"Методика обучения рассказыванию по картине"
учебно-методический материал по развитию речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и образования детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие детей дошкольного возраста выделено в отдельную образовательную область. Раннее развитие коммуникативной компетентности и культуры общения – залог успешного обучения дошкольников в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_rasskazyvaniya_po_kartine.docx | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Методика обучения рассказыванию по картине.
Выполнила: Грязнова Т.М.
г. Улан-Удэ
Введение.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и образования детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие детей дошкольного возраста выделено в отдельную образовательную область. Раннее развитие коммуникативной компетентности и культуры общения – залог успешного обучения дошкольников в школе. Формирование правильной, хорошей устной речи, навыков речевого общения - одна из важнейших задач дошкольного образования. Однако практика показывает, что количество детей, имеющих серьезные речевые нарушения, ежегодно увеличивается. Для решения данной проблемы перед дошкольными образовательными организациями встаёт вопрос создания комплекса необходимых условий речевого развития дошкольников. Эти условия не возникнут сами по себе, создание их требует большого труда; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции детского сада.
Особое внимание в детском саду необходимо уделять гигиене слуха, зрения, органов речи и культурно-гигиеническим навыкам воспитанников. Не допускать громкого шума, беречь нежные голосовые связки детей: избегать резких криков, визга и громких разговоров на холодном воздухе. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Учёный Феликс Алексеевич Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. Существенную роль здесь также играют явно «не подражательные» элементы — обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». Следует подчеркнуть, что при этом подражание остается фактором речевого развития, однако в основе последнего лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньевская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Согласно А. А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Л.С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, т. е. звуковой. Д.Б. Эльконин писал по этому поводу: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». Такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая его окружает. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. Таким образом, важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста. От темпа речи, ее громкости, от дикции во многом зависят понимание содержания, смысловое восприятие произносимого высказывания, сила и глубина его воздействия на слушателя.
Основная часть.
Важное значение в системе обучения по развитию речи, имеют занятия рассказыванию по картине. В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.
На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; второе способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Типы картин:
1) Предметные
2) Сюжетные
3) Пейзаж
4) Натюрморт
5) Графика
6) Портрет.
Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов. Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; из серии «Домашние животные»). Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Используются и репродукции картин мастеров искусства, пейзажные картины, натюрморт.
Требования к отбору картин для занятия:
1) содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
2) картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
3)условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
4)следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
5) сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.
6) для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета или серия картин. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
7) при подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
Занятия могут проводиться с подгруппой или индивидуально. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине в порядке их усложнения:
Составление описательного рассказа по предметной картине.
Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Ход занятия по рассказыванию по картине. Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей. Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.
Вопросы по картине:
1) Направленные на объект;
2) на действия объекта;
3) на обстановку;
4) для установления связей между частями картины, обстановки и действия ("Для чего?")
5) для переходя за пределы изображаемого;
6) вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины;
7) для активизации словаря;
8) для раскрытия замысла художника, для выявления художественных особенностей;
9) вопросы для внесения общего смысла в понимание содержания
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно. Для этого используются различные дидактические игры с предметными картинками (малыш должен подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают). Примерная тематика картин: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия - беседа.
У детей постепенно формируют умение связно, последовательно
рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его
дополнений, вместе с ним по логической схеме. Занятие заканчивается
небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет
детские высказывания. Важно мотивировать речевую деятельность детей:
показать картину и рассказать о ней кукле, новой девочке, маме и т.д.
Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.
В средней группе цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе. В средней группе рассматриваются и описываются предметные картины, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей. Педагог должен помочь детям в более трудном деле — понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия — начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя-тремя предложениями. Такие разрозненные рассказывания об отдельных частях картины педагог в итоге объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному описанию сюжетной картины, в основе которого лежит подражание речевому образцу. Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более 3). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. В процессе рассматривания выделяются начало, середина и конец сюжета.
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения усложняются. Дети связно, последовательно описывают всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах. В старших группах при, описания картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Назначение сюжетной, многопредметной картины — помочь ребенку составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия. Детям старшего возраста предлагается внимательнее всматриваться в изображения, рассказывать поподробнее. Может прозвучать такой вопрос: о чем хочется вам подробнее всего рассказать? Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее, — описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. (С чего бы, ты начал? О чем, главном тебе хочется рассказать?). В тех случаях, когда дается задание описать только то, что изображено, целесообразнее остановить ребенка, если он начинает излишне расширять рамки повествования, указав, что его задача — другая. Картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки».
Детей обучают следующим типам высказываний:
- описанию и сравнению предметных картин;
- описанию сюжетных картин;
- повествованию по серии сюжетных картин.
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин:
- на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
- вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.
Структура занятия по обучению рассказыванию по картине:
в младшем возрасте:
1) Предварительная беседа (напоминание)+потешки, стихи, сюрпризные моменты.
2) Рассматривание картины, небольшая пауза
3) Вопросы (Кто это? Что это? Что делают?). Вопросы ставятся от основного объекта к второстепенным, раскрывая связи между ними.
4) Обобщающий рассказ педагога (2-3 пр.) После занятия картина остается еще в группе.
В среднем возрасте:
1) Вводная беседа
2) Рассматривание
3) Анализ картины по вопросам
4) Образец рассказа воспитателя (Послушайте, как я расскажу, а потом вы мне расскажете). Может быть использован частичный образец (Я начну, а вы будете продолжать). Может быть использован прием совместной деятельности - совместный рассказ, рассказ по аналогии. В составлении сюжетного рассказа по картине может использоваться коллективное составление; составление рассказа по частям, в конце - обобщающий рассказ.
5) Предложение детям самостоятельно рассказать (к концу года до 5-6 предложений).
В старшем возрасте структура такая же, но добавляются в анализ
продуктивные вопросы, также детей стимулируют самих задавать вопросы
по картине. Используется прием рассказа по плану.
Заключение.
Выводы, для того, чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:
Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Список используемой литературы:
- Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине»
- Ф.А. Сохин Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / . - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с, ил., 4 л. ил.
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
- Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006. -- 96 с.
- Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
- Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. -- М.: Академия, 2006. -- 320 с.
- Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.
- Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
- Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.
- Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн.1: Общие основы психологии. - 345 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2001. - кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
- Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
- Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2007 - С. 130 - 132.
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 433 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
- Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.
- Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. - 215 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
- Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
Технологическая карта НОД по речевому развитию. Составление рассказа по сюжетной картине «Наряжаем ёлку»
Возрастная группа: воспитанники средней группы.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид занятия: интегрированное.
Цель: создание условий для формирования навыков связной речи посредством составления рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
Обучающая: формировать умение внимательно рассматривать картину с помощью вопросов воспитателя, учить составлять описательный рассказ по картине;
Развивающая: упражнять в умении правильно строить предложения, четко проговаривать слова;
Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать товарищей, формировать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Основные методы и приемы работы:
Словесный (объяснение, беседа, рассказ)
Наглядный (показ, рассматривание картины)
Практический (раскрашивание игрушек, развешивание на елку)
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Формы образовательной деятельности:
групповая - участвуют все дети группы;
подгрупповая - делятся на две группы;
индивидуальная - участвует каждый ребенок.
Планируемый результат: научаться составлять рассказ по сюжетной картине «Наряжаем ёлку».
Поддержка инициативы детей: стимулирование высказываний, одобрение идей, предложений детей.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная, музыкальная.
Предварительная работа педагога: подготовить демонстрационный материал, группу к занятию, подбор аудиозаписи.
Предварительная работа с детьми: чтение художественных произведений о зиме, рассматривание картин художников рисовавших зиму, наблюдение за елью во время прогулки, заучивание стихов о зиме, о ёлке, изготовление елочных игрушек из соленого теста.
Оборудование: ноутбук, искусственная елка, мольберт, снежок для рефлексии.
Демонстрационный материал: картина «Наряжаем ёлку» из серии В.В.Гербовой, раскрашенные шишки и елочные игрушки из соленого теста (образцы).
Раздаточный материал: шишки по количеству детей, елочные игрушки из соленого теста не законченные (по количеству детей), гуашь, кисточки для каждого ребенка, стаканчики для воды, салфетки.
Музыкальный ряд: аудиозапись «Шаги по снегу», новогодние песни.
Продолжительность занятия: 20 минут
Структура занятия:
1. Вводная часть – 5 мин.
2. Основная часть – 10 мин.
3. Заключительная часть – 5 мин.
Этап занятия
| Время | Ход НОД | |
Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников | ||
Вводная часть Организационный момент Мотивация Постановка и принятие детьми цели занятия | 5 мин. | Педагог приветствует детей, предлагая пройти на ковер. Включает звук шагов по снегу. - Ой, ребята, что это? Кто пришёл так тихо - тихо Ну конечно не слониха И конечно бегемот Тихо так пройти не мог. И никто из вас не слышал И услышать не могли Как воздушная снежинка Тихо на руку легла И повсюду тишина Это значит, это значит Тихо к нам пришла…. - Ребята, мы с вами знаем много стихов про зиму. Зима В. Степанов Бела дороженька, бела. - О зиме можно сказать много хороших слов. Давайте и мы подберем слова, поиграем в игру и скажем какая бывает зима. Игра «Слова на ладошке» - Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю - Ребята, а какой праздник мы отмечаем зимой? Мы с вами знаем и про елочку много стихов. О. Высотская Ёлка Мама ёлку украшала, Аня маме помогала; Подавала ей игрушки: Звёзды, шарики, хлопушки. А потом гостей позвали И у ёлочки сплясали. - Молодцы, ребята, замечательные стихи подготовили для нашей лесной красавицы. - А чем можно украсить елку? - У нас в группе тоже есть елочка, но посмотрите, что не так, чего не хватает? - Да, ребята, она не украшена, что мы можем сделать? - Конечно, елочку нужно нарядить. - А кто может рассказать, как можно наряжать елочку? - Не переживайте, сегодня мы с вами будем учиться рассказывать про то, как наряжать елочку и украсим ее все вместе. | Дети находятся в свободной игровой деятельности. Дети прислушиваются.
- Зима!
Дети рассказывают стихи о зиме.
Подбирают слова - признаки: снежная, холодная, студёная, долгожданная, ледяная, белая, пушистая, щедрая, сильная. - Новый год. - Ёлочку. Дети рассказывают стихи о елочке.
- Елочными игрушками, шарами и гирляндами. - Нет новогодних елочных игрушек. - Нарядить елочку.
Затрудняются с ответом. |
Основная часть Выполнение действий по задачам НОД | 10 мин | - А теперь, давайте посмотрим, как можно украшать елочку. Воспитатель показывает детям картину «Наряжаем ёлку» - Пожалуйста, посмотрите на картину. - Что вы видите на картине?
- Какая ёлка? - Что делают дети? - С кем дети украшают елку? - Да, вы правы, дети вместе с воспитателем украшают елку. - Посмотрите, что делает воспитатель? - Девочка в желтом платье любуется красивой… - А девочка в голубом фартучке повесила на елку… - За спиной воспитателя стоит … - Он держит коробку… - Давайте посмотрим, какие игрушки уже висят на елке? - Молодцы, вот сколько игрушек на елочке! - А вы заметили, что украшена не только елочка, но и стены зала. - На стенах висят… - Как вы думаете, веселый праздник будет у ребят? - Что будут делать дети возле елочки? - Какие вы умницы, хорошо рассмотрели картину, давайте с вами отдохнем. Физминутка «Ёлочка» огнями елочка, Составление рассказа по картине - Сейчас попробуем составить рассказ по картине с помощью моих вопросов. - Сначала послушайте мой рассказ. На картине дети с воспитателем в детском саду готовятся к новому году, украшают елку. Елочка стоит в зале. Воспитатель собирается повесить на елку шарик. У нее красивое сиреневое платье. Девочка в желтом платье любуется красивой, голубой снежинкой. Девочка в синем платье повесила на елочку красную звездочку. За спиной у воспитателя стоит мальчик в зеленом костюмчике, он держит в руках коробку с шариками. На елочке уже висит много игрушек. Стены зала украшены звездочками и гирляндой. У ребят будет веселый праздник. Они будут петь, танцевать, рассказывать стихи, играть. - А теперь мы послушаем ваши рассказы. Кто хочет рассказать? - Что вы видите на картине? - Какая ёлка? - Что делают дети? - С кем дети украшают елку? - Что делает воспитатель? - Девочка в желтом платье любуется красивой… - А девочка в голубом фартучке повесила на елку… - За спиной воспитателя стоит … - Он держит коробку… - Какие игрушки уже висят на елке? Воспитатель помогает, хвалит детей. - Молодцы! Замечательные рассказы у вас получились. - А теперь давайте оденем нашу елочку в красивый наряд. - Я приглашаю вас в новогоднюю мастерскую. Для этого мы с вами разделимся на группы. У меня есть мешочек, в котором есть игрушки, вы опускаете ручку в мешочек достаете игрушку и проходите к тому столу, где лежит такая игрушка (шарики из соленого теста, шишки). - Игрушки у нас не раскрашены, я предлагаю вам их раскрасить. - Зимой идет снег и наши шишки сейчас превратятся в зимние при помощи краски и кисточки. Какого цвета снег, какого цвета краску нужно взять, чтобы нарисовать снег? Какого цвета краску нужно взять, чтобы раскрасть елочные игрушки? Аккуратно обмакиваем кисть, удаляя о край баночки излишки краски и вести кисть в одном направлении, раскрашиваем шишку, поворачивая в процессе раскрашивания. Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. - Раскрашенные шишки и игрушки оставляем сохнуть в подставках. | Дети подходят к мольберту, на котором закреплена картина.
- Ёлку, детей, воспитателя.
- Зелёная, пушистая, красивая. - Наряжают ёлку, вешают игрушки - С воспитателем.
- Воспитатель собирается повесить шарик на елку. - голубой снежинкой. - красную звездочку. - мальчик в зеленом костюмчике. - с шарами – красными и зелеными. Перечисляют игрушки, которые висят на елке.
- Да.
- звездочки, гирлянды. Высказывают свои предположения. - Они будут петь, танцевать, водить хоровод вокруг высокой, зеленой, нарядной елки. Дети выполняют движения: Поднимают руки вверх. Опускают через стороны, вниз Наклоны вправо, влево Ходьба на месте, улыбка
Дети внимательно слушают.
Составляют рассказ с помощью воспитателя.
По очереди подходят, достают игрушку и проходят к столам. 1я группа раскрашивает шишки. 2я группа раскрашивает елочные игрушки из соленого теста.
- Белый, белую
- Красную, синюю, желтую, зеленую.
Самостоятельная работа детей
|
Заключительная часть | 5 мин. | - Молодцы, ребята, замечательные получились у всех игрушки! Давайте все вместе нарядим нашу елочку. - Вот какая у нас нарядная и красивая елочка. Возле такой елочки и поплясать хочется. - Чем мы с вами занимались сегодня?
- Чему научились? - О чем мы составляли рассказ?
- И у нас с вами теперь тоже есть красивая елка, которая будет нас радовать.
Рефлексия Снежок волшебный, будете отвечать. - Молодцы, ребята. Вы сегодня большие молодцы. Спасибо вам большое за работу! А теперь можно и потанцевать возле нашей елочки. (включает музыку). |
По очереди подходят и развешивают игрушки на елочке.
- Рассматривали картину, раскрашивали игрушки, украшали елочку. - Мы учились составлять рассказ. - О елке, о новом годе, о том кто украшал елочку и чем ее украшали.
Называют, как им было на занятии интересно и весело или было грустно и трудно.
Танцуют. Уходят в свободную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"
рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...
Методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста.
Развитие связной монологической речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В докладе представлена методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста...
Консультация "Методика обучения рассказыванию по картине"
Консультация для педагогов...
Методика обучения рассказыванию по картине
Методика обучения рассказыванию по картине...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
Методика обучения рассказывания по картине...
Методика обучения рассказыванию по картине
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи....
Методика обучения рассказыванию по картине
Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстр...