Особенности словесного творчества у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Леонова Мария Олеговна
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, иными словами, у детей развивается понимание образной стороны речи. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте. Следует отметить, что в дошкольном возрасте дети имеют уникальные возможности в речевом творчестве, а именно, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, тем не менее, для формирования такого творчества необходимо создать оптимальные условия, которые будут способствовать целостному раскрытию творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста.
О.И. Киселёва, О.А. Кривоногова выделяют следующие этапы формирования детского словесного творчества: 
1) накопление опыта – на этом этапе, благодаря обогащению жизненного опыта ребенка и его познанию окружающего мира, происходит формирование основы творческой деятельности; 
2) процесс творчества – на этом этапе у ребенка появляются идеи будущего продукта творческой деятельности и поиск художественных средств. Основная роль на этом этапе отведена целевым установкам, поступивших от второго лица (например, взрослого – «Придумаем рассказ»). Наличие замысла побуждает детей к поиску средств его реализации: поиска композиции, выделении поступков героев, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания; 
3) новая продукция – заключительный этап словесного (художественного) творчества. Дошкольник представляет продукт творческой деятельности другим людям, в частности для оценки. Проявляет заинтересованность в конструктивной критике взрослого, стремиться довести деятельность до конца, чтобы получить эстетическое удовольствие от своей деятельности [12, с. 81].
Выделяем следующие преимущества и основные характеристики детского словесного творчества: 
– ребенок воссоздает воспринятые ранее образы. Чем богаче накопленный опыт восприятия, тем сложнее, интереснее создаваемый сюжет нового произведения. Развивается творческое воображение, активизируются процессы мышления, памяти; 
– созданные образы гармонично выстраиваются в речи ребенка, образуя логическое повествование. Маленьким автором эмоционально подаются наиболее успешные сочетания словесных выражений и придуманного содержания. Происходит невероятный скачок в речевом развитии; 
– восхищение созданным продуктом творчества, признание собеседника ведут к формированию устойчивого стремления к творческому созиданию. Чувство самокритики, эстетические переживания формируют основу для нравственного становления и эмоционального развития личности, определяя ее поведенческие реакции [12, с. 81]. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности словесного творчества у детей дошкольного возраста

Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, иными словами, у детей развивается понимание образной стороны речи. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте. Следует отметить, что в дошкольном возрасте дети имеют уникальные возможности в речевом творчестве, а именно, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, тем не менее, для формирования такого творчества необходимо создать оптимальные условия, которые будут способствовать целостному раскрытию творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста.

О.И. Киселёва, О.А. Кривоногова выделяют следующие этапы формирования детского словесного творчества:

1) накопление опыта – на этом этапе, благодаря обогащению жизненного опыта ребенка и его познанию окружающего мира, происходит формирование основы творческой деятельности;

2) процесс творчества – на этом этапе у ребенка появляются идеи будущего продукта творческой деятельности и поиск художественных средств. Основная роль на этом этапе отведена целевым установкам, поступивших от второго лица (например, взрослого – «Придумаем рассказ»). Наличие замысла побуждает детей к поиску средств его реализации: поиска композиции, выделении поступков героев, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания;

3) новая продукция – заключительный этап словесного (художественного) творчества. Дошкольник представляет продукт творческой деятельности другим людям, в частности для оценки. Проявляет заинтересованность в конструктивной критике взрослого, стремиться довести деятельность до конца, чтобы получить эстетическое удовольствие от своей деятельности [12, с. 81].

Выделяем следующие преимущества и основные характеристики детского словесного творчества:

– ребенок воссоздает воспринятые ранее образы. Чем богаче накопленный опыт восприятия, тем сложнее, интереснее создаваемый сюжет нового произведения. Развивается творческое воображение, активизируются процессы мышления, памяти;

– созданные образы гармонично выстраиваются в речи ребенка, образуя логическое повествование. Маленьким автором эмоционально подаются наиболее успешные сочетания словесных выражений и придуманного содержания. Происходит невероятный скачок в речевом развитии;

– восхищение созданным продуктом творчества, признание собеседника ведут к формированию устойчивого стремления к творческому созиданию. Чувство самокритики, эстетические переживания формируют основу для нравственного становления и эмоционального развития личности, определяя ее поведенческие реакции [12, с. 81].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум на тему: "Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работ...

Семинар-практикум для педагогов "Технология ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста"

Подобраны игры на развитие творческого воображения, коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17016640","attributes":{"alt":"","class":"me...