Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Екатерина Алексеевна

В презентации представлены игры для детей старшего дошкольного возраста, направленые на развитие словаря, развитие связной речи и формирования грамматического строя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры для развития речи Подготовила учитель-логопед Матвеева Екатерина Алексеевна

Слайд 2

Развитие словаря

Слайд 3

«Рыбы, звери, птицы» Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы». Ход игры: Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса, он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

Слайд 4

Игра «Животные и их детеныши» Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание. Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят: Человеческие дети Знают всех зверей на свете.

Слайд 5

«Кто, где живет?» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых. Материал: Мяч. Ход игры: Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Взрослый: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь.

Слайд 6

«Что делают животные?» Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? Взрослый: собака; Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (летает, ходит, каркает, клюет); Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает)..

Слайд 7

Развитие связной речи Подзаголовок

Слайд 8

Игра «Сказка на новый лад» Цель: Стимулировать интерес детей к режиссёрской игре; развитие фантазии. Ход игры: Карточки лежат рубашкой вверх, перемешаны между собой. Дети поочерёдно переворачивают карточки и составляют по одному предложению о увиденном, стараясь объединить карточки по смыслу.

Слайд 9

Цель: Обучение пересказу сказок (рассказов) с опорой на тактильные ощущения. Ход игры: Ребёнок (группа детей) опуская руку в мешок, старается нащупать и определить, какому герою (из какого произведения) могут принадлежать опорные предметы (дощечки с различной материей (мехом)), достать и выложить их на столе, по мере появления данного предмета по сюжету сказки (рассказа) с последующим составлением действия произведения. Игра «Сказка в мешочке»

Слайд 10

Игра «Угадай и опиши» Цель: Учить детей составлять описательный рассказ, опираясь на план. Ход игры: детям предлагается составить и схематично зарисовать план рассказа о животных. Ребенок наощупь определяет животного (из «чудесного мешочка») и рассказывает о нем другим.

Слайд 11

Цель: Развивать связную речь. Совершенствовать умение вслушиваться в речь, понимать её содержание, вести диалог. Ход игры: Рассматриваем, называем кто (что) изображено в клеточках, затем спрашиваем: Цыплёнок кем раньше был? Дети находят ответ- картинку, показывают, говорят: «Цыплёнок раньше был яйцом» и так далее. Потом дети сами спрашивают и отвечают - получается диалог. Игра «Кто (что), кем (чем) был (будет)?

Слайд 12

Формирования грамматического строя

Слайд 13

Игра «Веселый воробей». Синтаксис. Цель: упражнять детей в употреблении предлогов. Педагог приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее контурные изображения снеговика и воробья. Педагог. Поиграем в игру «Веселый воробей». Педагог помещает воробья на метлу снеговика. Педагог. Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей. Старайтесь говорить четко и правильно. Дети. Воробей сидит на метле. Педагог. Верно. Педагог предлагает детям еще 2—3 задания, дети составляют предложения с предлогами, закрепляют правильное произношение трехсложного слова воробей

Слайд 14

Игра «Веселый мотылек». Морфология. Цель : упражнять детей в закреплении навыка употребления простых предлогов). Педагог совершает действия с плоскостным изображением мотылька относительно цветка. Дети комментируют, составляя предложения с предлогами. Педагог. Где сидит мотылек, Настя? Начни ответ со слова мотылек. 1 -й р е б е н о к . Мотылек сидит на цветке. Педагог. Откуда вспорхнул мотылек, Вова? 2-й ребенок . Мотылек вспорхнул с цветка. Педагог . Куда спрятался мотылек, Даша? 3-й ребенок. Мотылек спрятался за цветок. Педагог. Где кружится мотылек, Витя? 4-й р е б е н о к . Он кружится над цветком. Педагог . Отлично. Вы все правильно рассказали. Ваши ответы очень понравились мотыльку.

Слайд 15

Упражнение «Страшный зверь» Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей . Наглядный материал: предметные картинки. Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова. Речевой материал: «У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи  детей старшего возраста.  Можно использовать, как методические рекомендации  в уголок для родителей и воспитателей...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса....

Методическая копилка «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

игры и упражнения для развития речи детей...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....