Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
статья по развитию речи

Чекмарева Татьяна Петровна

В данной статье представлена методика работы с картами Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx802.33 КБ

Предварительный просмотр:

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного                          возраста творческому рассказыванию

Одной из ведущих задач, которую  решает дошкольное детство, является развитие речи детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений. В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

Исходя из этого, мне хотелось бы вас познакомить с новой инновационной техникой обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию, а именно с картами Проппа.

Итак, что  такое карты Проппа и как с ними работать?

Всем нам известно, что для  развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

 Известный фольклорист Владимир Яковлевич  Пропп,  занимался изучением  сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Этих функций — 31, позднее они были сокращены до 28,но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Карты Проппа представляют собой игровое пособие из карточек, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.

Принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Целесообразность карт Проппа

  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Как же работать с картами?

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов.

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир;

- повествование - насыщенность сказки событиями;

-концовка сказки возвращает к реальной действительности.

2 этап.  Проводятся «подготовительные игры»

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

1. «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения и волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

2. «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

3. «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги- скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

5. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

6. «Волшебные имена» - выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

7. «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий.

3 этап: Непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. 

«Кот, петух и лиса»

* В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано

утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

* Cобирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она

тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

* Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.

Петушок испугался, закричал:

— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик,

выручи меня.

* Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что

было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

* С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним

не показывается.

По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На этапе ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными.

Функцию – карточку можно соотнести с картинкой – иллюстрацией из сказки. Так дети будут проявлять большой интерес к карточкам, рассматривать и обсуждать их в свободное время.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 28 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.

4 этап.  Предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

5 этап. Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, дать им характеристику и выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляются дополнительные карты.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы:

—  у знакомой сказки пропадают карты. Например, сказка «Никита Кожемяка» — пропали карты «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети должны проанализировать последствия отсутствия определенных функций по сюжету;

— или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос: «Какая карта может быть следующей? Почему?»

Пример пересказа сказки «Красная Шапочка» с помощью карт Проппа

  1. Карта «Жили-были»: Жила-была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали её Красной Шапочкой. 
  2. Карта «Герой покидает дом»: Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла. 
  3. Карта «Запрет»: «Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай», — наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно». 
  4. Карта «Нарушение запрета»: Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идёт к бабушке, которая живёт на краю деревни. 
  5. Карта «Враг начинает действовать»: Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку. 
  6. Карта «Появляется ложный герой»: Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку. 
  7. Карта «Разоблачение ложного героя»: Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у неё такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…. Ответив на последний вопрос «почему у тебя такие большие зубы» — «чтобы съесть», волк проглотил девочку. 
  8. Карта «Появление друга-помощника»: Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник. 
  9. Карта «Враг оказывается поверженным»: Охотник вбежал в дом и убил волка. 1
  10. Карта «Счастливый конец»: Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом. 1
  11. Карта «Мораль»: А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами. 

Итак, карты Проппа - эффективное средство в работе по обучению детей сочинению сказок, а значит, и формированию у детей связной речи. При этом карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. В результате работы с картами, дети научатся определять жанр произведения, запоминать последовательность событий; выделять основное содержание сказки; выстраивать схему содержания; пересказывать знакомые и сочинять новые сказки; чувствовать красоту и образность родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...

Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную  инициативу....

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....

Презентация "Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"

Данная презентация содержит информацию о том, кем и когда созданы карты Проппа, а также каким образом следует применять данное пособие в работе с дошкольниками....