Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников интегративных качеств. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных комплексных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
Не секрет, что рассказывание по картине вызывает затруднение и у детей, и у педагогов. Детей трудно "разговорить". Данный вид деятельности является самый сложным в развитие речи, ребенок учится самостоятельно составлять рассказ по увиденному. В данном конспекте занятия для реализации каждой задачи были подобранны различные приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждать детей к активной речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_koshka_s_kotyatami.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: Развитие связной речи детей с помощью картины «Кошка с котятами»
Задачи:
Образовательные. Развивать умение внимательно рассматривать картину. Формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно. Закреплять умение в подборе определений к качествам кошки и котят (пушистая, мягкая, теплая).
Развивающие. Развивать умение согласовывать слова в предложении, умение определять местоположение предмета (возле, около, рядом). Развивать умение согласовывать речь с движениями. Закреплять умение называть домашних животных и их детенышей.
Воспитательные. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным, желание заботиться о них. Воспитывать уважение к другим детям на занятии, умение слушать сверстника, не перебивать друг друга.
Предварительная работа: Чтение сказки В. Сутеева «Три котёнка», рассказа Е.Чарушина «Кошка», С.Маршака «Усатый полосатый». Рассматривание картин из серии «Домашние животные», составление описательного рассказа по игрушке, беседа «Домашние животные – наши друзья».
Оборудование: Картина «Кошка с котятами» О.Капустиной, картинки с изображением домашних животных и их детенышей, мишка.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришел наш друг Мишка. Он сказал мне, что ничего не знает о домашних животных и путает их. Вот он играл в игру «Помоги найти маму» и посмотрите, как подобрал картинки. Давайте поможем ему разобраться. (На столе картинки домашних животных и их детенышей).
- Ребята, давайте расскажем Мишке как называется домашнее животное и его детеныш. (Дети по очереди выполняют задание – находят картинку домашнего животного и его детеныша. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш — щенок, у козы — козленок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у овцы – ягненок, у свиньи – поросенок, у кошки-котенок).
- Сегодня ребята, мы расскажем Мишке о домашнем животном, которого очень любят все взрослые и дети. А о ком идет речь, вы узнаете из загадки. (Воспитатель читает загадку).
Лапки мягкие ступают,
Всех мышей вокруг пугают,
На солнышке пригрелась у окошка,
Пушистая и ласковая ...
Дети: кошка
Вот сегодня мы с вами рассмотрим картину, которая называется «Кошка с котятами». (Воспитатель помещает на доску картину и организует беседу по ней.)
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Кошка и котята.
Воспитатель: Что делают котята?
Дети: Играют около мамы.
Воспитатель: А что делают рыжий котенок?
Дети: Лакает молочко.
Воспитатель: Какого котенка еще вы видите?
Дети: Серого, пушистого.
Воспитатель: Что можно про него сказать?
Дети: Он играет с клубочком.
Воспитатель: Что делает третий котенок?
Дети: Спит.
Воспитатель: Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят? Воспитатель предлагает детям вместе рассказать про кошку и котят.
«Эта картина называется…кошка с котятами. Кошка…большая, пушистая, белолапая. Она смотрит…на своих котят. У кошки-мамы три котенка- один рыжий, другой серый, а третий серый с белыми пятнами. Полосатый котенок…свернулся клубочком и спит около мамы. Рыжий котенок…лакает молоко из блюдца. А третий котенок…весело играет с клубком ниток. Всем – кошке и котятам …хорошо, радостно.
Далее воспитатель приглашает к столу трех детей: первый рассказывает про кошку-маму, второй про котят, третий придумывает концовку рассказа.
-Молодцы, ребята. А хотите тоже превратиться в маленьких котят?
- Покружились, покружились и в котяток превратились.
Вы будете маленькими котятами, повторяйте за мной.
Надувала кошка шар, ( имитация движений на развитие речевого дыхания.)
А котёнок ей мешал.
Шалунишка лапкой «хоп!»
И надутый шарик « хлоп!».( с-с-с-с-с)
Поморгал котёнок глазками,
Улыбнулся маме ласково.
И сказал: не буду я
Мешать маме никогда!
- А еще котята очень любят играть. Как вы думаете, с чем? (С бантиками)
- Хотите с ними поиграть?
(Развитие речевого дыхания. Дети дуют на бантики, что бы те отлетали как можно дальше)
- Ой, какие хорошенькие котятки! А теперь пора превращаться опять в ребяток. Покружились, покружились и в ребяток превратились!
- Вот мы и стали опять детьми.
Воспитатель. Пришло время вернуться к нашей картине.
Пока мы с вами играли, котята все спрятались за клубочки. Нужно угадать кто там спрятался и тогда клубочек откроется. Кто спрятался под розовым клубочком.
- Да, правильно это Рыжик.
- А кто хочет про него рассказать? Какой он?
Выходит ребенок, рассказывает.
- У Рыжика, рыжая шерстка, она мягкая, пушистая, так и хочется ее погладить.
У Рыжика глазки зеленые, а еще у него глаза веселые, озорные.
Рыжик подошел к блюдцу и пьет молоко.
(Дети рассказывают про каждого котенка)
Воспитатель: А теперь составим рассказ по картине.
Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
«Эта картина называется…кошка с котятами. Кошка…большая, пушистая, белолапая. Она смотрит…на своих котят. У кошки-мамы три котенка- один рыжий, другой серый, а третий серый с белыми пятнами. Полосатый котенок…свернулся клубочком и спит около мамы. Рыжий котенок…лакает молоко из блюдца. А третий котенок…весело играет с клубком ниток. Всем – кошке и котятам …хорошо, радостно.
Рефлексия деятельности.
- Ребята, наше занятие заканчивается. Что мы делали? Что вам было интересно?
Мишка говорит вам большое спасибо за то, что вы ему рассказали о домашнем животном – кошке и её детенышах – котятах. Он больше никогда их не перепутает. Мне тоже понравилось то, как вы отвечали на мои вопросы, подробно составляли рассказы о котятках. Картину я оставлю в группе до конца дня. Может из вас кто – то еще захочет рассказать о том, какая красивая кошечка и её котята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
План-конспект по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».
Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи.Тема. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Форма организации: ситуативный разговорЦель. Продолжить развивать у д...
Конспект открытой НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
Конспект открытой НОД по развитию речи в средней Образовательная область: Развитие речиИнтеграция: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; музыкальное развитиеТип: интегратив...
Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе "Составление рассказа по картинке "Кошка с котятами"
Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе "Составление рассказа по картинке "Кошка с котятами"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: формировать умение составлять рассказ по картине с помощью взрослого Задачи:Образовательные: -формировать умение внимательно рассматривать картину;-фор...