Мастер-класс "Развиваем речь детей с помощью чистоговорок и скороговорок"
методическая разработка по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_razvivaem_rech_detey_s_pomoshchyu.docx | 112.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Чебурашка»
МАСТЕР КЛАСС:
«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ
ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК
Воспитатель: Н.Г. Иванова
пгт. Междуреченский, 2023 г.
Развитие речи у дошкольников - важное направление в работе воспитателя детского сада. Ему необходимо постоянно искать новые способы и методические приемы в активизации речевой деятельности детей.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития ребенка.
У детей старшего дошкольного возраста, по речевому развитию как правило, уже имеют богатый словарный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят звуки. Я столкнулась с такой проблемой, что в нашей группе из – за речи дети затрудняются пересказывать рассказы, с выражением читать стихи, правильно произносить звуки в словах, владеют небольшим словарным запасом. Иногда речь детей недостаточно четкая и внятная. Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь.
Преодолеть эти недостатки помогут различные чистоговорки и скороговорки.
Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие). При заучивании чистоговорки можно использовать картинку. Затем можно обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки.
Игра «Доскажи словечко»
Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу...» (ребенок отвечает «шары»),
Ла – ла – ла, новая (ребенок отвечает «юла»)
Олк – олк – олк – серый (ребенок отвечает «волк»)
Игра «Какой, какая, какое?»
Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками:
- Са – са - са какая коса? (ребенок отвечает «са-са-са - острая коса).
- Ка – ка – ка какая река? (ребенок отвечает «ка-ка-ка – глубокая река).
- Со-со-со, какое колесо? (ребенок отвечает со-со-со – круглое колесо)
- Ро ро ро какое ведро? (ребенок отвечает ро – ро - ро железное ведро)
Лет – лет – лет какой самолет? (ребенок отвечает лет – лет – лет большой самолет)
Мон – мон – мон какой лимон? (ребенок отвечает Мон – мон – мон кислый лимон)
Игра «Один - много»
Са - Са-лиса, Сы – Сы - лисы, Ис - Ис-много лис.
Ар – ар – ар один шар, ры – ры – ры воздушные шары, ов – ов – ов много шаров.
Яч – яч – яч один мяч, Чей – Чей – чей много мячей.
Ок – ок – ок у меня один снежок, ки – ки – ки у меня снежки, ов – ов – ов много снежков.
Игра «1-2-5»
- Аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей.
- Ка-ка-ка одна снежинка, ки-ки-ки две снежинки, нок – нок - нок пять снежинок.
- Ирь-ирь-ирь один снегирь, ря-ря-ря два снегиря, Рей-рей-рей пять снегирей.
- Шка-шка-шка одна матрешка, шки-шки-шки две матрешки, шек- шек – шек пять матрешек.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух, а также скороговорки развивают память у детей. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром.
Перед заучиванием скороговорки, с ребенком с начало можно рассмотреть картинки, задавая вопросы, а ответы ребенка должны быть полными.
- Что нарисовано на первой картинке? (река)
- На реке кого поймали (на реке поймали рака).
- Повторим это предложение по картинкам (На реке поймали рака).
- Что нарисовано на третьей картинке? (рак)
- Что вышло из – за рака? (из – за рака вышла драка)
- Давай повторим, что у нас получилось (из – за рака вышла драка)
- Это Рома забияка, что он сделал? (Бросил в реку рака).
- Давай повторим, что у нас получилось
На реке поймали рака.
Из – за рака вышла драка
Это Рома забияка.
Снова в реку бросил рака.
Первый шаг – правильно выучить скороговорку. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.
Второй шаг - учимся делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Игра «Скажи по - разному»
Скороговорка: «Тощий Кощей тащит ящик овощей». Теперь можно поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Можно использовать разные способы заучивания:
1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
В работе по разучиванию скороговорок и чистоговорок обязательно нужно использовать артикуляционную гимнастику, поэтому у нас в группе создан уголок «Веселый язычок» и картотека «Артикуляционных гимнастик», созданы папки – картотеки: «Волшебные скороговорки», «Чистоговорки в картинках», разработан альбом схематизации скороговорок. Консультации «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок», «Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно - работы с детьми», «Использование скороговорок на занятиях по речевому развитию». Для родителей разработаны консультации «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?», «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками», В дальнейшем запланирована выставка рисунков «Нарисуй скороговорку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем речь детей с помощью скороговорок
Значение скороговорок в жизни дошкольника...
развитие речи детей с помощью скороговорок.
развитие речи детей с помощью скороговорок...
Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»
Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития все...
«Развиваем речь детей с помощью скороговорок»
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Э...
Развиваем речь детей с помощью скороговорок
Скороговорки- отличный инструмент для развития речи детей...
Развитие речи детей с помощью скороговорок
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной развития речи детей является потребность общен...
Консультация для родителей «Развиваем речь детей с помощью скороговорок».
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок говорил красиво, понятно, четко. Как этого можно добиться? Но над этим нужно работать. Бывает, что ребёнок выговаривает все звуки, но речь ...