«Путешествие в слово»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Путешествие в слова»

Цель: продолжать знакомить детей с тем, что речь, слово является средством общения

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить с детьми представления о характерных признаках времен года
  • активизировать словарь по теме, подбирать слова-антонимы и слова-синонимы (упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей))

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы
  • развивать связную речь
  • развивать умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение к окружающему миру

Оборудование:

  • предметные картинки признаков времен года,
  • компьютер, мяч, медали, презентация «Слова-приятели».

Воспитатель: Организационный момент:

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, дети хоть куда.  Тогда начнем, друзья.

       В. - Ребята, сегодня к нам в гости пришли два друга, Саня и Ваня. (Выставляю картинки). Мальчики  дружные ребята, но сегодня чуть не поссорились, потому что не могут определить какое время года важнее и нужнее, а также не могут назвать приметы времен года. Поэтому я пригласила их к нам в гости. Давайте поможем им.  Согласны?

 Игра «Назови приметы времен года»

В. - Саня и Ваня знают, что у старика-Годовика 4 дочери и зовут их?.. (вывешиваю картинки на доску – Зима, Весна, Лето, Осень). А вот и волшебная коробочка, а в ней живут приметы. Берите картинку-примету и вешайте к одной из дочерей. Готовы? (Достаем картинки из коробочки, и кладем к соответствующему времени года). Молодцы.  Вижу Саня и Ваня все поняли.  5 мин.

  1. Игра «Назови слова-признаки» 

В. - А сейчас давайте расскажем Сане и Ване, какая осень, назовите слова- признаки.

 Осень (какая?) Теплая, веселая, радостная, цветущая, звонкая.

Солнце (какое?) Яркое, жаркое, теплое, круглое, желтое, ласковое.

Листья (какие?) Молодые, зеленые, свежие, маленькие.

Ручьи (какие?) Звонкие, веселые, звенящие, быстрые, журчащие.

 А теперь назовем слова-действия.    

Птицы (что делают?) прилетают, строят гнезда, высиживают, кормят.

Снег (что делает?) Тает, сверкает на солнце, темнеет, уменьшается. Молодцы!     Саня и Ваня улыбаются.  5 мин.

 В. - А я предлагаю вам игру с мячом.

3.     Блиц-турнир (Игра с мячом)

  1. Найди лишнее слово? Почему? – ромашка, ландыш, сирень, колокольчик
  2. Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелетные)
  3. Какой сегодня день недели?
  4. Когда можно кататься на санках?
  5. Назови первые весенние цветы.
  6. Назови одним словом: – туфли, сапоги, валенки, кроссовки (обувь)
  7. Найди лишнее слово: Почему? – Саша, Коля, Маша, Егорова.
  8. Назови лишнее: вишня, яблоко, груша, апельсин.
  9. Назови одним словом: – самолет,  автомобиль, мотоцикл, корабль (транспорт)
  10. Каких птиц называют зимующими?
  11. Назови одним словом: волк, лиса, медведь, белка (дикие животные).
  12. Назови осенние месяцы.
  13. Какие животные меняют шубки осенью? Молодцы. Вижу Саня и Ваня повеселели. Вы им нравитесь. 5 мин.

4.Физ. минутка

За зимой идет весна    (Дети идут друг за другом по кругу).
Снова будет не до сна.

За весною будет лето  (Взявшись за руки идут по кругу).
Не забудем мы про это.

А потом приходит осень (Руки на плечи, идут по кругу).
Хоть ее мы и не просим.

А за осенью – зима (Опустили руки).
Заморозит всех она. (
«Греемся»).

5. Нам с вами пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

1.Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

6. Словообразование сложных слов 

Картинки: аист, сом, волк, лошадь, белка, корова, собака.

-Если  у аиста длинные ноги, то он какой?

-Длинноногий аист.

-Если у сома длинные усы, то сом какой?

-Длинноусый сом.

-Если у волка острые зубы, то волк какой?

-Острозубый волк.

-Если у лошади быстрые ноги, то лошадь какая?

-Быстроногая лошадь.

-Если у белки длинный хвост, то белка какая?

-Длиннохвостая белка.

-Если у коровы длинные рога, то корова какая?

-Длиннорогая корова.

-Если у собаки гладкая шерсть, то собака какая?

-Гладкошерстая собака.

В.- а теперь давайте подумаем, кто же из мальчиков прав. Какое время года лучше?

Дети размышляют

Воспитатель подводит итог

В. - Вот и перевёрнута последняя страница.

В какие игры играли? Закрепляли признаки осени, подбирали слова –признаки и слова-действия. Играли в игру «Четвертый лишний», подбирали слова-приятели.  Что вам больше всего понравилось?

-Сегодня вы мне очень понравились.

-Самые внимательные были:….

-Самые сообразительные:…

-Самые дисциплинированные:…

Наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие волшебных слов»

Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. Расширение словарного запаса, закрепление в акт...

"Путешествие в слова" Развитие речи для старшей группы

Занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в слова"...

Конспект на тему «Путешествие волшебных слов» с использованием сказкотерапии для детей первой младшей группы

Цель: Обучение детей вместе с взрослым пересказывать сказку “Теремок”.Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.Способствовать улучшению социальн...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « слоговая структура слова » в подготовительной группе на тему «Путешествие по океану сложных слов»

1.Организационный момент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану сложных «Сложных слов» искать клад. Для этого у нас есть карта нашего путешествия. Чтобы наш корабль выпусти...

Конспект занятия-путешествия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в страну добрых слов»

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...