Мастер - класс "Речевые игры"
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Мастер – класс
«Речевые игры»
Разработчик
Нечеухина Светлана Викторовна
воспитатель
I квалификационной категории
Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
- Повышать уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
- Обучать воспитателей навыкам правильной организации совместных речевых игр с детьми.
- Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в работе с детьми.
Актуальность темы мастер-класса
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
ХОД:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
-Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Учимся играть в игры вместе с детьми»
- Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке или во время режимных моментов, включить в образовательную деятельность.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между взрослым и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Уважаемые коллеги, предлагаю сейчас посмотреть некоторые игры с детьми.
Приветствие
- Приветствуем друг друга и дети и воспитатели, свободно двигаясь по комнате. Услышав один хлопок – здороваемся как мужчины, два хлопка – как близкие люди, три – как женщины.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие фонематического слуха
- Придумать слова на заданный звук: одно съедобное, второе – несъедобное
На звук «б»: банан - билет
На звук «к»: клюква – ковер
Вариант: дети сами придумывают звук и слова к нему.
Игра «Поезд» (цепочка слов)
Цель: обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных, глаголов, прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок помощью взрослого составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка».
Вы задаёте вопрос:
- Кошка, бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная...
- Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор...
- Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, прямым...
- Что еще может быть прямым?
- Линия, дорога, взгляд... и т.д.
Игра «Где находятся слова»
Цель: активизация словарного запаса
Считалочка для игры:
- Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде
На полу, на потолке, на носу и на руке
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово.
Варианты игры:
+ летает (бабочка, муха, самолет), плавает, ползает
+ какое слово можно найти на небе (облако, самолет, птица,луна)
+ какое слово можно найти на земле, в лесу, в борще, в компоте, в саду, в комоде (можно использовать мяч)
Игра «Небылицы»
- Найти на картинке и рассказать о том, чего не бывает в действительности.
Цель: составление сложных предложений, использование в речи союзов и предлогов, развитие связной, грамматически правильной речи. Развитие фантазии, воображения.
Игра «Найди похожее и различное»
(картинки: стул и кресло, птица и самолет, дерево и бревно и т.д.)
Цель: формирование умения составлять небольшой рассказ- описание о предмете, умения видеть общее и различное. Обогащение речи ребёнка прилагательными, глаголами. Развитие мышления, речи.
Игра «Шкатулка с сюрпризом» (элементы технологии «Синквейн")
Цель: активизация и обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами.
Дети выбирают на ощупь предмет в шкатулке, отвечают на вопросы,
относительно этого предмета.
Задания:
- назвать слово с числительными 1, 2, 5
- один-много, с заданным цветом
- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
- три глагола, показывающие действие понятия.
- короткое предложение с этим словом
Прощание
- Вы сегодня не ленились, хорошо все потрудились
Сегодня нам пора прощаться, а завтра снова будем заниматься.
Всем мы скажем на прощание дружно… «до свидания»
Уважаемые коллеги, предлагаю сейчас поиграть с вами.
Психогимнастика «Путешествие»
Игра «Собираем чемодан»
Цель: развитие словесной памяти
Телесно – ориентированное упражнение на развитие моторики «Орешки по кругу»
Цель: развитие моторики
- Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Игра «Бюро находок»
Цель: формирование умения составлять небольшой рассказ- описание о предмете. Обогащение речи ребёнка прилагательными, глаголами. Развитие мышления, речи.
В эту игру интересно играть всей группой или подгруппой, а можно поиграть вдвоём. Роль клиента и работника бюро можно выполнять по очереди.
В «Бюро находок» на хранении находятся самые разные предметы (шапка, перчатки, зонтик, неваляшка, футбольный мяч, машинка и т.д.). Хозяин потерянной вещи должен как можно точнее описать сотруднику «Бюро находок» свою потерю, не называя предмет.
Вариант для взрослых: описать, не называя более сложные, абстрактные слова, которые написаны на карточках. Например: зигзаг, удача, запонка, карамель, коланхое, знаток, облигация и т. п.
Методика «Расскажи стихи руками»
- Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.
(педагог предлагает отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за ней движения)
-Едем, едем на машине (имитация движения рулём)
-Нажимаем на педаль (ногу согнуть, выпрямить)
-Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)
-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
-Дворники считают капли:
-вправо-влево, чистота(руки согнуть в локтях перед собой, ладони
раскрыть, направив их от себя, одновременно
влево - вправо)
-Волосы ерошит ветер (поводить над головой раскрытыми ладонями и
растопыренными пальцами)
-Мы - шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх,
остальные сложить в кулак)
(предлагается повторить стихотворение ещё раз уже с проговариванием слов.)
Речевая технология «Синквейн»
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из вас с ним знакомы.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Порядок написания синквейна:
• Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
• Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
• Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
• Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример вы можете видеть на плакате.
Упражнение «Назови эмоцию» (один педагог читает, остальные отгадывают)
Цель: упражнять педагогов в выразительном чтении стихотворений с заданной эмоцией.
Итог
И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».
Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:
— Иди вперёд, иди вперёд!
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»
Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...
мастер - класс "Игры наших мамочек"
Этот материал будет интересен как воспитателям, так и родителям, желающих самостоятельно воспитывать и развивать своих детей. Он содержит опыт родителей - воспитателей семейных детских садов с описани...
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...
Мастер-класс "Игры взрослых, игры детей"
Тема: «Игры-путешествие на участке детского сада»Цель: Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации игр-путешествий в дошкольном образовательном учреждении...
Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"
Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....
Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".
Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...