«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
материал по развитию речи
Мастер-класс на тему:
«Игровая технология
«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
как средство формирования
звуковой аналитико-синтетической активности
детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_publikatsiyu_1.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Игровая технология
«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
как средство формирования
звуковой аналитико-синтетической активности
детей дошкольного возраста»
Буквы, слоги и слова –
Это детская игра!
Давайте играть «читаючи»,
Чтобы читать играючи!
Под таким девизом мы средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Владимировича Воскобовича, удостоенной ордена «Звезда Демидова», решаем задачи речевого развития детей дошкольного возраста, которые включают в себя:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Эти задачи обозначены в ФОП ДО (п., стр.57-76) и полностью соответствуют ФГОС ДО (п.).
Методическим сопровождением образовательного процесса по речевому развитию детей раздел «Подготовка к обучению грамоте» является следующая литература:
- Д.Г.Шумаева, «Как хорошо уметь читать!» (библиотека программы «Детство»);
- В.В.Воскобович, Н.А.Медова, Е.Д.Файзулаева, Л.С.Вакуленко, О.М.Ботинова Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»;
- Т.Г.Харько, «Методика познавательно-творческого развития детей «Сказки Фиолетового леса» (по возрастам);
- В.В.Воскобович, «Гео, Метр и я, дядя Слава, или Сказка об удивительном Геоконте»;
- В.В.Воскобович, Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».
Одним из двух больших комплектов пособий, входящих в технологию «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ», является комплект игр «ЧТЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ».
Эти игры являются частью уникальной игровой предметно-пространственной среды под необычным названием «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС», которая представляет собой ковролиновое полотно для крепления на стене с модульными элементами.
К слову сказать, такой Фиолетовый лес в новом варианте есть в каждой группе нашего детского сада.
Частью сказочного леса является и коврограф «Ларчик» - современный аналог школьной доски или фланеграфа с набором приложений.
Входящие в комплект игры знакомят детей со звуками и буквами, способствуют обучению в слоговой системе, развитию и закреплению навыков чтения и словотворчества. При этом совершенствуются процессы внимания, мышления; происходит знакомство с орфографией; развивается речь, интеллект, память; расширяется словарный запас.
В связи с недавним вступлением в силу ФОП ДО, на основе которой были внесены изменения в Образовательные программы дошкольного образования, использование игровых технологий стало особенно актуально. В частности, ООД «Подготовка к обучению грамоте» теперь планируется с детьми, начиная со средней группы.
И вот сегодня я хочу более подробно остановиться на том, как через игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» можно решать задачи по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей, как предпосылки обучения грамоте.
Итак, эта работа делится на нескольких этапов.
Первый этап:
Знакомство со звуками и буквами, с гласными и согласными звуками, разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Сначала дети учатся различать звуки, затем начинают понимать, что буква – это «значок» звука, с помощью осязательных анализаторов (пощупать, потрогать, ощутить) в сознании ребенка складывается моторный образ буквы.
Второй этап:
Знакомство со слогАми. Слияние букв.
Ребенок учится слитно произносить гласные и согласные звуки в слоге, например, Б и А как БА.
Третий этап:
Слоговое чтение. Чтение простых слов.
На этом этапе дети с удовольствием играют в различные словесные игры, составляют простые слова, меняя в них буквы, слоги, приставки, суффиксы, придумывают по аналогии забавные несуществующие слова. Словом творят, придумывают, пробуют, играют и незаметно готовятся к настоящему чтению.
А сейчас я и вам предлагаю отправиться в наш игровой сказочный «Фиолетовый лес».
(сказочная мелодия)
Мы не просто в лес вошли,
Мы открыли в сказку двери,
В Фиолетовом лесу
Ждут нас сказочные звери!
А вот и главный персонаж! «Давайте знакомиться. Меня зовут Лопушок. Я к вам так торопился, что в Фиолетовом лесу любимые буковки из листочков рассыпал…
Предлагаю помочь Лопушку собрать буквы и поиграть (буквы А и У).
Я хотел вам рассказать, что мой знакомый дядя Слава – большой выдумщик! И я очень люблю играть в игры, которые он придумал. Сейчас я учусь читать. С дядей Славой это так интересно и совсем несложно, тем более в Фиолетовом лесу у меня много друзей, которые всегда придут на помощь! Ну, я вас еще с ними познакомлю.
А вы хотите научиться читать? Тогда проходите за столы, и мы вместе пойдем в сказочный мир дяди Славы!»
По классикам вприпрыжку
Мы читаем книжку.
Хлопаем мы в ладушки
И читаем «Складушки»!
Эта игра предназначена для обучения детей чтению по складовой системе.
Каждая страница пособия содержит рисунок и смысловой стишок-песенку, который заканчивается песенкой слияния.
Например, Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ-БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ – это песенка слияния, где Б – главная буква этой песенки.
Исключение составляет страница с «гласной» песенкой: в правом и левом столбиках расположены буквы, обозначающие гласные звуки. Это - «гласная» страничка.
Эй, мальчишки! Эй, девчонки!
День бодрит гостинцем звонким!
Гласных букв полны лукошки,
Раскрывайте слов окошки!
Все остальные страницы «согласные». Главные буквы на них расположены в левом столбике сверху.
В сегодняшнее морозное утро Лопушок предлагает нам открыть в Складушках страницу «Дружный поезд». Садимся в поезд и поем вместе с дядей Славой!
(аудиозапись песенки Д)
Не страшит нас день морозный,
Дым пускаем паровозный!
Дима держит крепко пояс,
Ду-ду-ду – гудит наш поезд!
Дима держит крепко пояс,
Ду-ду-ду – гудит наш поезд!
Д – Да – До – Ду – Ды – Дэ,
Дь – Дя – Дё – Дю – Ди – Де.
Д – Да – До – Ду – Ды – Дэ,
Дь – Дя – Дё – Дю – Ди – Де.
Следующая игра-головоломка «Конструктор букв».
Буква – сложный графический знак, несущий определенную смысловую нагрузку: обозначение звука. Достоинство этой игры – возможность проводить тактильный и оптический анализ букв, конструируя их из модулей («уголков», «воротиков», «стрелочек»), при этом дети тренируют мелкую моторику, координацию «глаз-рука».
Восприятие правильного начертания букв необходимо ребенку-дошкольнику в период, предшествующий чтению. А конструирование «правильной» и зеркально отраженной буквы помогает мне в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
Итак, встречайте всемирно известного фокусника Филимона Коттерфильда!
В это день Город Говорящих Попугаев был похож на потревоженный улей. С самого утра жители толпились на площади возле яркой афиши: «Вы слышали? Вы знаете? – спрашивали они. – Наш маленький Филька стал теперь большим артистом!»
На афише огромными буквами было написано: «Сегодня в нашем цирке – всемирно известный на весь Фиолетовый Лес фокусник Филимон Коттерфильд! Спешите видеть! Весь вечер на арене дрессированные палочки! Волшебные буквы!»
У каждого фокусника есть свои секреты. Есть они и у Филимона Коттерфильда. Он в шутку называет их «Филькиной грамотой». Хотите узнать эти секреты? Тогда за дело!
В черном плаще на арене цирка появляется знаменитый Коттерфильд. Одним движением лап он достает две деревянные палочки, похожие на обыкновенный уголки и воротики. Бросает их на мерцающий экран. Закрывает плащом! Ап! «Буква У-У-У» - гудит изумленный зал.
Как же он это делает? Оказывается букву У можно собрать по схеме. Приготовьте «уголок» и «воротики», составьте из них эту букву.
Взмах плаща, и зрители вместо буквы У видят Е. Все поражены! А секрет прост. Догадались? Коттерфильд незаметно переставил детали на экране. Сделайте и вы также.
А это «Шнур-затейник» - еще одна игра Филимона Коттерфильда.
По Городу говорящих попугаев пронесся слух – Филимон Коттерфильд готовит новую программу. Вскоре на Заглавной площади Города появилась афиша: «Известный на весь Фиолетовый Лес факир Филимон Коттерфильд! Небывалые трюки! Опасные виражи! Дикие змеи становятся ручными!»
На вечернем представлении аншлаг – в Фиолетовом Лесу трусливых нет! Под звуки фанфар на арену цирка выходит сам Филимон Коттерфильд. Он поднимает вверх сверкающий щит, взмахивает жезлом. Из корзины медленно выползает змея. Еще один взмах – змея бросается на щит и шипит. Зрители замирают, и даже самым храбрым филонцам становится страшно. Но фокусник опять взмахивает жезлом, и змея послушно ползет по прямой дорожке, делает поворот, один, другой. По залу проносится вздох облегчения…А-а-а-а…
Филимон Коттерфильд – чудесный мастер. Откроем секрет: свои фокусы он готовит заранее, чертит запутанные схемы, репетирует, много раз повторяет одно и то же. Публика даже не догадывается, что щит сделан из дерева, а змеи – это разноцветные шнурки. Щит и змеи игрушечные, зато буквы самые настоящие!
Попробуйте и вы сотворите букву или даже слово!
А вот и замечательная игра - «ТЕРЕМКИ ВОСКОБОВИЧА»!
Это прекрасная учебная модель для подготовки детей к раннему чтению. Уникальная конструкция, оптимальный набор букв, наглядность и образность, простота «конструирования» слогов и «трансформации» слов превращают игру в долгоиграющий восторг!
В играх с кубиками у детей совершенствуются процессы внимания, памяти, мышления, расширяется словарный запас. Они узнают значение незнакомых слов, постигают в процессе игры алгоритм словообразования, придумывают новые слова.
Важно: ребенок на подсознательном уровне овладевает орфографическими исключениями родного языка.
Игра состоит:
- из 12 ТЕРЕМКОВ (разноцветных деревянных коробочек с согласными буквами на гранях):
2 БЕЛЫХ теремка (парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф);
2 ГОЛУБЫХ теремка (парные звонкие и глухие согласные Г-К, Д-Т);
2 ЖЕЛТЫХ теремка (З-С, Ж-Ш);
2 ЛИЛОВЫХ теремка (непарные звонкие согласные Л, Н, М, Р);
2 КОРИЧНЕВЫХ теремка (непарные глухие согласные Х, Ч, Ц, Щ);
2 СЕРЕБРИСТЫХ теремка (непарный согласный Й, заменитель согласных);
- из 12 СУНДУЧКОВ (картонных кубиков-вкладышей с гласными буквами на гранях).
В сказочном городе Буквограде, на Неразговорчивой улице в своих теремках живут буквы:
Стоит БЕЛЫЙ теремок
Кто, кто же в нем живет?
Буква Б и буква П,
Буква В и буква Ф!
(Произношу звуки четко и показываю на гранях Теремка).
- Как вы думаете, какая буква здесь «главная»? (на это указывает цвет Теремка)
- Почему улицу назвали Неразговорчивой? (обитатели Теремка могут произносить только «свой» звук).
- А какие птицы и животные могут «жить» в этом Теремке? (их названия начинаются с букв Б, П, В, Ф).
Точно также обыгрываются остальные Теремки и постепенно выстраиваются на Неразговорчивой улице.
А как же познакомить детей с гласными буквами? А вот как:
Наш веселый паровоз
Арлекинов нам привез!
Каждый в свой вагон садится,
Чтобы в слово превратиться!
Арлекины – это веселые акробаты из Буквоцирка. Они веселят народ, показывают представления и поют песенки. У каждого шута – своя песенка и свой гласный звук. Эти песенки шуты хранят в волшебных музыкальных Сундучках:
в СИНЕМ – А, О, У, Ы, Э (гласные, показывающие твердость согласного звука);
в ЗЕЛЕНОМ – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука).
- В каком Сундучке живет звук У?
- Чья это песенка ? (У-Урлекина).
Итак, на арене Буквоцирка волшебные Сундучки артистов! Первым открывает свой Сундучок Арлекин. Ап! На зрителей посыпались ананасы, апельсины, полетели аисты и даже аэроплан!
- А чем нас удивит Эрлекин? (эскимо, экран).
Завершить игру с Сундучками можно своеобразной физминуткой:
- Пропойте песенку каждого шута и попробуйте показать букву так же, как это делает акробат.
Продолжаем игру:
Всем поднимет настроение
Наше слоговое чтение!
Обитателям Голубого Теремка так понравилась песенка Орлекина, что они пригласили его в гости и спели вместе: Го-о-о, Ко-о-о, До-о-о, То-о-о (использую прозрачные букви и ленты-липучки).
Кстати, ориентироваться на коврографе и располагать буквы правильно детям помогают значки на прозрачных буквах и модели-обозначения пространственных областей (ЛеВ – левой верхней, ПаВлин – правой верхней, ПоНи – правой нижней, ЛаНь – левой нижней).
Так можно играть со всеми Теремками, затем заменить Синий Сундучок на Зеленый, и продолжать играть до тех пор, пока дети не усвоят слитное произношение букв в слоге.
На этом этапе нужно обратить внимание на исключения русского языка: если слог трудно произносить или он вообще не встречается, то в Арке Окошка загорается Огонек («запрет»).
Играем дальше:
Гласные с согласными
Ссорятся напрасно!
Нужно буквы починить
И в слова объединить!
После того, как дети научились слитно читать слоги, можно переходить к составлению слов. Кубики дают прекрасную возможность превратить этот процесс в серию игр:
Теремок мы соберем,
Прочитаем слово «Дом»!
Нам нужен Голубой Теремок, вкладываем в него Синий Сундучок, произносим слог ДО-.
Приставляем к «паровозу» «вагончик» Лиловый Теремок и читаем ДОМ.
Сундучок, крутись, вертись!
Слово «Дым» появись!
Поворачиваем сундучок и читаем новые слова.
- А что у вас получилось?
Задание можно усложнить, если менять и Сундучки, и Теремки.
А мы продолжаем путешествие, и перед нами универсальная игра «Геоконт».
В волшебном Фиолетовом Лесу на Чудесной поляне Золотых Плодов жил-был мудрый паук дедушка Юк.
Однажды пришли к нему в гости внучата-паучата поиграть с волшебными паутинками. Им нравилось натягивать их на разноцветные гвоздики так, чтобы получались разные фигурки.
Поглядел дедушка Юк на паутинки внучат и сказал:
- Вот вам схемы буквенных обозначений Золотых плодов знаний. Играйте сами, внучата-паучата, а мне нынче что-то нездоровится, вторая правая и третья левая лапы ломят. Я пока в тенечке посижу. Если что, зовите. Но я думаю, сами справитесь, ведь вы у меня умелые лапки.
Постройте буквы по схемам или по буквенным кодам.
Также из букв составлять целые слова нас научат «Шнуры-Грамотеи» из серии игр-эрудитов: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка» и «Парусник». Приносит эти игры любопытный и внимательный Всюсь. Он повсюду ищет новые слова! Ведь с помощью шнура в каждой игре можно написать более 200 слов! Наличие кнопок и шнурка способствует овладению действиями – продевать, огибать, закручивать, а использование звездочки-символа (заменителя слова) помогает осознанию ребенком возможности написания нескольких слов, изменяя только одну букву! Игра способствует доведению навыков чтения до автоматизма, совершенствует словотворчество.
Одна из полюбившихся детям игра-трансформер - «Читайка на шариках».
Важный Краб-Крабыч своими клешнями учит ребят складывать шарики с буквами и слияниями, тем самым ребенок тренирует слоговое чтение; учится конструировать слова, находить и группировать их по обобщающему слову-признаку, различать звонкие и глухие согласные звуки, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, занимается словотворчеством.
Важно: в игре предусмотрены четыре уровня сложности, обозначенные цветами шариков.
На первом этапе дети просто читают слоги и воспроизводят получившиеся слова, а дальше они находят слова на определенное задание:
- Что может быть острым? («Читайка-1»)
- Прочитай все имена («Читайка-2»).
Игра «Кораблик Плюх-Плюх» также одна из универсальных. Помимо использования в логико-математическом развитии детей дошкольного и даже младшего школьного возраста, эта игра является незаменимым помощником при обучении детей звуковому анализу слов.
Отправляясь в путешествие во главе с Капитаном Гусем и Лягушатами Матросами, дети с помощью разноцветных флажков легко обозначают место звука в слове, тем самым надувают паруса для попутного ветра.
- Возьмите по картинке (читающим детям можно взять слово), назовите, что у каждого изображено, и обозначьте на мачтах кораблика слева направо от низкой мачты к высокой, каждый звук слова определенным флажком.
- Молодцы, все справились с заданием!
Конечно, за одно выступление невозможно рассказать обо всех играх технологии «Сказочные лабиринты игры», тем более они постоянно обновляются, а мы вместе с детьми знакомимся с новинками. В этом году ждем еще одну посылку!
Самое главное, сложный процесс обучения у нас проходит в игровой форме, а игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведь мы, педагоги, должны помнить, что «игра +обучение = серьезное увлечение»! Так пусть и ваши воспитанники «учатся с увлечением, читают без принуждения!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича в подготовительной группе
Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича в подготовительной группе.Цель - комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей ...
Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича
Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей...
Из опыта работы «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Из опыта работы «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича....
Доклад на тему: Развития интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В.Воскобовича.
Игра в детском возрасте-норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело.Игра отражает внутреннюю потребность детей, в активной деятельности, это средство познания окружающего ми...
Игровая технология "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича и интеллект
В данной статье педагог предлагает свой взгляд на содержание игр технологии, опыт работы детского сада и свой лично. Отражает виды деятельности, в которых возможно использовать игры, героев технологии...
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Для дошколят игра – учеба, игра – труд, игра - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать...
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника С помощью развивающих игр В.В.Воскобовича» На тему: «Знакомство с технологией «Сказочные лабиринты игры В.В.Воскобовича»
Знакомство с развивающими играми В.В. Воскобовича....