доклад «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО»
материал по развитию речи

Хлыстунова Валентина Евгеньевна

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста способствует ее планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_i_organizatsiya_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО»

Хлыстунова В.Е.

Воспитатель МАДОУ д/с «Жемчужинка»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста способствует ее планирование. Планирование основано на научных принципах и ориентировано на качество образования. Содержание работы определяется предварительной диагностикой и учитывает требования детей, родителей, педагогов и, конечно же, соответствует социальному заказу государства, представленному в виде целевых ориентиров:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» (ФГОС ДО).

Основная цель речевого развития – формирование навыков устной речи и речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком.

Разберем подробно задачи развития речи в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
  • обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы),
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),  
  • развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия),
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей),
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (изучение процессов различения звуков и соединения их в слова),
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Основные компоненты среды речевого развития дошкольного образовательного учреждения:

• целенаправленная и систематическая работа по речевому развитию детей во всех видах детской деятельности;

• правильная речь взрослых;

• обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

Давайте рассмотрим эти компоненты более подробно.

Планирование по речевому развитию в ДОУ представляет собой скоординированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения всех направлений работы.

Единые принципы планирования работы по речевому развитию:

  • Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.
  • Деятельностный подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).
  • Последовательное нарастание требований к речи детей.
  • Индивидуальный подход к детям.
  • Учет конкретных условий.
  • Систематичность педагогического воздействия на речь.

Виды планирования:

  • перспективный - динамический процесс, который нуждается в постоянной корректировке в связи с конкретными результатами. Основная задача – обеспечить научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
  • календарный – ведется с учетом времени года.
  • календарно-перспективный - синтез календарного и перспективного планов. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов.

Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников:

1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме),

2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры),

3) работа с родителями по развитию речи детей,

4) результаты усвоения темы в виде условных обозначений: овладел (+), недостаточно овладел (+-), не овладел (-),

5) индивидуальная работа.

Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОО.

Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали учебные ситуации и ситуации общения. Ведущими являются учебные ситуации, ситуации общения; они могут быть запланированы учителем заранее или возникнуть спонтанно.

Учебная ситуация, в отличие от урока, позволяет дифференцировать подход к детям и в большей степени индивидуализировать учебный процесс.

Данная форма работы характеризуется следующими особенностями. Учебная ситуация планируется и организуется в любое время дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игрой, повседневной деятельностью и процессом общения в группе. Длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим  можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу Катю чаем», "Оденем куклу Катю на прогулку" и т.д.

Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа. В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника.

В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи.  В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
  7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Сообщение на семинаре «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

  Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образо...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...