Консультация для родителей детей средней группы «Играем-речь развиваем»
консультация (средняя группа)
Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
детей средней группы
«Играем-речь развиваем»
Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха.
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?
Развитый фонематический слух – важная предпосылка усвоения в существующей сегодня в школе методики обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.
Кроме того, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.
Характеризуя речь детей от шести до семи лет в норме, нужно отметить, что словарь ребенка увеличивается до 3000-5000 слов. Но их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:
• звукопроизношение (может быть: смазанность речи, сжатая артикуляция, отсутствие звука, неправильное произношение звуков: замена звука, искажение или смешение). Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
• фонематический слух – узнавание звука в потоке речи.
• фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.
• лексико-грамматическое развитие - наблюдается бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.
Нарушения развития речи необходимо устранить до поступления ребенка в школу.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам в интересной форме подготовить ребёнка к школе.
Игры, позволяющие научить ребенка прислушиваться и узнавать неречевые звуки.
Игра «Что ты слышишь?».
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов, шум воды, шелест газеты, звон ложек и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра «Шумящие мешочки».
Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Где позвонили?»
Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос «где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
Игра «Что, где, как?»
Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
Игра «Угадай, что звучит».
Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.
Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Игра «Похлопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игры, развивающие фонематическое восприятие
Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребёнка к обучению в школе.
Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы общего типа школу. У нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.
Появляющиеся в начальных классах нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребенка.
Чтобы ребёнок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, грамотно писал, ему необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Для этого необходимо развивать фонематическое восприятие (различение звуков родного языка):
• различение гласных – согласных звуков;
• различение звонких- глухих, твердых-мягких звуков;
• различение порядка звуков в слове
Кроме того, ребёнку необходимо интенсивно развивать словарь и овладеть правильным звукопроизношением.
Родители должны всегда помнить, что учиться - играя вместе, всегда веселее!
Игра «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
• Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
• Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
• Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей) .
• Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
• На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
• Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.
Игра «ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
• Под землею не размокла вся оранжевая… (свекла)
• Когда последний луч потух, в лесу завыл большой… (петух)
• В огороде до сих пор под землею… (помидор)
• Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь)
• Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)
• Он зовется «царь зверей», Потому что… (соловей)
Игра «Сколько звуков».
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Отгадай слово».
Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы. о, .ук, ку. ак).
Игра «Доскажи словечко».
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
• На ветке не птичка –
Зверёк – невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это?. (белка)
• Ты не бойся.
Это (гусь)
Я сама его боюсь.
• Роет землю старый (крот).
Под землёю он живёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....
Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Программные задачи: Образовательные задачи:- расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в ж...
Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в общем развитии ребенка....
Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...
Консультация для родителей детей средних групп "Воспитание интереса у детей к музыке"
Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверно...
Статья рекомендации для родителей детей средней группы по теме: «Развиваем речь во время новогодних каникул»
Рекомендации и примеры игр для развития речи ребенка, для расширения его кругозора во время новогодних каникул...
Консультация для родителей «Будем летом мы играть, речь ребенка развивать»
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают коорд...