мастер-класс с родителями детей средней группы "Вместе играем-речь развиваем"
материал по развитию речи (средняя группа)

Гараева Елена Александровна

Цель: познакомить родителей с методами и приемами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста, укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_v_sredney_gruppe.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями детей средней группы по теме

«Вместе играем – речь развиваем»

Подготовила:

учитель-логопед

 Е.А.Гараева

Ход. (дети сидят напротив своих родителей, каждая семья за отдельным столом)

Добрый вечер! Рада видеть вас на нашем мастер-классе.

Речь – это не врожденная способность, ее развитие зависит от речевой среды ребенка. Для детей 4-5 лет речь является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они составляли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов. Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в этом возрасте, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если даже потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы. Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

        К сожалению, в наше время очень много детей имеют речевые нарушения, это звуковые нарушения, лексико-грамматические нарушения, и нарушения связной речи.

При звуковых нарушениях у одних детей могут отсутствовать один –два звука, а у кого-то больше десяти звуков. Возраст 4-5 лет, самый лучший возраст для постановки звуков, когда речь и фонематический слух детей на стадии формирования (фонематический слух –это способность к слуховому восприятию речи, фонем). 

Лексико-грамматические нарушения — это когда у ребенка ограниченный словарный запас и нарушение грамматического строя речи (например, мой машина). (слайд)

О связной речи мы поговорили выше.

        Конечно родитель играет огромную роль в развитии речи ребенка, от него зависит на сколько будет красивой и четкой речь. Так как дети копируют взрослых, находящихся в их ближайшем окружении.

 Сегодня мы с вами немного поиграем.

Одной из важнейших функций при развитии речи ребенка является артикуляционный аппарат. Можно найти множество игр для его развития.

Перед ребенком стоит зеркало, родитель показывает ребенок повторяет.

«Веселый язычок» (видео)

        Так же при речевом развитии немаловажную роль играет дыхание. Дыхание бывает двух видов физиологическое и речевое. Их основное отличие в том, что физиологическое-непроизвольное, а речевое-процесс управляемый. Особенности каждого вида дыхания отличаются тем, что при физиологическом мы вдыхаем и выдыхаем носом, а при речевом - вдох/довдох и выдох осуществляется ртом.

При развитии речевого дыхания важно следить за выдохом. Ребенок вдыхает через нос, выдыхает через рот, не надувая щек (это очень важно при постановке звуков).

Дыхательных игр так же предостаточно: надуть шарик, мыльные пузыри, вертушки, свистелки и так далее. Так же можно сдуть предметы: ватку, карандаш, небольшой легкий мячик, пух, снежинку и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в настольный футбол. Оторвите кусочек ватки, вместе с ребенком скатайте из него шарик. Шарик кладем в центр стола и дуя на шарик забиваем гол. Не забываем главное условие, не надуваем щеки на выдохе.

        Еще один вид гимнастики, это пальчиковые игры. многие из вас слышали о влиянии мелкой моторики на развитие речи. Оно заключается в том, что выполнение ребенком любого ручного труда стимулирует работу речевых центров. Это связано с тем, что использование жеста в качестве средства общения появилось раньше, чем устная речь.

         Что поможет развитию мелкой моторики: это рисование, вырезание, мозаика, лего, пуговицы, бусины, выкладывание рисунков из палочек, ниток, игры с прищепками, шнуровки и многие другие игры. Так же можно использовать потешки для пальчиковых игр.

«Семья»

 Этот пальчик — дедушка,

 Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик — папочка,

 Этот пальчик — мамочка,

 Этот пальчик — Я,

 Вот и вся моя семья.

Так же с детьми важно играть в речевые игры. Например,

Игра «Какой – какая – какое?»
Подберите как можно больше слов-признаков к названиям предметов. Апельсин (какой?) … большой, вкусный, спелый, сочный, оранжевый.

Платье (какое?) …пышное, красивое, нарядное, новое, яркое.

Машина (какая?) …. Грузовая, большая, красная, быстрая, грузоподъемная.
Игра «Скажи наоборот»
Данная игра проводится с мячом. Родителям предлагают подобрать слова-антонимы, сказать «словечки-наоборот». Например, один мяч большой, а другой маленький, конфета сладкая, а лимон кислый, снег белый, а земля черная и т.д. (карточки)
II часть – игровые приемы развития грамматического строя.
А сейчас я предлагаю вам поиграть с вашими детьми в речевые  игрыи закрепить ряд грамматических форм:
- игра «Один – все» (образование множественного числа существительных в именительном падеже);
- игра «Чего (кого) нет?» (образование родительного падежа существительных в единственном числе);
- игра «Один – два» (согласование числительных «один – два» с существительными);
- игра «Жадина: мой-моя-моё-мои» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
- игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных).

Поиграем все вместе в игру, а потом каждый родитель поиграет со своим ребенком по образцу.  
Каждой семейной паре (ребенок –родитель) картинка одного предмета.


Ответ ребёнка
«Что (кто) это?»
Это банан
«Один – все»
Банан, а все бананы
 «Чего (кого) нет?»
Нет банана
 «Один – два»
Один банан, два банана
 «Жадина»
Мой банан
«Назови ласково»
Бананчик


Вот такие несложные, но очень важные для правильной, красивой, развитой речи игры можно играть с детьми. И не обязательно для них искать игрушки, картинки, можно играть с предметами, которые нас окружают дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Круги Луллия" для детей средней группы детского сада

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ  для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  внос...

Мастер-класс "Весенний топиарий" для детей средней группы.

Назначение: Украшение интерьера, изготовление подарка ко дню Матери.Описание: Мастер – класс рассчитан на детей старшего школьного возраста, педагогов, родителей и творческих людей.Цел...

Конспект мастер-класса с участием родителей в средней группе

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством     изготовления аппликации из цветной бумаги                  ...

Консультация для родителей «Будем летом мы играть, речь ребенка развивать»

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают коорд...

Мастер–класс для педагогов на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Доказано, что...

Консультация для родителей детей средней группы «Играем-речь развиваем»

Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического ...