Картотека игр по развитию звуковой культуры речи для старшей – подготовительной группы
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56
Колпинского района. Санкт – Петербурга.
Картотека игр
по развитию
звуковой культуры речи
для старшей – подготовительной группы
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков
Старшая группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.
Упражнение «Найди братца»
Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.
Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет); теперь со звуком «ль»
Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».
Игра «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.
Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.
В игре должны принять участие все дети.
Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек, (присядет) его ловить нельзя.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.
Игра «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.
Игра «Чья бабочка дальше полетит?»
Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети.
Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.
Чтение скороговорки
Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.
«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.
Упражнение «Назови первый звук слова»
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам раскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».
Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.
Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
Не будильник, а разбудит. Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок. Это Петя… (петушок).
Я сегодня утром рано умывался из-под… (крана).
Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало… (жарко).
Упражнение «Назови первый звук слова»
На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук и звук изолированно.
Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)
Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.
В игре принимают участие все дети.
Чтение чистоговорки
Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдоха по две строки на выдох.
Чок-чок, каблучок, наступил на сучок,
Оторвался, поломался, чок-чок, каблучок.
Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.
Игра «Найди братца»
Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.
Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.
Игра «Назови первый звук слова»
(В кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети.
Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)
Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук (ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь не звонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) .
Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков
Подготовительная группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.
В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе.
Игра «Найди свой домик»
Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный), к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец).
По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.
Дети меняются картинками, и игра повторяется.
Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)
Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.
Упражнение «Найди товарища»
На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.
Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».
Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.
Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».
В игре принимают участие все дети.
Игра «Найди пару»
Детям раздается по одной картинке.
Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.
Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.
Упражнение «Отгадай загадку»
Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной).
Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)
Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.
Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.
Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Упражнение «Отгадай загадку»
На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали. На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.
Упражнение «Куда ударит молоточек?»
Воспитатель на фланелеграфе выставляет картинки: луна, ваза. Давайте назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других: назовите его в слове «лунааа» («а»). Я могу это слово сказать по-другому: «Лу-уна». Получилось слово «луна»? (Нет.) Назовите такой звук в слове «вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно? (Нет.)
— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук); вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».
— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.
Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.
Игра «Назови слово»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека общеразвивающих упражнений для средней, старшей, подготовительной групп
Картотека ОРУ для для физкультурных занятий в детском саду...
Рабочая программа инструктора по физической культуре средняя, старшая, подготовительная группы
Составлена на основе раздела "физическая культура" программы "От рождения до школы", наработанной методической базы ДОУ, а так же наиболле интересного и полезного из опыта коллег, представ...
Конспект по физической культуре в старше - подготовительной группе. «Весёлые старты»
Конспект по физической культурев старше - подготовительной группе.«Весёлые старты»...
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност
Перспективный план реализации парциальной программыО.Л.Князевой, М. Д. Маханевой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»в старше - подготовительной группена 2019-2020 учебный...
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год.
Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М...
Конспект занятия по физической культуре в старшей/подготовительной группе «Королевство волшебных мячей»
Сюжетно-игровое занятие с использованием фитбол-гимнастики для детей, не имеющих опыта занятий на фитболе....
Конспект НОД по физической культуре в старшей/подготовительной группе «Путешествие в весенний лес»
Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед; упражнять детей в ходьбе приставным шагом по гимнастической скамейке; закреплять умения: выполнять правильно разновидности ходьбы (на носочках, с ...