Игры и упражнения по работе с буквами
консультация по развитию речи (старшая группа)

Екатерина Александровна Ревякина

С помощью игры они познают окружающий мир, учатся, развиваются… Предлагаемые несложные игры и игровые упражнения со звуками и буквами помогут вашему ребёнку усвоить важные и нужные сведения, приобрести умения, необходимые для полноценного овладения такими школьными навыками, как чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_s_igrami.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по работе с буквами

Упражнение «Выдели заданную букву»

(не более 5 мин. каждый день). Взрослый дает задание, в зависимости от того, какие буквы ребенок забывает или путает. Ребенку нужно выделить в любой книге или в любом печатном тексте все заданные буквы. Например: «спрячь» в квадрат за 2 мин. все буквы «А»; «спрячь» за 3 мин. все буквы «А» в квадрат и все буквы «О» в кружок; подчеркни за 4 мин. все буквы «Ш» одной чертой и «Щ» – двумя.

Полезны задания, усложняющие узнавания букв

«Перевернутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв», «Каких букв больше».

Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы «Л» получилась «И»; из «Щ» - «Ц»).

На развитие памяти и внимания

«Какой буквы не стало/Что изменилось?» - перед ребенком выкладывается ряд букв, начиная с 3 - 4, взрослый предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Можно поменять буквы местами или добавить ещё одну букву, а ребенок говорит, что изменилось. Играть нужно с постепенным увеличением ряда букв.

Упражнение «Составь из данных букв слова» (например, д м ы – дым; р, в, о, д, а - дрова). Начинать нужно с простых слов, постепенно усложняя их.

Упражнение «Найди букву, которая встречается во всех словах»

Слова нужно напечатать. Например:

Роза, барабан, гриб, ракета, телевизор;

палатка, плита, вол, лодка, пилот;

писатель, салют, весло, карусель, сад;

рота, тор, пот, пилот, матрос

Игра «Путаница»

Вы называете шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить. Например, Русская красавица своей КОЗОЮ славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную ГОРКУ. Поэт закончил строчку, в конце поставил ДОЧКУ. Прошлой ночью дождик был, в ПОЧКУ он воды налил. Более простой вариант данной игры, когда вы просто называете слова с ошибками, а ребенок их исправляет. Так, взрослый говорит ребенку слово с ошибкой и кидает мяч (например, саяц), ребенок говорит слово правильно (заяц) и возвращает мяч.

Работа со звуками «Поймай звук»

Вы говорите ребенку разные слова, в которых ему необходимо поймать заданный звук, хлопнув в ладоши. Например, «поймай звук [с] в словах: кот, сани, коса, пальто», поймай звук [С’] в словах сено, лето, лось, синица, осел. Родителям нужно помнить, что в букве могут «жить» 2 звука – мягкий и твердый! Например, твердый [Р] (РА, РО, РУ, РЫ), мягкий [Р’] (РИ, РЕ, РЁ, РЮ, РЯ).

Игра «Самый внимательный»

Взрослый произносит слоги со сходными звуками (например, ба-па/па-ба, ба-па-ба/па-ба-па). Задача ребенка, послушать и повторить также. Можно играть с перекидыванием мяча друг другу. Главное, чтобы ребенок научился без ошибок повторять. Начинайте с двух слогов, затем переходите на три. Примеры слогов: фа-ва /ва-фа, ва-фа-ва / фа-ва-фа / ва-ва-фа, да-та-да, ка-га-ка, ра-ла-ра, ша-жа-ша, са-ша-са, ва-ла-ва, за-са-за, жа-за-жа, ча-тя-ча, ха-ка-ха, ма-на-ма. Гласный звук заменяйте на другие.

Игра «Соседи звука»

Взрослый дает задание найти (на слух) в слове соседей определенного звука. Например, «Определи на слух соседей звука П». Слова: компот (соседи звука П – М и О), почка (сосед звука П – только звук О). Для этого, когда ребенок произносит слово, он старается произносить слово медленно (кооомммпооот, пооочка), для того, чтобы слух успел уловить, заданный звук П и его «соседей».

Игры и упражнения по работе с буквами

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Ребенок подбирает слово на конечный звук предыдущего слова. Например: весна — автобус — слон — нос — сова… Взрослый может подбирать слова новые для ребенка, но объясняя их значение. Таким образом, вы обогащаете словарный запас.

Игра «Ударь гласный звук»

Игра поможет находить ударение в словах, если в этом есть затруднения. Ребенку достаточно сжать руку в кулак. Проговаривая слово в медленном темпе, ребенок ведет кулак по воздуху и «ударяет» гласный звук (делает удар кулаком в воздухе). В это время голосом выделяем этот гласный (например, чемодАн). Если ребенок выделил не тот гласный (например, чЕмодан), обращаете внимание на то, что слово звучит неверно и пробуете «ударить» другую гласную.

Игра «Придумай слова на заданный звук»

Победит тот, кто вспомнит больше слов на заданный звук (например, на звук В: ваза, выбор, вол, выдра и т.д.).

Игра «Заколдованное слово»

Вы произносите несколько звуков и просите ребенка составить из него слово. Например: К, О, Т – кот; П, Е, Т, У, Х – петух. Внимание! Нужно произносить звуки изолировано.

Важным этапом в логопедической работе является формирование и развитие языкового анализа и синтеза, а также связной речи.

Работа с предложениями

Упражнение «Сколько слов в предложении?»

Взрослый читает предложение, а ребенок считает количество слов в нем. Первое время акцентируйте голосом внимание ребенка на предлогах, которые часто не замечаются.

Упражнение «Назови нужное слово в предложении»

Взрослый просит послушать предложение и назвать третье (четвертое, пятое и т.д.) слово по счёту.

Упражнение «Назови лишнее слово»

Взрослый просит послушать предложение и назвать лишнее слово. Например, «Дети катались с огромной бегали горы». «Крот живёт под над землёй». «Ваня любит играть в детском мыльном саду».

Игра «Составь предложение»

Взрослый просит ребенка составить из слов предложение и говорит ему несколько слов (например: гулять, пойду, вечером, я, другом, с). Ребенок внимательно слушает и составляет предложение (Вечером я пойду гулять с другом). Затем можно усложнять задания, предлагая слова в начальной форме (гулять, пойти, вечер, я друг, с).

Игра «Исправь ошибку в предложении»

(можно играть с перекидыванием мяча). Взрослый произносит предложение с ошибкой, а ребенок исправляет. Например, «Лебедь плыл озеру». – «Лебедь плыл по озеру». «Мы купили красный яблоки». – «Мы купили красные яблоки». «Листья падают из деревьев». – «Листья падают с деревьев». «Коза пасёт девочку». – «Девочка пасёт козу».

Упражнение «Схема текста»

Ребенок слушает или читает текст. Затем рисует к нему схему. Главным правилом схемы является рисование картинок вместо слов, либо запись первой буквы слова. Каждое предложение рисуется отдельно, а затем весь текст пересказывается по схеме. Со временем можно зашифровывать уже не все слова в предложении, а только самые необходимые.

Например:

Смелый кот.

Смелый кот вышел из дома на прогулку. Его звали Буся. Котик запрыгнул на забор. Потом шустрый кот залез под лавку. Через час Буся нагулялся и пошёл домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для работы с гиперактивными и агрессивными детьми.

В пособии предлагаются игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. Сборник адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здоров...

Игры и упражнения для работы над ударением

В данном материале представлены стихи, игры и упражнения для знакомства детей дошкольного возпаста с ударением...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Лексические игры и упражнения. Согласный звук и буква Р.

Задачи:обогащать и активизировать речь детей;формировать предпосылки языковой грамотности....