Лексические игры и упражнения. Согласный звук и буква Р.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Задачи:

обогащать и активизировать речь детей;

формировать предпосылки языковой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

старшая подготовительная к школе группа

Тема: Лексические игры и упражнения. Согласный звук и буква Р.

Задачи: обогащать и активизировать речь детей;

формировать предпосылки языковой грамотности.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте!

Вспомним, ребята, для чего нужны звуки и буквы?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

II. Повторение пройденного материала:

Какая буква лишняя? а уоныи

- Какие бывают звуки(гласные, согласные)

- Какие звуки называются гласными(Поются, нет преграды.)

- Какие звуки называются согласными(Не поются, есть преграда)

III. Объяснение нового материала.Знакомство с новым звуком:

а) Выделение звука [р] из слов;

-Отгадайте загадку:

Цветное коромысло

Над городом повисло. (Радуга)

- Определите первый звук в этом слове.

-Отгадайте другую загадку:

Не конь, не птица, А нос, как спица. (Комар)

- Определите последний звук в этом слове.

б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его характеристика и обозначение;

Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.

- губки свободны;

- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует;

- посередине язычка идет теплая воздушная струя;

- “горлышко” работает.

-Кто издает такой звук? На что похож звук [р](рычит собака)

Символ звука : собака громко рычит:[Р-Р-Р]

-Дадим характеристику звука [р]

(согласный, твердый, звонкий).

А может ли звук р быть мягким?

В слове Рита какой первый звук(мягкий)

Назовите домашних животных, в названии которых есть[р].

Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику. Согласные звуки будем обозначать синими кружочками, а гласные – красными.

([Р] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 2-ой звук, дайте его характеристику

([О] – гласный)

-Назовите 3-ий звук, дайте его характеристику

([З] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 4-ый звук, дайте его характеристику

([А] – гласный)

- Сколько звуков в этом слове(4)

Физкультминутка. (музыкальная на выбор воспитателя)

г) Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов с новой буквой.

Звук [Р] обозначается буквой Р(эр) (показ)

На что похожа буква Р (ответы детей)

Ручка круглая у трости трость для деда сделал Костя.

Напишем букву р в воздухе.

Игра «Доскажи словечко»:

Лесники её котят

Взять с собою не хотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это (рысь).

В река большая драка-

Поссорились два (рака)

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у (зверей)

-Теперь прочитайте слоги

ра ро ру ры ри

Рефлексия

С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?

Охарактеризуйте звуки [р, р’].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Звуковая карусель 2. Согласный звук и буква М м

Все родители сталкиваются с проблемой обучения ребенка чтению. Дети изучают буквы и пробуют читать первые слова в раннем возрасте, когда они еще не привыкли заниматься. Чтобы добиться успеха в изучени...

Звуковая карусель 3. Согласный звук и буква Н н.

Здесь мы будем, играя, учить буквы. Используя обучающие игры, ребёнок с интересом будет осваивать азбуку....

Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....