игры для детей с ТМНР
картотека по развитию речи

Филатова Ирина Николаевна

Кртотека игр для детей с тяжелыми множественными нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry2.docx15.41 КБ
Файл igry.docx14.91 КБ
Файл igry_3.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра «Кот на крыше»

Оборудование: обруч – домик для мышек.

Физ.инстр.: Кот спит в центре зала (на крыше, а мыши встают подальше от кота).

Идём к коту и грозим пальцем друг другу.

Тише мыши, тише мыши, кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка берегись и коту не попадись.

Физ.инстр.: Говорим хором в полголоса. Подходим ближе, не спешим. Убегаем, не толкаемся. В домике ловить детей нельзя.

Кот задевает осторожно мышку. Кот говорит мяу-мяу, мышка пи-пи-пи.

Мышка садится на стул.

Водящим будет теперь…

Меняем водящего (кота). Игра повторяется.

Дети с ТНР (в отличие от других) проговаривают основные слова (Тише мыши…) только частично, насколько могут, и озвучивают звукоподражания. Педагог подсказывает, когда они это должны сделать, контролирует физическую нагрузку этих детей.

КОММЕНТАРИИ

Подвижные игры положительно влияют на психологическое состояние детей, содействуют развитию чувства ритма, способствуют гармоничности движений, с успехом помогают формированию речи. Во время подвижных игр активизируются все системы организма: дыхание, зрение, слух, кровообращение. Игра приносит ребенку только позитивные эмоции.

Все это вместе позволяет говорить в целом об общеоздоровительном эффекте подвижных игр.

Для проведения подвижных игр в группах, где есть дети с ТНР, следует придерживаться определенной специфики. Для детей с ТНР, очень важно: с какой интенсивностью игра проводится, из каких двигательных действий она состоит, как детский организм отвечает на полученную нагрузку. Дети с нарушениями речи быстро утомляются, физически невыносливы, чаще всего соматически ослаблены. В связи с этим у таких детей недостаточно сформированы пространственные представления, трудно формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Рекомендуется обращаться к игровым материалам, предназначенным для детей младшей группы, изменяя и адаптируя их с учетом особенностей работы с детьми данной категории.

Потому мы не только помогаем детям с ТНР, но и слегка видоизменяем задание индивидуально для таких детей.

Подвижные игры активизируют детей, обеспечивают необходимую физическую нагрузку, развивают моторику, способствуют эмоциональной разрядке и наконец, способствуют развитию речи, что особенно ценно для детей с тяжелыми нарушениями в развитии речи.



Предварительный просмотр:

Игра «Узнай транспорт»

Педагог: вам нужно выбрать картинку, и назвать транспорт. Сказать наземный, водный или воздушный это транспорт, и показать его.

Дети поочередно достают из конвертиков картинку.

(У меня машина – она ездит, это наземный транспорт. Крутит руль как в машине.

У меня самолёт – он летает, это воздушный транспорт. Руки в стороны, покачивает «крыльями».

У меня корабль – он плавает, это водный транспорт. Руками движения как при плавании.

Дети с ТНР не озвучивают основной текст, а выполняют движения и снабжают их звукоподражаниями: машина бип-бип, нажимая на виртуальный клаксон, самолет у-у-у-у, корабль протяжно ы-ы-ы-ы низким голосом, изображая нажатие сверху-вниз на рычаг гудка. Педагог им помогает и подсказывает.

КОММЕНТАРИИ

Рече-двигательные игры и упражнения предполагает использование связи движений и речи, а также развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями изображаемых персонажей, образов.

Основа рече-двигательных игр – это нормализация межанализаторного взаимодействия (моторного и речевого).

При озвучивании или звукоподражании, выполняя то или иное игровое движение, ребёнок издаёт определённые звуки, имитирующие изображаемый им образ.

Для детей с ТНР мы создаём образовательные ситуации, направленные на стимулирование работы мышления, в данном случае – классификация, потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками. На этой основе осуществляется работа по накоплению детьми словарного запаса, по активизации речевой деятельности, а именно – провоцирования звукоречевых проявлений.



Предварительный просмотр:

Сюжетно–ролевая игра «Путешествие с семьей в зоопарк»

В расчете на 6-8 дошкольников.

Заранее распределены роли: билетер зоопарка, работник зоопарка, мама, папа, дети (среди них с ТНР), звери в вольерах – игрушки.

Мама (или помогает педагог):

Вышла я из магазина

У меня полная корзина

В зоопарке для зверей

Угощений не жалей!

Подает билеты билетеру, он/она их пропускает.

Пойдём сначала…

Папа: ко льву. Лев – царь зверей. Он днем спит, а ночью охотится. И у него страшный рёв … сынок, скажи, как рычит лев.

Ребенок с ТНР изображает льва – делает страшную позу и рычит р-р-р-р.

Рассматривают игрушку льва и проходят дальше.

Мама (показывает на обезьяну): Обезьяны – любят фрукты, мед, грибы. У них очень длинные руки и они прыгают по веткам деревьев и смешно кричат.

Ребенок с ТНР изображает обезьяну – подпрыгивает, нелепо бьет себя руками по бокам и кричит у у у у.

Папа (качает головой): ай-яй-яй. Нельзя дразнить животных! Лучше дай ей банан.

Работник зоопарка: осторожно, давайте только сам банан. Нельзя просовывать руки в клетку!

Рассматривают игрушку обезьяны и проходят дальше. По дороге – пруд с утками.

Папа (показывает на уток): смотрите, уточки. Как разговаривают уточки?

Ребенок с ТНР руками изображает крылья и кричит кря-кря.

Работник зоопарка: нельзя шуметь, чтобы не спугнуть животных!

«Кормят» уточек и идут дальше…дальше… дальше

КОММЕНТАРИИ

Игровая деятельность имеет особое значение как для воспитания нормально развивающихся детей, так и для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Сюжетно ролевая игра имеет большие воспитательные и развивающие возможности. Она влияет на все психические процессы: восприятие, внимание воображение, память, все виды мышления и, конечно же, на речь. В игре также идет усвоение средств интонационной выразительности, совершенствование процесса их понимания и употребления.

Сюжетно-ролевая игра имеет свои компоненты: сюжет игры, содержание игры и роль. Роль является основным компонентом и средством реализации сюжета игры.

В этой игре дети на себя берут роль взрослых людей, и воспроизводят действия взрослых в жизни и их отношения.

Чтобы ребенок с ТНР полноценно участвовал в игре, его роль должна определяться уровнем его актуального развития и поставленными коррекционными задачами.

Из-за речевого дефекта у детей наблюдаются трудности общения, слабая мотивация игровой деятельности, они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль самостоятельно. Дети быстро утомляются, и игра может распадаться под влиянием любых внешних факторов. У детей с речевыми нарушениями понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны.

У дошкольников с ТНР имеются особенности психических процессов, из-за которых они не могут вовремя включиться в игровую деятельность, переключиться с одного сюжета на другой. Взаимодействие детей во время игры кратковременное, общение примитивное, навыки диалога недостаточно сформированы.

Дети с ТНР требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Потому их участие в игре должно контролироваться педагогом, и игра организовываться под его руководством, особенно при распределении ролей и предложений по развитию сюжета.

В игре «Путешествие с семьей в зоопарк» детям с ТНР были выделены роли, которые они способны исполнить, благодаря чему их участие в игре обеспечивало эффективность реализации развивающих и коррекционных задач, способствовало формированию коммуникативных и речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР».

Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР...

«Развитие двигательной активности пальцев рук у детей с ТМНР через игры с сыпучими материалами»

Сообщение  предназначено для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей....

Игры на формирование и развитие мышления для детей с ТМНР

В картотеке представлено краткое описание особенностей развития познавательной сферы у детей с ТМНР и исходя из этих особенностей представлены игры на формирование и развитие мышления детей с ТМНР....

Доклад на тему Формирование межличностных отношений у детей с ТМНР в коммуникативных играх

Доклад на темуФормирование межличностных отношений у детей с ТМНР в коммуникативных играх...

Игры и упражнения для детей с ТМНР для снятия эмоционального напряжения

Игры и упражнения для детей с ТМНР для снятия эмоционального напряжения Игра "Волшебный платочек"  На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину пл...

Развивающие и коррекционные игры для детей с ТМНР в детском саду.

Детям с тяжелыми множественными нарушениями развития трудно включаться в сюжетно-ролевые игры в группе, особенно если это не совсем привычная для них игра. Поэтому задача взрослого- снабдить ребенка н...

Игры для развития мелкой моторики для детей с ТМНР

Занятие 1.  Баночка с косточками.Цели.1. Формировать умения брать косточки «щепотью» и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.2. Коррекция мелкой...