доклад «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО»
материал по развитию речи
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста способствует ее планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_i_organizatsiya_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО»
Хлыстунова В.Е.
Воспитатель МАДОУ д/с «Жемчужинка»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста способствует ее планирование. Планирование основано на научных принципах и ориентировано на качество образования. Содержание работы определяется предварительной диагностикой и учитывает требования детей, родителей, педагогов и, конечно же, соответствует социальному заказу государства, представленному в виде целевых ориентиров:
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» (ФГОС ДО).
Основная цель речевого развития – формирование навыков устной речи и речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком.
Разберем подробно задачи развития речи в ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
- обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы),
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),
- развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия),
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей),
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (изучение процессов различения звуков и соединения их в слова),
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Основные компоненты среды речевого развития дошкольного образовательного учреждения:
• целенаправленная и систематическая работа по речевому развитию детей во всех видах детской деятельности;
• правильная речь взрослых;
• обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях;
• участие родителей в речевом воспитании детей.
Давайте рассмотрим эти компоненты более подробно.
Планирование по речевому развитию в ДОУ представляет собой скоординированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения всех направлений работы.
Единые принципы планирования работы по речевому развитию:
- Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.
- Деятельностный подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).
- Последовательное нарастание требований к речи детей.
- Индивидуальный подход к детям.
- Учет конкретных условий.
- Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования:
- перспективный - динамический процесс, который нуждается в постоянной корректировке в связи с конкретными результатами. Основная задача – обеспечить научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
- календарный – ведется с учетом времени года.
- календарно-перспективный - синтез календарного и перспективного планов. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов.
Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников:
1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме),
2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры),
3) работа с родителями по развитию речи детей,
4) результаты усвоения темы в виде условных обозначений: овладел (+), недостаточно овладел (+-), не овладел (-),
5) индивидуальная работа.
Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОО.
Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали учебные ситуации и ситуации общения. Ведущими являются учебные ситуации, ситуации общения; они могут быть запланированы учителем заранее или возникнуть спонтанно.
Учебная ситуация, в отличие от урока, позволяет дифференцировать подход к детям и в большей степени индивидуализировать учебный процесс.
Данная форма работы характеризуется следующими особенностями. Учебная ситуация планируется и организуется в любое время дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игрой, повседневной деятельностью и процессом общения в группе. Длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу Катю чаем», "Оденем куклу Катю на прогулку" и т.д.
Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа. В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника.
В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи. В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
- Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
- Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...
Сообщение на семинаре «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...
Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
консультация для педагогов...
консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образо...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...