Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Найди общее"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Дидактическая игра "Найди общее" для детей старшего дошкольного возраста, направлена на обучение детей устанавливать причинно-следственные связи, находить сходства между предметами на основе различных свойств и признаков: по форме, цвету, внешнему виду и т.д. Учить объяснять свой выбор, отвечая развернутым, грамматически правильным предложением. Предполагаются варианты: "Просыте парочки", "Кроссворд", "Лабиринт", "Цепочка", "Парочки-аналогии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igra_naydi_obshchee.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Найди общее»
Составили Бабошина Е.Н., Сидорова К.А.
Учителя-логопеды МБДОУ «ЦРР – детский сад №9»
Варианты игры | Задачи | Правила | Ход игры (Игровые действия) | Атрибуты | Результат |
1 вариант «Открытые парочки» обучающая 2 вариант: «Цепочка» 3 вариант: «Кроссворд» 4 вариант: «Лабиринт» 5 вариант: «Парочки (мемо)-аналогии»
| Дидактические. Учить устанавливать причинно-следственные связи (для нормы и ТНР), находить и сходства между предметами на основе различных свойств и признаков: по форме, цвету, по внешнему виду, по вкусу, тактильным ощущениям, по функции (машина и велосипед едут), компонентам (комната в доме и каюта корабля) (для ТНР, ЗПР). Учить объяснять свой выбор, отвечая развернутым, грамматически правильным предложением. Развивающие. Развивать мыслительные операции: сравнение (установление сходства и различия); анализ (выделение существенных признаков); синтез (объединение признаков в единое целое); обобщение (выделение общих признаков), ассоциации (закономерно возникающая связь между предметами), Развивать монологическую речь, воображение. Воспитательные Воспитывать саморегуляцию (умение сдерживать свои эмоции и поведение): соблюдать правила игры, проявлять терпение, признавать ошибки, адекватно реагировать на неудачу. Воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми: слышать и слушать друг друга, проявляет уважительное отношение к другим игрокам, не перебивать, договариваться, радоваться удаче (победе) товарища. Игровая (для ребенка): Чтобы выиграть, надо находить сходства между предметами и объяснять свой выбор. | 1 вариант. Организационные Количество игроков: от 2 и больше, они сидят на стульчиках. Педагог – ведущий и эксперт. Любое количество карточек с изображением предметов выкладывается на наборном полотне изображением вверх. Игра продолжается до тех пор, пока не перестанут находить аналогии или не закончится установленное время. Дисциплинарные. Отвечает тот, кто поднимет руку и ему разрешит ведущий. Игровое (для ребенка). Победителем в игре становится тот, у кого больше фишек.
2 вариант. Организационные Количество игроков: от 2 и больше. Все сидят на стульчиках полукругом (или за столом). Педагог – ведущий и эксперт, может быть игроком. Любое количество карточек с изображение предметов выкладывается в линию изображением вниз на наборном полотне (на столе), первая карточка – изображением вверх. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся «цепочка». Игровое (для ребенка). Победителем в игре становится тот, у кого меньше карточек. 3 вариант. Организационные Игра проводится за столом. Количество игроков: 2-5. Педагог – игрок, ведущий и эксперт. По середине стола лежит карточка изображением вверх. Игра заканчивается, когда все карточки сложатся в «кроссворд». Игровое (для ребенка). Выигрывает тот, у кого быстрее других закончатся карточки. 4 вариант. Организационные Игра проводится за столом. Количество игроков: 2-4. Педагог – игрок, ведущий и эксперт. На середине стола выкладываются карточки изображением вниз в виде спирали. У каждого игрока – фишка. Игра заканчивается, когда первый (или последний) игрок выйдет из лабиринта. Игровое (для ребенка): Выигрывает тот, кто быстрее других выйдет из лабиринта. 5 вариант. Организационные: Игра проводится за столом. Количество игроков: 2-4. Педагог – игрок, ведущий и эксперт. Любое количество карточек выкладывается на столе изображением вниз в форме квадрата или прямоугольника. Игра заканчивается тогда, когда не остается ни одной карточки или между оставшимися карточками нельзя найти аналогии. Игровое (для ребенка): Выиграет тот, у кого больше картинок- парочек. Дисциплинарные общие: Когда один говорит, остальные внимательно слушают. Нельзя выходить из игры, пока она не закончилась. | Предварительная беседа направлена: - на ознакомление с содержанием игры и объяснением игровых правил: что нельзя делать, что можно и как именно; - обсуждение правил совместной деятельности. Игровые действия. 1 вариант. Игроки находят и называют сходство между любыми двумя предметами. За каждый правильный ответ получают фишку. 2 вариант. Игроки по очереди переворачивают карточки и называют сходство между предметами. Если игрок не находит аналогию, карточку забирает себе. Если находит, карточка остается в игре. Следующий подбирает сходство к предыдущей карточке в цепочке. 3 вариант. Игрокам раздаются по одинаковому количеству карточек. Игроки по очереди выкладывают карточки так, чтобы сходные по какому-либо признаку предметы оказываются рядом, объясняя свой выбор. К одной карточке можно подобрать до 4-х аналогий. Усложнение с игровым кубиком: при каждом переходе хода игроки бросают кубик, чтобы выбрать аналогию. 4 вариант. Фишки ставят в центре лабиринта на картинку, перевернутую изображение вверх – это старт. Игроки по очереди бросают кубик, число на нем показывает на сколько ходов можно передвинуть фишку. Надо найти аналогию между карточкой, на которой фишка находилась и той, на которую игрок собирается перенести фишку. Если игрок подбирает аналогию - передвигается по лабиринту и переворачивает карточку картинкой вверх, если нет - остается на месте. Открытые карточки в подсчете ходов учитываются. Если следующему игроку выпадает открытая карточка, он тоже должен подобрать к ней аналогию. 5 вариант. Игроки по очереди выбирают 2 любые карточки, переворачивают их изображением вверх и называют, чем предметы схожи. Если игрок находит аналогию, карточки забирает себе. Если не находит - возвращает обратно изображением вниз. Подведение итогов игры. Беседа после игры для того, чтобы: - побуждать детей сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями по поводу игры; - учить справедливо оценивать результат индивидуальной и совместной деятельности. Педагог обобщает ответы детей и тоже высказывает свое мнение об игре. | Любые карточки с изображение предметов в любом количестве. Карточки со схематичным изображением свойств и признаков: по форме, цвету, по внешнему виду, по вкусу, тактильным ощущениям, по функции, компонентам. К 3 варианту дополнительно: игровой кубик на гранях которого схематично изображены свойства и признаки предметов. К 4 варианту дополнительно: фишки по количеству игроков, кубик с цифрами. | Ребенок выиграл! 1 вариант. Собрал больше всех карточек. 2 вариант. Собрал меньше всех карточек. 3 вариант. Быстрее других закончились карточки. 4 вариант. Быстрее других вышел из лабиринта. 5 вариант. Больше всех картинок- парочек. Ребенок научился устанавливать причинно-следственные связи, находить и сходства между предметами на основе различных свойств и признаков. Ребенок научился объяснять свой выбор, отвечая развернутым, грамматически правильным предложением. У ребенка развивается мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, ассоциации. Развивать монологическую речь, воображение. Ребенок сдерживает свои эмоции, соблюдает правила игры, проявляет терпение, признает ошибки, адекватно реагирует на неудачу. Ребенок слушает, не перебивая, проявляет уважительное отношение к другим игрокам, договаривается, в корректной форме высказывает свое несогласие, радуется удаче (победе) товарища. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"
Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...
Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание
Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющ...
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «От зерна до каравая, путь пройдем с тобой играя!»
Цель: систематизация, расширение и обобщение представления детей о процессе рождения хлеба до его поступления на стол....