• орешки,
• семечки.
В сильные морозы белка, отыскав запасы, наедается орешков или грибов и затем спешит обратно в своё тёплое гнёздышко или в дупло. Там она спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

Расскажем о мишке.
Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло.
Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.

Вот так и зимуют животные. Одни спят всю зиму, другие пытаются не замерзнуть и найти себе пищу.

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ СТИХОТВОРЕНИЕ " ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ"
НОННА ВИКТОРОВНА МУХИНА
Кто был в заснеженном лесу?
Кто видел рыжую лису?
Что помогает выжить им
В такие холода?
Хотел бы ты попасть туда?
Вот я бы - никогда.
Но знает дедушка лесник
Про всех зверей в лесу.
Расскажет нам сегодня он
Про зайца, про лису.
В своей берлоге спит медведь,
Кто в норке, кто в дупле.
Кто в логове живет зимой,
А заинька везде.
У зайца шубка белая
Хранит его от бед.
И от того, что он труслив,
Он путает свой след.
А волки ходят стаями,
Они идут след в след.
И лучше к ним не попадать,
Подальше быть от бед.
Хитрая лисичка
Следы не оставляет,
Хвостом пушистым,
Она их заметает.
Белочка – красавица
В дупле она живет,
Уютно ей и весело,
Орешки там грызет.
Днем прыгает по веточкам,
А ночью спит в дупле.
Пушистым хвостиком укрывшись,
Спит она в тепле.
В берлоге теплой спит медведь,
Приятны его сны. –
Зима скоро закончится
Недолго до весны.
И ежики колючие
Зимою тоже спят,
Зарывшись в теплую нору,
Как малыши сопят.
Природа - наша матушка,
Заботлива, добра,
Укрыла всех лесных зверей
И пищу им дала.
Кому-то ягоды, грибы
Орешки, шишек всласть.
Дала им шубки теплые,
В мороз чтоб не пропасть.
Пушистый мех согреет их
И спрячет цвет другой.
Поможет норка выжить им
Холодною зимой.
И так проходит день за днем,
Метет метель в лесу.
И ждут тепла зверята все,
Надеясь на весну.
*****
Волки вышли из-за елки
На охоту вышли волки.
Волк, волчица и волчонок
Папа, мама и ребенок.
Три колючих колобка притаились у пенька,
Еж, ежиха и ежонок-
Папа, мама и ребенок.
У лесной речушки хатка
Там бобриха и бобрятки,
Папа-бобр их охраняет,
Возле хатки он ныряет.
На прогулку дружно вышли
Три зверька в шубейках рыжих.
Лис, лисица и лисенок
Папа, мама и ребенок.


ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ДЕТИ :
- названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень); - различать названия частей тела животных и людей.

РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ.
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники.
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий.
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "ОДИН-МНОГО" (образование множественного числа существительных):
лиса – лис, ёж – ежей ,белка – белок ,заяц – зайцев ,волк – волков, лось – лосей ,кабан – кабанов .

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
белка – белочка, лиса – лисичка; заяц – зайчишка, зайчонок; белка – бельчонок; медведь – медвежонок; волк – волчонок.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСЧИТАЙ ДО ПЯТИ» (согласование существительных с числительными) :
один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев одна лиса, … ,пять лис один волк, …,пять волков один медведь, … ,пять медведей одна белка, …, пять белок .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ?»
хвост лисы — лисий хвост, лапа медведя — медвежья лапа, зубы волка — волчьи зубы, иголки ежа — ежиные иголки .
След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБИРАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ" :
волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, … медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, … лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, … ёж (какой?) – колючий, маленький, … заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «У КОГО -КТО?» (упражнение в словообразовании):
у медведя – медвежонок (медвежата) у лисы – лисёнок (лисята) у волка – волчонок (волчата) у зайца – зайчонок (зайчата) .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?» (употребление именительного падежа сущ-х).
в берлоге живёт (кто?) – медведь; в норе живёт (кто?) – лиса; в логове живёт (кто?) – волк; в норке живёт (кто?) – ёжик ;в дупле живёт (кто?) – белка .

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СРАВНИ ЖИВОТНЫХ С ЛЮДЬМИ»
У человека — рот, а у животных – пасть. У человека — лицо, а у животных – морда. У человека — зубы, а у животных – клыки. У человека — живот, а у животных – брюхо. У человека — ногти, а у животных – когти. У человека — руки, а у животных – лапы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА " НАЗОВИ СЕМЬЮ"(упражнение в словообразовании).
Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата). Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата). Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата). Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА " КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?" (подобрать глагол к существительному).
лиса – тявкает; медведь – рычит; волк – воет ;ёжик – фыркает и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
• В зимнем лесу никогда не встретишь…
• В зимнем лесу можно встретить…
• Осенью меняют шубки…
• Осенью еж…

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ " ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ?"
Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные). Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные). Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные). Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные). Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

Вашему ниманию предлагаю презентацию в режиме PowerPoint по лексической теме "Животные жарких стран". Мною подобраны иллюстрации замечательных животных и коментарий самых интересных особенностей их жи...

Для родителей. . Лексическая тема: "Животные жарких стран"

Материал для организации речевой среды родителей и ребенка по лексической теме: "Животные жарких стран"...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Письмо от Умки"(итоговое мероприятие по лексической теме "Животные холодных стран")

Конспект досуга выдержан в едином сюжете, разработан с целью обобщить знания детей, полученные за неделю по лексической теме "Животные холодных стран" и закрепить навыки звуко-буквенного анализа....

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...