Картотека речевых игр
картотека по развитию речи (младшая группа)

Боровик Светлана Павловна

Речевые игры помогают ребенку подружиться со словом,учат рассказывать,отыскивать интересные слова, активизировать речь.

А главное, они не требуют много времени и дополнительной атрибутики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ В РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения. Данные игры способствуют формированию естественному звучанию голоса, звуковой культуры речи и пения.

ДОЖДЬ

Дождь, дождь, дождь с утра (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Солнышко, солнышко (Ритмичные хлопки)

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Легкие прыжки с хлопками)

ЛИСТОПАД

Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (Трут ладошкой о ладошку)

ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК

Развитие чувства ритма. Ребенок берет инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечает ритмическую пульсацию.

Дождик капнул на ладошку - Кап-кап, кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку - Кап-кап, кап-кап-кап!

Застучал по крыше он - Кап-кап, кап-кап-кап!

И раздался чистый звон - Кап-кап, кап-кап-кап!

- А какая это шишка? (протягивает ладошки вперед)

-Я не знаю, - шепчет мишка. (пожимает плечами)

Научим мишку мы считать:

Один, два, три, четыре, пять. (ребенок загибает пальчики и считает их)

ДОЖДИК, ЛЕЙ!

Развитие эмоциональной сферы, координации движений.

Дождик, лей, лей, лей. (Помахивают кистями рук)

На меня и на людей. (Руки к груди и разводят в стороны)

На людей по ложке, (ладошки сложены в «ложки»- углубления)

На меня по крошке, (руки к груди и пальцы сложены в щепотку)

А на бабу Ягу (Руками схватиться за голову, покачать головой)

Лей по целому ведру. (Руки бросить вниз с наклоном туловища)

ЕЖИК

Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.

Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежик сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, -да, да, да (идут по кругу)

Был клубочком и без ножек, да, да, да

Не умел он хлопать – (качают головой) Хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки)

Не умел он топать- (качают головой) топ-топ-топ (притопы)

Не умел он прыгать (прыжки на двух ногах)- Прыг- прыг-прыг.

Только носом шмыгал (качают головой)

Шмыг-шмыг-шмыг (показать пальчиком нос)

В лес ребята приходили, да, да, да.

И ежа плясать учили, да, да, да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг

А он их носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг

КОЛОКОЛЬЦЫ

Колокольцы-бубенцы раззвонились удальцы

Диги-диги, диги-дон,

Угадай, откуда звон

(колокольчики, бубенчики, выбирают водящего, который сидит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками, прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.)

СОЛНЫШКО

Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут, (Притопы)

По камушкам скачут. (Легкие прыжки с хлопками)

К солнышку стучим в окно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)

Ведь тебя мы ждем давно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)

Лучики нам протяни, (вытянуть руки вперед)

Нас покрепче обними. (Объятия)

КТО КАК ХОДИТ

Кошка ходит по-кошачьи, (Пружинящий шаг)

Ходит крадучись она.

А собака по-собачьи (Ходьба с высоким подъемом колена)

Ходит, гордости полна.

По-утиному- утенок чуть вразвалочку идет. (Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

По-козлиному козленок (Подскоки)

Скачет рожками вперед.

По-слоновьи ходит слон, (Ходьба, опираясь на ступни и ладони)

Тяжело ступает он.

По-гусиному — гусята (Ходьба в полуприседе)

Важно шествуют шажком.

А по улице ребята —(Бег с постепенным переходом на ходьбу)

Кто вприпрыжку, кто пешком

ЛОШАДКА

Скок, лошадка, скок, скок!

По дорожке — цок, цок! (Четвертными длительностями ударять поочередно ладонями по коленям)

Цок да цок — стучат копытца, (Восьмыми хлопать в ладоши)

Цок да цок — лошадка мчится.

А по ямкам, по овражкам —

Тюх-тюх-тюх, тюх-тюх-тюх! (Перетопы ногами в ритме четверть-четвертьполовинная)

А по кочкам, а по кочкам — Бух, бух, бух, бух! (Половинными длительностями ударять кулачками по коленям)

ЕЖИК

По сухой лесной дорожке — Топ-топ-топ (топочут ножки)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк — превратится еж в клубок.

(Ребята стоят, слегка согнувшись, руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачиваются на полу клубком)

ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ

Играет кот на скрипке: (Имитировать игру на скрипке)

Тили-ли! Тили-ли! (Прохлопать ритм в ладоши)

На блюде пляшут рыбки: (Сделать волнообразные движения кистями рук) Хлюп-хлюп, люли! (Два хлопка по коленям, два хлопка в ладоши — 2 раза) Хлюп-хлюп, люли! Танцуют чашки, блюдца: («Фонарики»)

Дзинь-дзинь, хо-хо! Дзинь-дзинь, хо-хо! (Два «фонарика» над головой, два скользящих удара ладонью о ладонь («тарелочки») — 2 раза.

А лошади смеются: (Постукивать пятками об пол, руки как бы держат вожжи)

И-и-и-го-го! И-и-и-го-го! (На «И-и...» поднять обе руки вверх, пальцы сжаты в кулаки; на «го-го» — опустить их вниз)

МЕДВЕЖАТА

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили:

Вот так и вот так, еще эдак, еще так.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали:

Вот так и вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили

Вот так и вот так, они из речки воду пили.

А потом они плясали, Дружно лапы поднимали:

Вот так и вот так, дружно лапы поднимали.

ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН

Дети встают в круг и передают друг другу бубен под слова:

Побежал веселый бубен быстро-быстро по рукам,

У кого веселый бубен, тот сейчас сыграет нам!

(Ребенок, у которого на окончание текста оказался бубен, играет на нем плясовую, а все дети произвольно танцуют)

ВЕТЕРОК

Ветерок листвой шуршит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу. (Дети потирают ладонь о ладонь)

В трубах громко он гудит (Хлопают над головой руками) -У-у-у, у-у-у

Поднимает пыль столбом- Бом-бом-бом, бом-бом бом. (Топают ногами)

Дует он везде, кругом –

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. (Переступают, повернувшись вокруг себя)

Может вызвать бурю он-

Страх-страх, страх-страх. (Руки в стороны, делают вращательные движения)

Не удержится и слон - Ах-ах, ах (Покачивают головой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...