Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Учимся вежливости»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морозова Татьяна Владимировна

Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить (закрепить) знания детей с различными формами приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.

Воспитательные: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Развивающие: развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Учимся вежливости»

Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить (закрепить) знания детей с различными формами приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.

Воспитательные: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Развивающие: развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:

-Ребята! Давайте встанем в круг и друг другу улыбнёмся. Молодцы!

От наших улыбок стало сразу светлее.

- Добрый день! - тебе сказали,

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

(Для активизации мышления, для создания непринужденной обстановки)

Ребята, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми…

(ответы детей 2-3чел.).

Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми и, конечно же, вежливыми.

А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Быть внимательным, доброжелательным, помогать друг другим людям. Вот сегодня на занятии мы с вами и узнаем, что же нужно делать чтобы быть вежливыми. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите кто это?

Дети: – Незнайка.

Воспитатель: — Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята, скажите, что нужно было сделать Незнайке, прежде чем зайти в группу?

Дети: – Поздороваться.

- Правильно, поздороваться. Ведь когда мы здороваемся, мы желаем здоровья этому человеку, в ответ мы тоже слышим слово «здравствуйте!» - это нам тоже пожелали здоровья.

Дидактическая игра «Приветствие».

Воспитатель: А какие еще слова приветствия вы знаете?

Утром, когда вы приходите в детский сад что нужно сказать?

-доброе утро, здравствуйте,

Воспитатель: А с друзьями как можно поздороваться?

- привет.

Воспитатель: Если нам днем нужно поздороваться? Мы говорим?

-добрый день, здравствуйте, привет.

Воспитатель: А если вечером нам нужно поздороваться? Мы говорим?

-Добрый вечер.

Воспитатель: – Дети, я думаю, Незнайка все понял. Давайте пригласим его, на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.

Отгадывание загадок.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему«…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала«…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала«…» (Спасибо)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем«…» (Будь здорова)

Говорит Лиса Матрё на:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи«…» (Пожалуйста)

Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова»

Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

Воспитатель: Но чтобы быть вежливыми нужно не только знать вежливые слова, но и совершать вежливые поступки.

Посмотрите на эти картинки, здесь изображены разные поступки: вежливые и невежливые Рассматривание картинок с разными поступками детей.

.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я буду вам задавать разные ситуации, а вы их будете выполнять. Проверим какие вы вежливые ребята.

Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением : «Сходи пожалуйста и попроси у Елены Михайловны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель контролирует, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложки. Представили?

А сейчас попробуем представить, что наша группа — младшая, а Катя пришла к нам с поручением.

— Здравствуйте, — говорит Катя и замолкает.

— А как в этом случае будешь вести себя ты, Варя? А ты, Саша? — спрашивает педагог. — Видите, как непросто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей».

А поступить следовало вот как. Вы вошли в группу. Кого вначале следует поприветствовать? Воспитателя и няню«Добрый день, Елена Михайловна! Добрый день, Светлана Юрьевна!» Затем надо поприветствовать детей«Доброе утро, малыши! Приятного аппетита!» Только после этого можно обратиться к воспитателю с просьбой«Елена Михайловна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки»В заключение надо сказать«Спасибо! До свидания!»

— Всем все понятно? —Давайте попробуем еще раз.

Воспитатель:— Теперь предположим, что я послала вас к соседям не утром, а вечером, (упражнение повторяется еще дважды).

. А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».

Педагог выслушивает реплики детей. Хвалит ребенка, предложившего «гостье» стул. Объясняет, что в этом случае тот, кто окажется ближе других к гостье, должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Татьяна Владимировна ненадолго вышла и сейчас вернется».

Просит повторить модель правильного поведения.

Сценка с «приходом гостя» повторяется 2—3 раза.

Игра «Вежливо- невежливо»

Чтобы Незнайка смог лучше усвоить правила вежливости поиграем в игру «Вежливо- невежливо»

Слушаем внимательно!

Если человек поступает вежливо- хлопаем в ладоши, невежливо –топаем ногами.

-Поздороваться при встрече это … (вежливо- хлопаем)

- Толкнуть и не извиниться – это …. (невежливо – топаем)

- Помочь, поднять упавшие вещи….

-Толкнуть и не извиниться….

- Уходя, сказать«До свиданья» ….

- Громко разговаривать….

- Сказать«Приятного аппетита».

Воспитатель:

- Молодцы!

Надеюсь, что Незнайка усвоил сегодня правила вежливого поведения.

Рефлексия:

-О каких особенных словах мы сегодня говорили?

- Почему эти слова очень важные?

- Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Мы с вами сегодня говорили о вежливых словах и поступках, узнали, как вести себя, когда тебя послали с поручением в другую группу, и как себя нужно вести когда в группу приходит гость

- Вы сегодня молодцы, все старались, внимательно слушали, отвечали на вопросы. 

- Не забывайте, пожалуйста, волшебные слова!

Научите им своих сестер и братишек, родных и близких, чтобы мир вокруг стал добрее и светлее!

А Незнайка останется в группе, чтобы наблюдая за вами продолжить обучение вежливым словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....

Конспект НОД для старшей группы по развитию речи "Урок вежливости"

В данном материале представлен конспект занятия по речевому развитию на тему "Вежливые слова".Цель:формировать доброжелательность,вежливость,уважение к окружающим.Развивать способность оцени...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Учимся вежливости»

Цель: Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.Задачи:Образовательные: познакомить ...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...