Составление творческих рассказов с использованием новых технологий
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: Составление творческих рассказов с использованием новых технологий.

Цель: обучение составлению короткого рассказа от лица неодушевленного предмета, передачи его чувств и эмоций, которые он мог бы испытывать посредством организации занятия по развитию связной речи.

Задачи:

1. Образовательная: формировать умение составлять творческий рассказ по иллюстрациям самостоятельно, используя новые технологии: введение в сказку новых героев, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалог действующих лиц.

2. Развивающая: развивать творчество, фантазию, инициативу, самостоятельность.

3. Воспитательная: воспитывать у детей эмоциональный отклик на общение друг с другом.

Оборудование и материалы: «Волшебная» книга, предметные картинки, ребусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста: (творческое рассказывание)

Возрастная группа: подготовительная.

Тема: Составление творческих рассказов с использованием новых технологий.

Цель: обучение составлению короткого рассказа от лица неодушевленного предмета, передачи его чувств и эмоций, которые он мог бы испытывать посредством организации занятия по развитию связной речи.

Задачи:

1. Образовательная: формировать умение составлять творческий рассказ по иллюстрациям самостоятельно, используя новые технологии: введение в сказку новых героев, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалог действующих лиц.

2. Развивающая: развивать творчество, фантазию, инициативу, самостоятельность.

3. Воспитательная: воспитывать у детей эмоциональный отклик на общение друг с другом.

Оборудование и материалы: «Волшебная» книга, предметные картинки, ребусы.

Предварительная работа: чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса Патрикеевна», «Кот и Лиса».

Содержание деятельность:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Организационно-мотивационный этап

Круг-приветствие

Разгадывание ребусов

Беседа

Проверка знаний детей на правильность речи

Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода? (пасмурная). Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное, тоскливое). Что делает человек в таком настроении? (скучает, хмурится, иногда плачет). Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки. Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? (настроение улучшилось, мы почувствовали тепло рук друзей). И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как ещё можно назвать хорошее настроение? (доброе, веселое, ласковое, радостное, теплое).

Ребята, посмотрите, что сегодня я нашла у дверей нашей группы. Как вы думаете, что это? Верно – это посылка. Но кому она предназначена? От кого пришла? Посмотрим вместе. Садитесь поудобнее (садятся в круг, читают). Адрес наш, а вот от кого она? Не написано. Посмотрите, здесь есть и конверт. Интересно, что в нем? (достает из конверта записку). Смотрите, здесь, что-то написано.

«Разложите буквы в соответствии с числами от одного до десяти, и у вас получится слово»

Ребята, от кого же посылка? (от медвежонка).

Ребята, вот еще одна записка, что в ней? Давайте прочитаем. «Дорогие ребята, приглашаю вас ко мне на праздник».

На какой праздник медвежонок мог нас пригласить? (на новый год, 8 марта, день рождения). Сейчас мы узнаем, о каком празднике шла речь в приглашении медвежонка вот по этим подсказкам, которые любезно прислал нам мишутка.

(Выставляет на доску ребус): необходимо по первым буквам в названии предметов прочитать зашифрованные слова в этом ребусе.

Ребята, медвежонок пригласил нас на день рождения. Как можно назвать день рождения по-другому? (именины, день варенья, мой день, юбилей). Кто приходит на день рождения? (гости). Как вы считаете, кто может быть гостем у медвежонка? (пятачок, кролик, Машенька, ослик). Ребята, нужно ли на дне рождения уметь красиво и правильно говорить? Почему? (да, нужно, чтобы красиво сказать пожелания имениннику, уметь поддержать беседу на разные темы.)

Правильно, вот сейчас я и проверю, умеете ли вы правильно говорить:

а) Ты недадиш, а я взяму ( не дашь, возьму).

б) Я вам задад , подождите.(задам).

в) Верка плювается (Вера плюется).

г) Я, как только лягну, так и вижу сон (лягу).

д) Я твою машинку спрятаю, а ты отыскаешь (спрячу, отыщешь).

е) Ну тогда я сядаю и заплакаю (сяду, заплачу).

Молодцы, ребята, надеюсь, вы всегда будете следить за своей речью, и говорить будете только правильно.

В посылке, которую прислал нам медвежонок еще много интересного, но я думаю, мы возьмём её с собой, по пути она нам пригодиться. Ребята, раз наш герой живет в сказке, то несомненно нас будут ожидать чудеса. Вы готовы? Тогда в путь.

Устанавливают эмоционально-зрительный контакт со сверстниками и воспитателем.

Дети по карточкам составляют слово «медвежонок».

Дети разгадывают ребус, составляют слово «День рождения», вступают в беседу с воспитателем.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

II. Основной этап.

Игра «Предметные картинки»

Беседа

Объяснение правил сочинения сказки.

Сочинение сказки.

Физминутка "Сказка даст нам отдохнуть".

Звучит мелодия, дети падают на «живую полянку», на которой разложены карточки. Дети берут по одной карточке и под музыку медленно двигаются, музыка затихает.
Ребята, это поляна не обычная, а волшебная, вы все превратились в разные предметы, и теперь можете рассказать, что вы чувствуете в этом образе.
Свеча: Я такая грациозная, тонкая, изящная, приношу людям радость, дарю тепло. Жаль, что я таю, таю.
Открытка: Я всегда разная, но очень красивая, меня часто дарят своим друзьям, родным, знакомым. И ещё я храню много добрых пожеланий.

Звучит музыка, дети повторяют движения и опять превращаются в детей (кладут карточки обратно на поляну).
Ребята, то, что мы попали в сказку вы, наверное, уже догадались.

Звучит музыка и голос в записи:
Ой, ничего не понимаю, все перепуталось, все смешались, помогите. Да откройте же меня побыстрее.
Ребята, как вы думаете, какая это сказка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Ничего странного вы не видите? (в сказке появились герои из других сказок: кот Котофеич, лиса Патрикеевна). Да, я тоже, думаю, что некоторые сказочные герои заблудились. Посмотрите внимательно на перепутанную сказку, сколько в ней частей? (три: первая часть - завязка, вторая часть-кульминация, третья часть - развязка) Чем отличается сказка от рассказа? Какими словами может начинаться сказка? (жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве,...)
Ребята рассмотрите рисунки и вспомните сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», думаю , что первая картинка- это начало сказки, а вот дальше будет потруднее, вы должны придумать свое продолжение сказки, ориентируясь на подсказки в виде иллюстраций и по своему усмотрению развить сюжет сказки, но только уже с новыми героями.
Обязательное условие: внимательно слушайте друг друга, продолжайте сказку, сочиненную товарищем, следите за тем, чтобы события сказки развивались последовательно, ну и чтобы сказка закончилась победой добра над злом. Садитесь поудобнее, начинаем сочинять нашу сказку. (играет тихая музыка)

Первый ребенок рассказывает:
Жили-были старик со старухой, и были у них дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

-Сестрица, Аленушка, я пить хочу.

-Подожди, дойдем до колодца.
Но не послушался Иванушка, выпил воды из козьего копытца и превратился в козленочка.
Второй ребенок:
Залилась Аленушка слезами, села под стожок и плачет, а козленочек возле неё скачет. В ту пору проходил мимо кот Котофеич. Спину выгнул, раз-другой фыркнул, усы растопорщил и говорит:

-Что плачешь, милая девочка? Любое горе не беда, когда рядом друзья. Пойдём со мной жить к лисе Патрикеевне, а она нас оладушками да блинами кормить будет, а козленочка твоего маслеными пирогами. Согласилась Аленушка.
Третий ребенок:
Стали они у лисы Патрикеевны жить-поживать, да добра наживать. Алёнушка по дому хлопотала: подметала, убирала, порядок поддерживала. Лиса Патрикеевна пироги пекла, всех ими потчевала. Козлик резвился на полянке возле дома. Всё у них хорошо было, вот только одна беда: тосковала Алёнушка по братцу. Кот Котофеич видел Аленушкино горе и решил ей помочь.
Четвертый ребенок:
Лиса Патрикеевна всем лесным зверям рассказала о силе могучей кота из сибирских лесов. Злая ведьма прослышала про это и решила померяться силой с Котофеичем. Собрался весь лесной народ, всем интересно посмотреть, чем дело закончится. Вышел кот Котофеич: спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой. Тьфу, какой зверюшка маленький, поганенький! -сказала ведьма .
А кот увидел мясо, да как прыгнет, как начнет мясо рвать!
-Мяу да мяу, мало да мало, мне бы оладушков да блинов, мне бы масленых пирогов. Задрожало, за гудела земля, налетел сильный ветер, закачались деревья, страшным голосом завыли звери. Злая ведьма так и затряслась от страха .
- Ой, беда! Мал, да силен, как бы меня не съел! - И убежала восвояси, только чёрное облако от неё осталось. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
То-то рада была Аленушка, стала обнимать да целовать братца. А кот Котофеич лишь довольно улыбался. Тут и сказки конец, кто слушал молодец!

Молодцы, ребята. А сейчас давайте немного отдохнём. Повторяйте слова и движения за мной.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует сестрица Алена:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево — вправо десять раз.

Вот братца Иванушки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

Дети одевают по одной карточке на себя и под музыку медленно двигаются.

Рассказывают, что чувствуют в этом образе.

Снимают карточки и кладут на поляну.

Находят волшебную книгу, раскрывают её.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают рисунки. Слушают правила сочинения рассказов.

Сочиняют сказку.

Выполняют физминутку.

III. Заключительный этап.

Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Как вы считаете, получилась у нас сказка? А она вам показалась интересной или нет? Ребята, а что же в нашей сказке все-таки помогло коту Котофечу одолеть злую ведьму? А какие сказки вы знаете, в которых лишь дружба помогла избежать не приятности?

Ребята, на этом наше занятие подошло к концу.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление описательного рассказа с использованием элементов технологии ТРИЗ"

Составление описательного рассказа с использованием элементов технологии ТРИЗ....

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....

Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

Конспект занятия в подготовительной группе " В гостях у Вини пуха" составление творческих рассказов с использованием новых технологий

Конспект занятия в подготовительной группе " В гостях у Вини пуха" составление творческих рассказов с использованием новых технологий...