Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"
консультация (подготовительная группа)
Картотека речевых игр в подготовительной группе
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
1) Игра «Узнай настроение»
Задача: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.
Описание. Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.
2) Игра «Прислушайся»
Задача: развить остроту слуха.
Описание. Игра проводится с группой из 4-5 детей. Дети сидят по кругу.
Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если Ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.
3) Игра «Слушай и выполняй»
Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.
Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».
4) Игра «Живые звуки»
Задача: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]), другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились» , получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.
5) Игра «Закончи слово»
Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.
Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Ребенок должен догадаться с помощью картинки, что это за слово, и повторить его полностью.
По мере тренировки взрослый может произносить слова без картинок, давая ребенку задание добавлять в конце какой-то определенный звук (или прямой слог) и назвать слово целиком.
Например: эти слова нужно закончить звуком [к] - ма(к), со(к), жу(к), лу(к), ра(к), моря(к), ры-ба(к), вол(к), ба(к) или слогом ка-: бан(ка), соба(ка), игол(ка), май(ка), ромаш(ка) и т. д.
6) Игра «Постучим»
Задача: развить слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок, совершенствовать навыки порядкового счета.
Оборудование: барабан или бубен.
Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну, ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.
Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
1) Игра «Кто - что»
Задача: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, различать вопросы, на которые они отвечают.
Оборудование: картинки с одушевленными и неодушевленными предметами, знакомыми ребенку.
Описание. Взрослый начинает формировать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. При необходимости взрослый помогает ребенку, задавая нужный вопрос: Кто это? - Это кукла. Она живая? - Нет.
2) Игра «Шары»
Задача: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.
Оборудование: стихотворение, шары разных цветов.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение о шарах и постараться запомнить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате.
Для увлекательной игры Надуваю я шары, Буду с ними я играть, Сколько их - давай считать! Белый лег на шкаф поспать, Со шкафа теперь его не достать. Зеленый шар попал на кровать, С кровати его очень просто нам взять. Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла. На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.
3) Игра «Что из чего сделано?»
Задача: научить детей использовать в речи относительные прилагательные.
Оборудование: обобщающая карточка, где изображен материал, из которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.
Описание. Взрослый показывает, как раскладывать карточки в соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это самостоятельно.
Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.
4) Игра «Отгадай предмет по признакам»
Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий - папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.
5) Игра «Ты - Вы»
Задача: научить детей использовать в речи глаголы повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы».
Оборудование: кукла, предметы ее одежды, игрушечные мебель и столовые приборы (скатерть, посуда,салфетки, плита).
Описание. 1 вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т. д. Ребенок, отдавая взрослому нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или: «Возьмите шляпу». Если ребенок, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи. Затем по мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями.
2 вариант. Вместо куклы и ее вещей используются игрушечные предметы мебели и посуды. Взрослый так же, как и в I варианте, просит у ребенка какой-нибудь предмет, а ребенок отдает его ему, правильно употребляя глаголы.
Например, «Дай мне игрушечный стол» - «Возьмите стол»; «Дай мне скатерть» - «Берите (стелите) скатерть»; «Дай мне тарелки и ложки» - «Накрывайте на стол тарелки и ложки» и т. д.
6) Игра «Выполни действие»
Задача: научить детей понимать и использовать в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении.
Описание. Взрослый отдает ребенку подряд противоположные команды с игрушками, предметами одежды или мебели, а ребенок их выполняет. Например, «Возьми мяч» - «Подойди к столу» - «Положи мяч под стол» - «Отойди от стола» - «Надень куртку» - «Прыгни 3 раза» - «Сними куртку» и т. д.
По мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями или играют двое детей без участия взрослого.
7) Игра «Выполни - выполните»
Задача: научить детей различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе.
Описание. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа остается один ребенок, слева - двое-трое Детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназначается одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих-троих. Например, «Сережа, сядь» - «Дети, сядьте»; «Сережа, подойди к столу» - «Дети, подойдите ко мне».
По мере тренировки обращения опускаются и взрослый отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни - принесите куклу - принеси книгу - подпрыгните - закрой дверь» и т. д. Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети не привыкали к их чередованию.
8) Игра «Сейчас - раньше»
Задача: научить детей изменять глаголы единственного и множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего времени.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, игрушки.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку с животными, называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия. Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас спит, а раньше - спала», «Собака сейчас лает, а раньше - лаяла» и т. д.
9) Игра «Утро, день, вечер»
Задача: закрепить в речи детей слова - наречия времени.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время дня.
Описание. Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ряда: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, переоделись, позавтракали; «День» - как они занимаются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый начинает задавать ребенку вопросы: «Когда девочка проснулась?», «Когда она гуляла?», «Когда девочка ужинает? ».
10) Игра «Что было вчера - что происходит сегодня -что будет завтра»
Задача: закрепить в речи детей слова – наречия времени.
Оборудование: мяч.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мячодному из детей, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино... А ребенок должен вернуть взрослому мяч и продолжить фразу. Затем переходят к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.
Примеры фраз для договаривания: «Мы сегодня идем гулять в парк», «Вчера мне мама читала сказку», «Завтра мы с родителями пойдем в кино».
11) Игра «Я - Ты - Мы»
Задача: научить детей изменять глаголы по лицам.
Оборудование: игрушки, предметы обихода.
Описание. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин и раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д.
Ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» - «Я купил яблоки» или «Я купила платье для куклы». Потом взрослый и ребенок подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок произносит: «Мы купили плюшевого; мишку».
По мере тренировки дети могут играть без взрослого, по очереди выполняя роли продавца и покупателя.
12) Игра «Посчитай слова»
Задача: закрепить у детей понятие «слово», тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении.
Оборудование: книга, кукла, машина, стол, яблоко и другие предметы, заготовленные взрослым предложения сначала из двух, затем из трех и четырех-пяти слов.
Описание. Взрослый показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит ребенка еще раз назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого взрослый просит повторить первое слово, затем второе, третье и т. д. и придумать самим по одному - два слова.
Если дети хорошо справляются с этим заданием, то взрослый предлагает им посчитать, из скольких слов состоит предложение. Проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких-либо элементов (квадратов, кругов, треугольников), чтобы затем их сосчитать.
13) Игра «Покажи полоску»
Задача: научить детей отличать понятия «слово» и «предложение».
Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.
Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку полоски и объясняет, что короткая обозначает слово, а длинная - предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. Затем взрослый по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску.
Например, кукла, мальчик, утро - короткие полоски.
Наступило лето. Мальчик катает машину - длинные полоски.
2 вариант. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в предложении и составить его схему из коротких полосок.
Например:
Собака лает - 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика - 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу - 4 короткие полоски.
14) игра «Перепутаница»
Задача: научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу.
Оборудование: заготовленные взрослым неправильные фразы.
Описание. Взрослый читает ребенку предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано.
Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы оно звучало правильно.
Примеры деформированных фраз: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыбака. Картина рисует мальчика. Газета читает папу. На рынке мама купила одна помидор, один луковица и две арбуза.
15) Игра «Почему и потому»
Задача: научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что...».
Оборудование: сюжетные картинки, с помощью которых будут задаваться вопросы.
Описание. Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку вопросы.
Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы с союзом «почему».
Для большей наглядности можно прочитать ребенку сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».
16) Игра «Договори слово в предложении»
Задача: тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы.
Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего слова для каждого из предложений.
Описание. Взрослый начинает произносить предложение и предлагает ребенку его закончить с помощью показанной картинки. Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.
Например: В вазе на столе стоят... (цветы). На лугу порхают яркие... (бабочки). На заборе кукарекает - (петух). По дороге едут и гудят... (машины).
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр в подготовительной группе
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
1) Игра «Узнай настроение»
Задача: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.
Описание. Каждый ребенок водит по очереди, изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.
2) Игра «Прислушайся»
Задача: развить остроту слуха.
Описание. Игра проводится с группой из 4-5 детей. Дети сидят по кругу.
Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если Ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.
3) Игра «Слушай и выполняй»
Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.
Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».
4) Игра «Живые звуки»
Задача: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д.), затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый): один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А]), другой - согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились» , получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.
5) Игра «Закончи слово»
Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.
Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Ребенок должен догадаться с помощью картинки, что это за слово, и повторить его полностью.
По мере тренировки взрослый может произносить слова без картинок, давая ребенку задание добавлять в конце какой-то определенный звук (или прямой слог) и назвать слово целиком.
Например: эти слова нужно закончить звуком [к] - ма(к), со(к), жу(к), лу(к), ра(к), моря(к), ры-ба(к), вол(к), ба(к) или слогом ка-: бан(ка), соба(ка), игол(ка), май(ка), ромаш(ка) и т. д.
6) Игра «Постучим»
Задача: развить слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок, совершенствовать навыки порядкового счета.
Оборудование: барабан или бубен.
Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну, ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.
Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
1) Игра «Кто - что»
Задача: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, различать вопросы, на которые они отвечают.
Оборудование: картинки с одушевленными и неодушевленными предметами, знакомыми ребенку.
Описание. Взрослый начинает формировать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. При необходимости взрослый помогает ребенку, задавая нужный вопрос: Кто это? - Это кукла. Она живая? - Нет.
2) Игра «Шары»
Задача: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.
Оборудование: стихотворение, шары разных цветов.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение о шарах и постараться запомнить их местоположение. Затем ребенок должен вспомнить место и цвет каждого шара и попробовать положить шар соответствующего цвета в названные места в комнате.
Для увлекательной игры Надуваю я шары, Буду с ними я играть, Сколько их - давай считать! Белый лег на шкаф поспать, Со шкафа теперь его не достать. Зеленый шар попал на кровать, С кровати его очень просто нам взять. Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла. На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем.
3) Игра «Что из чего сделано?»
Задача: научить детей использовать в речи относительные прилагательные.
Оборудование: обобщающая карточка, где изображен материал, из которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.
Описание. Взрослый показывает, как раскладывать карточки в соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это самостоятельно.
Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.
4) Игра «Отгадай предмет по признакам»
Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий - папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.
5) Игра «Ты - Вы»
Задача: научить детей использовать в речи глаголы повелительного наклонения с местоимениями «ты», «вы».
Оборудование: кукла, предметы ее одежды, игрушечные мебель и столовые приборы (скатерть, посуда,салфетки, плита).
Описание. 1 вариант. Взрослый держит на руках куклу и, чтобы ее одеть, просит у ребенка ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т. д. Ребенок, отдавая взрослому нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или: «Возьмите шляпу». Если ребенок, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то взрослый должен показать ему образец речи. Затем по мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями.
2 вариант. Вместо куклы и ее вещей используются игрушечные предметы мебели и посуды. Взрослый так же, как и в I варианте, просит у ребенка какой-нибудь предмет, а ребенок отдает его ему, правильно употребляя глаголы.
Например, «Дай мне игрушечный стол» - «Возьмите стол»; «Дай мне скатерть» - «Берите (стелите) скатерть»; «Дай мне тарелки и ложки» - «Накрывайте на стол тарелки и ложки» и т. д.
6) Игра «Выполни действие»
Задача: научить детей понимать и использовать в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении.
Описание. Взрослый отдает ребенку подряд противоположные команды с игрушками, предметами одежды или мебели, а ребенок их выполняет. Например, «Возьми мяч» - «Подойди к столу» - «Положи мяч под стол» - «Отойди от стола» - «Надень куртку» - «Прыгни 3 раза» - «Сними куртку» и т. д.
По мере тренировки ребенок и взрослый меняются ролями или играют двое детей без участия взрослого.
7) Игра «Выполни - выполните»
Задача: научить детей различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе.
Описание. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа остается один ребенок, слева - двое-трое Детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназначается одному или нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих-троих. Например, «Сережа, сядь» - «Дети, сядьте»; «Сережа, подойди к столу» - «Дети, подойдите ко мне».
По мере тренировки обращения опускаются и взрослый отдает команды, используя только глаголы: «Подпрыгни - принесите куклу - принеси книгу - подпрыгните - закрой дверь» и т. д. Одинаковые команды не должны следовать друг за другом, чтобы дети не привыкали к их чередованию.
8) Игра «Сейчас - раньше»
Задача: научить детей изменять глаголы единственного и множественного числа в зависимости от настоящего и прошедшего времени.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, игрушки.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку с животными, называет их, затем вместе с ним придумывает для них действия. Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас спит, а раньше - спала», «Собака сейчас лает, а раньше - лаяла» и т. д.
9) Игра «Утро, день, вечер»
Задача: закрепить в речи детей слова - наречия времени.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время дня.
Описание. Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ряда: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, переоделись, позавтракали; «День» - как они занимаются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый начинает задавать ребенку вопросы: «Когда девочка проснулась?», «Когда она гуляла?», «Когда девочка ужинает? ».
10) Игра «Что было вчера - что происходит сегодня -что будет завтра»
Задача: закрепить в речи детей слова – наречия времени.
Оборудование: мяч.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый бросает мячодному из детей, начиная фразу. Например, вчера мы ходили в цирк, играли в прятки, смотрели кино... А ребенок должен вернуть взрослому мяч и продолжить фразу. Затем переходят к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.
Примеры фраз для договаривания: «Мы сегодня идем гулять в парк», «Вчера мне мама читала сказку», «Завтра мы с родителями пойдем в кино».
11) Игра «Я - Ты - Мы»
Задача: научить детей изменять глаголы по лицам.
Оборудование: игрушки, предметы обихода.
Описание. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин и раскладывает на столе различные предметы: игрушки, кукольную посуду, одежду, муляжи или настоящие фрукты и овощи и т. д.
Ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» - «Я купил яблоки» или «Я купила платье для куклы». Потом взрослый и ребенок подходят к столу и вместе выбирают предмет, после чего ребенок произносит: «Мы купили плюшевого; мишку».
По мере тренировки дети могут играть без взрослого, по очереди выполняя роли продавца и покупателя.
12) Игра «Посчитай слова»
Задача: закрепить у детей понятие «слово», тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении.
Оборудование: книга, кукла, машина, стол, яблоко и другие предметы, заготовленные взрослым предложения сначала из двух, затем из трех и четырех-пяти слов.
Описание. Взрослый показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит ребенка еще раз назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого взрослый просит повторить первое слово, затем второе, третье и т. д. и придумать самим по одному - два слова.
Если дети хорошо справляются с этим заданием, то взрослый предлагает им посчитать, из скольких слов состоит предложение. Проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких-либо элементов (квадратов, кругов, треугольников), чтобы затем их сосчитать.
13) Игра «Покажи полоску»
Задача: научить детей отличать понятия «слово» и «предложение».
Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.
Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку полоски и объясняет, что короткая обозначает слово, а длинная - предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. Затем взрослый по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску.
Например, кукла, мальчик, утро - короткие полоски.
Наступило лето. Мальчик катает машину - длинные полоски.
2 вариант. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в предложении и составить его схему из коротких полосок.
Например:
Собака лает - 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика - 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу - 4 короткие полоски.
14) игра «Перепутаница»
Задача: научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу.
Оборудование: заготовленные взрослым неправильные фразы.
Описание. Взрослый читает ребенку предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано.
Ребенок должен заметить ошибку и изменить предложение, чтобы оно звучало правильно.
Примеры деформированных фраз: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыбака. Картина рисует мальчика. Газета читает папу. На рынке мама купила одна помидор, один луковица и две арбуза.
15) Игра «Почему и потому»
Задача: научить детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что...».
Оборудование: сюжетные картинки, с помощью которых будут задаваться вопросы.
Описание. Взрослый показывает картинки и по ним задает ребенку вопросы.
Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя союз «потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы с союзом «почему».
Для большей наглядности можно прочитать ребенку сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».
16) Игра «Договори слово в предложении»
Задача: тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы.
Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего слова для каждого из предложений.
Описание. Взрослый начинает произносить предложение и предлагает ребенку его закончить с помощью показанной картинки. Затем ребенок должен повторить все предложение целиком.
Например: В вазе на столе стоят... (цветы). На лугу порхают яркие... (бабочки). На заборе кукарекает - (петух). По дороге едут и гудят... (машины).
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог догадаться, какое слово следует добавить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188800-1359210078.jpg)
Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.
На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-264271-1370759547.jpg)
Практические занятия и рекомендации,которые способствуют развитию мелкой моторики,фонематического слуха,артикуляционной моторики в игровой форме по В. В. Цвынтарному."Играем,слушаем,подражаем- звуки получаем.
Уникальное по простоте и эффективности пособие для родителей,воспитателей,логопедов домов ребёнка и логопедических групп детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-90738-1687935073.jpg)
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/12/picture-273725-1373636854.jpg)
Доклад на общем родительском собрании"Развитие ритмического и фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома"
Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. Определить уровень развития фонематического с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-599078-1426403058.jpg)
методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/05/picture-1098561-1546688581.jpg)
Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».
Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....