Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Калаганова Лидия Валерьевна

Конспект

занятия по развитию речи «Моя семья» по мнемотаблице

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mnemotablitsa_2024.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района Саратовской области»

Конспект  

занятия по развитию речи «Моя семья»

(старший дошкольный возраст)

                                                                                     

                                       

                                                                                                    Калаганова Л.В.,

                   Воспитатель, 4группы

Энгельс

2024 г.


Образовательная программа МДОУ «Детский сад №72»

Возрастная группа: старшая

Тема конспекта: «Моя семья».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создать условия для развития связной речи у детей дошкольного возраста, учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи, Задачи:

  • формировать способность произвольного запоминания, с помощью мнемотаблицы, развивать ассоциативное мышление, формировать у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развивать коммуникативные качества ребенка – свободное общение со взрослыми и детьми;
  • создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания  .

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Оборудование: Сюжетная картина «Семейный очаг», книга с заданиями, мяч,  корзина, дидактическая игра «Четвертый лишний», «Пальчиковая гимнастика. Семья»,  мнемотаблица «Стихотворение. Семья», фотоальбом.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей и родителей

I. Вводная часть

Воспитатель:

-Собрались все дети в  круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг».

 Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:

«Раз — мы низко приседаем,

 Два — мы глазки закрываем,

Три — попробуем мы встать,

 Глазки надо открывать!»

Дети становятся в круг и повторяют слова за воспитателем.

Дети закрывают глаза и произносят слова

II. Основная часть

Воспитатель: (Посмотрите, где это мы с вами очутились, это волшебная комната. А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано?!

 -«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Огонек — я хранитель домашнего очага. Я очень рад, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».

-Так вот, кто такой Огонек! Ну, что ребята, хотите поиграть с книгой?

 Тогда открываем первую главу. Огонек предлагает поиграть в игру «Моя семья».

На столе у меня лежат карточки с изображением членов семьи, вам нужно побрать к ним маленькие карточки с изображением обьектов.

-Ребята, а что такое семья?

-Правильно! Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди.Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.

-Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь.  В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.

 -Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ещё можно сказать: семья – это родственники.

А сейчас я вам предлогаю выучить стихотворение о семье по таблице.

Заучивание стихотворения «Семья» с использованием мнемотаблицы.

Семья

У подъезда Две скамейки.

На скамейках Две семейки.

Одна семья – Антошкина,

Семья другая – Кошкина.

В одной семье – Ребенок,

В другой семье – Котенок.

Но вот встают семейки

 С той и другой скамейки,

И вместе все идут домой…

Они живут одной семьей.  А. Ахундова

-Кем члены семьи приходятся друг другу?

-Мальчик для папы и мамы кто?

-Девочка для папы и мамы?

-Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

-На вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Воспитатель: А нам пора продолжать. Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая, «Фотоальбом»

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нём

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых – У нас у семейства большого.

Воспитатель:А у нас в группе тоже есть фотоальбом!Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья).

 Воспитатель:

-Семья-это родственники в одном доме ,которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физминутка «Семейная зарядка».

- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку: Осенью, весной, летом и зимой       (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй.   (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.              

(взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает,                            (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает,                             (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.                

(руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой                      

(бег на месте)

И качаю головой.                    

(наклоны головы вправо-влево)

-Давайте откроем третью главу, «Поиграй — ка». Хотите поиграть?

Дидактическая игра «Кто какой?» (мячом)

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

 «Дидактическая игра Корзина добрых дел».

 Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

 Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких, сделанное от всего сердца.

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине,столько добрых дел вам предстоит сделать.

Дети  рассматривают волшебную книгу и картинку семейного очага

Дети  выполняют задания.

Ответы детей

дети учат стихотворение

ответы детей.

дети садятся на стульчики

дети рассматривают фото альбом.

Дети составляют рассказ о своей семье

дети выполняют физминутку

Играют в игру.

 

дети отвечают на вопросы

дети выполняют задания

III. Заключительная часть

Воспитатель:

-Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь все за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.

«Раз — мы низко приседаем,

 Два — мы глазки закрываем,

Три — попробуем мы встать,

Глазки надо открывать!».

Воспитатель:

-Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам Волшебной книги? А что понравилось больше всего?  (ответы детей)

-Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.

-Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

Воспитатель:

-Какие молодцы. Я почувствовала вашу любовь к своим близким и заботу о них. И пусть сердечки из игры «Добрых дел» напоминают вам об этом путешествии.

дети выполняют задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Моя семья"

В занятии дается полное представление о семье, ее членах, их ролях, о том что нужно заботиться друг о друге, помогать членам своей семьи....

Конспект занятия по развитию речи "Моя семья"

Затрагиваемые аспекты: говорение, социализация....

Конспект занятий по развитию речи "Мая семья"

Продолжать формировать предстовление детей о семье и их челенах.Любовь к своей семье.Учить правильно называть челенов семьи.Дать понятие семья....

Конспект занятия по развитию речи "Моя семья"

Семья - это начало начал в жизни каждого человека. Из семьи мы выносим то , с чем пойдем по жизни. Поэтому очень важно формировать у детей ценность семейных отношений....