Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пряхова Ирина Геннадьевна

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников интегративных качеств. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных комплексных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Не секрет, что рассказывание по картине вызывает затруднение и у детей, и у педагогов. Детей трудно "разговорить".  Данный  вид  деятельности является  самый сложным в  развитие речи, ребенок  учится  самостоятельно составлять рассказ  по увиденному. В данном конспекте занятия для реализации каждой задачи были  подобранны  различные  приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых  побуждать детей к активной речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_koshka_s_kotyatami.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цель: Развитие связной речи детей с помощью картины «Кошка с котятами» 

Задачи:
Образовательные. Развивать умение внимательно рассматривать картину. Формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно. Закреплять умение в подборе определений к качествам кошки и котят (пушистая, мягкая, теплая).
Развивающие. Развивать умение согласовывать слова в предложении, умение определять местоположение предмета (возле, около, рядом). Развивать умение согласовывать речь с движениями. Закреплять умение называть домашних животных и их детенышей.
Воспитательные. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным, желание заботиться о них. Воспитывать уважение к другим детям на занятии, умение слушать сверстника, не перебивать друг друга.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Сутеева «Три котёнка», рассказа Е.Чарушина «Кошка», С.Маршака «Усатый полосатый». Рассматривание картин из серии «Домашние животные», составление описательного рассказа по игрушке, беседа «Домашние животные – наши друзья».

Оборудование: Картина «Кошка с котятами» О.Капустиной, картинки с изображением домашних животных и их детенышей, мишка.

Ход занятия:
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришел наш друг Мишка. Он сказал мне, что ничего не знает о домашних животных и путает их. Вот он играл в игру «Помоги найти маму» и посмотрите, как подобрал картинки. Давайте поможем ему разобраться. (На столе картинки домашних животных и их детенышей).
- Ребята, давайте расскажем Мишке как называется домашнее животное и его детеныш. (Дети по очереди выполняют задание – находят картинку домашнего животного и его детеныша. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш — щенок, у козы — козленок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у овцы – ягненок, у свиньи – поросенок, у кошки-котенок).
- Сегодня ребята, мы расскажем Мишке о домашнем животном, которого очень любят все взрослые и дети. А о ком идет речь, вы узнаете из загадки. (Воспитатель читает загадку).

Лапки мягкие ступают,

Всех мышей вокруг пугают,

На солнышке пригрелась у окошка,

Пушистая и ласковая ...

Дети: кошка

Вот сегодня мы с вами рассмотрим картину, которая называется «Кошка с котятами». (Воспитатель помещает на доску картину и организует беседу по ней.)

Воспитатель: Кто нарисован на картине?

Дети: Кошка и котята.

Воспитатель: Что делают котята?

Дети: Играют около мамы.

Воспитатель: А что делают рыжий котенок?

Дети: Лакает молочко.

Воспитатель: Какого котенка еще вы видите?

Дети: Серого, пушистого.

Воспитатель: Что можно про него сказать?

Дети: Он играет с клубочком.

Воспитатель: Что делает третий котенок?

Дети: Спит.

Воспитатель: Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят? Воспитатель предлагает детям вместе рассказать про кошку и котят.

«Эта картина называется…кошка с котятами. Кошка…большая, пушистая, белолапая. Она смотрит…на своих котят. У кошки-мамы три котенка- один рыжий, другой серый, а третий серый с белыми пятнами. Полосатый котенок…свернулся клубочком и спит около мамы. Рыжий котенок…лакает молоко из блюдца. А третий котенок…весело играет с клубком ниток. Всем – кошке и котятам …хорошо, радостно.

Далее воспитатель приглашает к столу трех детей: первый рассказывает про кошку-маму, второй про котят, третий придумывает концовку рассказа.

-Молодцы, ребята. А хотите тоже превратиться в маленьких котят?

- Покружились, покружились и в котяток превратились.

Вы будете маленькими котятами, повторяйте за мной.

Надувала кошка шар,   ( имитация движений на развитие речевого дыхания.)

А котёнок ей мешал.

Шалунишка лапкой «хоп!»

И надутый шарик « хлоп!».( с-с-с-с-с)

Поморгал котёнок глазками,

Улыбнулся маме ласково.

И сказал: не буду я

Мешать маме никогда!

- А еще котята очень любят играть. Как вы думаете, с чем? (С бантиками)

- Хотите с ними поиграть?

(Развитие речевого дыхания. Дети дуют на бантики, что бы те отлетали как можно дальше)

- Ой, какие хорошенькие котятки! А теперь пора превращаться опять в ребяток. Покружились, покружились и в ребяток превратились!

- Вот мы и стали опять детьми.

Воспитатель. Пришло время вернуться к нашей картине.

Пока мы с вами играли, котята все спрятались за клубочки.  Нужно угадать кто там спрятался и тогда клубочек откроется. Кто спрятался под розовым клубочком.

- Да, правильно это Рыжик.

- А кто хочет про него рассказать? Какой он?

Выходит ребенок, рассказывает.

- У Рыжика, рыжая шерстка, она мягкая, пушистая, так и хочется ее погладить.

У Рыжика глазки зеленые, а еще у него глаза веселые, озорные.

 Рыжик подошел к блюдцу и пьет молоко.

(Дети рассказывают про каждого котенка)

Воспитатель: А теперь составим рассказ по картине.

Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.

Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

«Эта картина называется…кошка с котятами. Кошка…большая, пушистая, белолапая. Она смотрит…на своих котят. У кошки-мамы три котенка- один рыжий, другой серый, а третий серый с белыми пятнами. Полосатый котенок…свернулся клубочком и спит около мамы. Рыжий котенок…лакает молоко из блюдца. А третий котенок…весело играет с клубком ниток. Всем – кошке и котятам …хорошо, радостно.

Рефлексия деятельности.

- Ребята, наше занятие заканчивается. Что мы делали? Что вам было интересно?

Мишка говорит вам большое спасибо за то, что вы ему рассказали о домашнем животном – кошке и её детенышах – котятах. Он больше никогда их не перепутает. Мне тоже понравилось то, как вы отвечали на мои вопросы, подробно составляли рассказы о котятках. Картину я оставлю в группе до конца дня. Может из вас кто – то еще захочет рассказать о том, какая красивая кошечка и её котята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

План-конспект по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи.Тема. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».  Форма организации: ситуативный разговорЦель.  Продолжить развивать у д...

Конспект открытой НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

Конспект открытой НОД по развитию речи в средней Образовательная область: Развитие речиИнтеграция: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; музыкальное развитиеТип: интегратив...

Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе "Составление рассказа по картинке "Кошка с котятами"

Конспект занятия по "Развитию речи"  в средней группе  "Составление рассказа по картинке "Кошка с котятами"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цель: формировать умение составлять рассказ по картине с помощью взрослого         Задачи:Образовательные: -формировать умение внимательно рассматривать картину;-фор...