Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Михайлова Светлана Валентиновна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы.

Тема НОД: «Путешествие по русским народным сказкам»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД.

Титульный лист

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы.

Тема НОД: «Путешествие по русским народным сказкам»

Воспитатель: Михайлова Светлана Валентиновна (высшая квалификационная категория)

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, конструктивная

Вид занятия: квест-игра

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка

Цель: Обобщить знания детей  о разнообразии русских народных сказках,  воспитывать любовь к устному народному творчеству, через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные: 

  • Сформировать у детей знания о жанре фольклора – народной сказке. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  • Закреплять названия сказок  и их героев по заданию.
  • Совершенствовать монологическую, диалогическую, связную речь.
  • Закладывать основы нравственно-патриотического воспитания на основе сказок.


Воспитательные:

  • Воспитывать в детях через сказку: честность, верность, доброту, чувство товарищества, взаимопомощи; умение оценивать добрые и отрицательные поступки героев.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Развивающие:

  • Развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль, речь.
  • Развивать логическое мышление, тренировать память, внимание, творческое воображение, ассоциативную память.
  • Развивать умение действовать согласованно.

Планируемый результат: Расширить знания детей о русских народных сказках.

Подготовительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Разгадывание загадок.  Настольная игра «Сложи сказку».  Игры с пазлами по сказкам. Литературные игры «Угадай героя», «Назови сказку». Игры ходилки «Маша и медведь» , «Лисичка сестричка и волк». Книги виммельбухи «Мои любимые сказки.

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийная система, короб, записка, предметы из сказок, комплект букв на каждого ребёнка, блоки Дьенеша, для выкладывание домика-теремка, мяч, части пазла пословицы.

Содержание НОД:

Этап занятия

                                                             Ход занятия

            Деятельность педагога

    Деятельность детей

     Время

1.

2.

Организационный момент.

Проблемная ситуация

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми

(используется:

квест-технология, ИКТ технология, технология интегрированного занятия)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(используется технология проблемного обучении и виммельбух технология-современный подход к речевому развитию)

(используется тактильная технология) можно заменить мешочек-песком,крупой

(здоровьесберегающая технология)

(технология творческого мышления)

(технология мнемотехники)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов деятельности.

Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

И наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо? …… сказки!  (СЛАЙД1)                       

-Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами много прочитали сказок.

-А как можно сказать о сказке, какая она?

-Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

- Почему сказки называют авторскими?

 -А как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

-Как называют людей , которые сочиняют сказки?

Ребята, у сказочника  потерялась одна очень хорошая пословица  и чтобы её найти нужно отправиться в путешествие по сказкам, попасть к сказочным героям, которые подготовили для вас задания ,выполнить эти задания. А за выполненные задания вы получите часть пазла, который нужно будет сложить в конце игры.

-Поможем сказочнику найти пословицу?

 Наше путешествие пройдёт в форме квест – игры.

Отправляемся друзья
В чудо сказку - вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть
.        (СЛАЙД 2)                          

1. Игра « Разминка».  

Василиса Премудрая:       (СЛАЙД 3,4)                     

 -Здравствуйте, ребята! Внимательно посмотрите на экран, узнайте изображённые сказки  и  ответьте  на мои вопросы.  Если правильно ответите на все мои вопросы,  получите первую часть пазла.  Смотрите  внимательно, отвечайте быстро.                                                                                                                                                                              

  • Если бы волк пел козлятам другую песенку, пустили бы они его в дом?
  • Если бы колобок был квадратным, он бы смог убежать?
  • Почему звери не стали ругать мишку за сломанный теремок?
  • Почему курочка снесла сначала золотое яичко?
  • Какими словами выманила лисичка петушка? (петушок золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка)
  • Если бы Емеля поймал другую рыбу , а не щуку исполнялись бы его желания?
  • Если бы волк был хитрее лисы?  
  • С каких слов начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве).
  •  Какими словами заканчиваются сказки? ( Стали жить – поживать, да добра наживать.  Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец). 

2. Игра  «Из какой сказки предмет».

Иван Царевич:                   (СЛАЙД 5)                           

-Ребята, посмотрите, кто - то оставил мешочек, а в мешочке записка и предметы какие то. Что же здесь написано?

Читаю: «В коробе вы найдете не грибы и не ягоды, а сказочные предметы. Угадайте, из какой они сказки?»

В коробе: скалочка(лисичка со скалочкой),  яйцо(курочка ряба), пирожок (маша и медведь),лягушка (царевна лягушка), рыба (по щучьему велению),яблоко(гуси-лебеди),тарелка (три медведя)кувшин (лиса и журавль),топор(каша из топора),зеркало (волшебное зеркальце)

3. Игра «Зашифрованное  слово».        

                                            (СЛАЙД 6)                                                     Кощей Бессмертный:

-Приветствую вас ребята.

-Я все буквы перепутал в названии одной русской народной  сказки.

 А вам надо отгадайте имя девочки, которой помогала коровушка, для этого нужно расставить  буквы в правильной последовательности.

-Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!

5.Игра « Чьи слова?»

Представьте, ребята, что вы превратились в героев сказок. Вспомните, какие слова они говорили в сказках?

Емеля (по щучьему велению, по моему хотению…)

Заяц-хваста (Я заяц храбрец, удалой молодец. У меня не усы, а усища, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи- никого я не боюсь)

Иванушка,когда звал коня ( Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой)

Машенька из сказки «Маша и медведь» (Высоко сижу, далеко гляжу…не садись на пенёк, не ешь пирожок)

Лиса из сказки Лисичка сестричка и волк(Ловись рыбка большая и маленькая…мёрзни, мёрзни волчий хвост, битый не битого везёт)

Коза из сказки Волк и 7 козлят (Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла молока принесла)

Морозко(Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная)

Колобок ( я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя и подавно уйду)

Царевна,,когда в зеркальце смотрела (свет мой зеркальце скажи ,да всю правду доложи…я ль на свете всех меле, всех румяней и белее..

4. Задание «Подбери сказку к пословице».  

Снегурочка:                          (СЛАЙД 7)                                         

-Здравствуйте, девчонки и мальчишки, слышала, что вам нужен пазл. Чтобы его получить, нужно выполнить моё задание. Подберите картинку из сказки к пословице, которая для неё подходит.

  • В тесноте, да не в обиде (Теремок)
  • Все за одного, а один за всех, тогда в деле ждёт успех (Репка)
  • Не всякому верь, закрывай крепче дверь (Волк и 7 козлят)
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает (Морозко)
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда (Лиса и волк)
  • Хочешь есть калачи , не сиди на печи (Емеля)
  • Медведя бояться, так ягод не видать (Маша и медведь)
  • На чужой дом рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай (Заюшкина избушка)

5. Сказочная физкультминутка «Теремок».                   (СЛАЙД 8)

  • В чистом поле теремок (руки домиком над головой)
    Был не низок, ни высок (
    присели, встали руки вытянуты)
    Звери разные там жили,(
    развести руки в стороны)
    Жили дружно, не тужили (
    поклон)
    Там и мышка (
    изображают мышку  и на носочках бег )
    И лягушка (
    изображают лягушку и прыгают )
    Зайчик (
    изображают зайчика )
    С лисонькой – подружкой (
    повертели «хвостиком»)
    Серый волк – зубами щёлк (
    показали руками «пасть»)
    В дружбе знали они толк. (
    показать указательный палец)
    Но набрел на теремок
    Мишка косолапый (
    изобразить мишку)
    Раздавил он теремок
    Своей огромной лапой. (
    кулачок об кулачок)
    Звери очень испугались,(
    показать испуг)
    Поскорее разбежались (
    бег на месте)
    А потом собрались снова (
    взяться за руки)
    Чтоб построить терем новый. (
    всем поднять руки  вверх)
  • 6.Творческое задание « Сложи теремок из геометрических фигур».
  • Буратино:                          (СЛАЙД 9)
  • -Дорогие, ребята помогите животным построить новый теремок. Выполните моё задание и получите недостающую часть пазла.
  • Из блоков Дьенеша нужно сложить домик-теремок по вашему желанию. Использовать можно все фигуры или частично выбрать те, которые вам понадобятся.
  • -Отличные у вас получились теремки .

  • 7. Игра с мячом  « Назови сказку».

Следующее задание придумала для вас Баба-яга:                             (СЛАЙД 10)

  • - Добрый день, ребята. Хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки. Играйте, не ошибайтесь и у вас будет ещё одна часть пазла.  
  • -Молодцы, ребята! Вы самые лучшие знатоки русских народных сказок.

8. Задание «Расскажи сказку».

Леший:                                 (СЛАЙД 11)

- Последнее задание для вас, ребята. Вспомнить и рассказать русскую народную сказку ( одну или две в зависимости от времени). А поможет вам в этом мнемотаблица.

- И с моим заданием вы справились.  Вот вам последняя часть пазла.

Ребята, вы получили все части пазла, давайте соберём его в одну картинку .Получилась пословица «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

-Написал её А.С. Пушкин

-Что означает эта пословица?

                                                 (СЛАЙД12)

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Благодаря вашим знаниям  вы смогли выполнить все задания нашей игры. Молодцы!

-Понравилось вам наша игра? Трудно было справиться с заданиями?  (Ответ детей)  

-Будем продолжать дальше читать сказки?

 Я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».

  • В качестве поощрения дети получают раскраски по теме занятия.

Дети стоят в центре группы. Здороваются с гостями.

Ответ детей.

Каждый говорит свой ответ ( Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т.д)

   Ответ детей  (Сказки называют народными, потому что, их сочинил народ). 

Ответ детей (Сказки называют авторскими, потому что, их сочинил и написал один человек – автор.)

Ответы детей ( люди сочиняют сказки,чтобы рассказать их своим детям, для того чтобы  различать добро и зло.  Чтобы быть мудрее. Уметь искать друзей. Уметь проявлять заботу  о других, чтоб избегать ошибок, совершать хорошие поступки, для того чтобы лучше понимать чужую беду) 

Детям предлагается сесть за столы.

Дети смотрят на экран.

Дети  зрительно ищут и называют сказки изображённые на экране и отвечают на вопросы .

Дети получают часть пазла

Дети, стоя в кругу , по очереди достают предметы из мешка, называют предмет и сказку.

Получают часть пазла.

Дети выполняют задание с буквами за столами. Отгадывают сказку.

Получают часть пазла.

Дети смотрят на экран и подбирают картинку из сказки к пословице.

За задание получают часть пазла.

Дети выполняют движения стоя по показу воспитателя.

Дети выкладывают на столах домики-теремки из геометрических фигур по желанию.

 За выполненное задание получают часть пазла.

Дети становятся в полукруг, воспитатель – перед детьми. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Дети по очереди называют, в какой сказке встречается этот герой (медведь, мышка, заяц, лиса, свинья, корова, волк, козлёнок, бычок и т.д)

Получают  часть пазла.

Дети рассказывают сказку по мнемотаблице. Получают последнюю часть пазла.

Дети собирают картинку и воспитатель помогает прочитать написанную пословицу.

Ответы детей

(В сказке всё придумано, поэтому сказка ложь, но она даёт всем урок , как  быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, побеждать зло. Учит быть честными. Учит любить и уважать своих родных.)

3мин

5мин

7мин

5мин

5мин

3мин

5-7 мин

5мин

5мин

3мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы "Путешествие в страну "Грамотейка""

материал занятия позволяет автоматизировать поставленные звуки в совместной деятельности детей, посредством дидактических игр. занятие проводится с помощьбю презентация, для привлечения интереса детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Методическая разработка - типовой проект конспекта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с   детьми   подготовительной группы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в страну слов»

Цель:  развитие и закрепление у детей навыков словообразования, связной речиЗадачи:Образовательные:- Повтор гласных и согласных звуков- Составление слов из слогов- Составление предложений...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам».  Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Обр...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие по русским народным сказкам"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной группы Тема: «Путешествие в страну слов»

Конспект образовательной деятельностипо речевому развитиюс   детьми   подготовительной группыТема: «Путешествие в страну слов»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней компенсирующей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Мороз и заяц»

Цель: формирование навыка пересказа сказки по серии сюжетных картинок.Коррекционно- образовательные задачи:- обучить рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок.- использовать выразительн...