игры для детей с ТМНР
картотека по развитию речи
Кртотека игр для детей с тяжелыми множественными нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry2.docx | 15.41 КБ |
igry.docx | 14.91 КБ |
igry_3.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижная игра «Кот на крыше»
Оборудование: обруч – домик для мышек.
Физ.инстр.: Кот спит в центре зала (на крыше, а мыши встают подальше от кота).
Идём к коту и грозим пальцем друг другу.
Тише мыши, тише мыши, кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка берегись и коту не попадись.
Физ.инстр.: Говорим хором в полголоса. Подходим ближе, не спешим. Убегаем, не толкаемся. В домике ловить детей нельзя.
Кот задевает осторожно мышку. Кот говорит мяу-мяу, мышка пи-пи-пи.
Мышка садится на стул.
Водящим будет теперь…
Меняем водящего (кота). Игра повторяется.
Дети с ТНР (в отличие от других) проговаривают основные слова (Тише мыши…) только частично, насколько могут, и озвучивают звукоподражания. Педагог подсказывает, когда они это должны сделать, контролирует физическую нагрузку этих детей.
КОММЕНТАРИИ
Подвижные игры положительно влияют на психологическое состояние детей, содействуют развитию чувства ритма, способствуют гармоничности движений, с успехом помогают формированию речи. Во время подвижных игр активизируются все системы организма: дыхание, зрение, слух, кровообращение. Игра приносит ребенку только позитивные эмоции.
Все это вместе позволяет говорить в целом об общеоздоровительном эффекте подвижных игр.
Для проведения подвижных игр в группах, где есть дети с ТНР, следует придерживаться определенной специфики. Для детей с ТНР, очень важно: с какой интенсивностью игра проводится, из каких двигательных действий она состоит, как детский организм отвечает на полученную нагрузку. Дети с нарушениями речи быстро утомляются, физически невыносливы, чаще всего соматически ослаблены. В связи с этим у таких детей недостаточно сформированы пространственные представления, трудно формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Рекомендуется обращаться к игровым материалам, предназначенным для детей младшей группы, изменяя и адаптируя их с учетом особенностей работы с детьми данной категории.
Потому мы не только помогаем детям с ТНР, но и слегка видоизменяем задание индивидуально для таких детей.
Подвижные игры активизируют детей, обеспечивают необходимую физическую нагрузку, развивают моторику, способствуют эмоциональной разрядке и наконец, способствуют развитию речи, что особенно ценно для детей с тяжелыми нарушениями в развитии речи.
Предварительный просмотр:
Игра «Узнай транспорт»
Педагог: вам нужно выбрать картинку, и назвать транспорт. Сказать наземный, водный или воздушный это транспорт, и показать его.
Дети поочередно достают из конвертиков картинку.
(У меня машина – она ездит, это наземный транспорт. Крутит руль как в машине.
У меня самолёт – он летает, это воздушный транспорт. Руки в стороны, покачивает «крыльями».
У меня корабль – он плавает, это водный транспорт. Руками движения как при плавании.
Дети с ТНР не озвучивают основной текст, а выполняют движения и снабжают их звукоподражаниями: машина бип-бип, нажимая на виртуальный клаксон, самолет у-у-у-у, корабль протяжно ы-ы-ы-ы низким голосом, изображая нажатие сверху-вниз на рычаг гудка. Педагог им помогает и подсказывает.
КОММЕНТАРИИ
Рече-двигательные игры и упражнения предполагает использование связи движений и речи, а также развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями изображаемых персонажей, образов.
Основа рече-двигательных игр – это нормализация межанализаторного взаимодействия (моторного и речевого).
При озвучивании или звукоподражании, выполняя то или иное игровое движение, ребёнок издаёт определённые звуки, имитирующие изображаемый им образ.
Для детей с ТНР мы создаём образовательные ситуации, направленные на стимулирование работы мышления, в данном случае – классификация, потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками. На этой основе осуществляется работа по накоплению детьми словарного запаса, по активизации речевой деятельности, а именно – провоцирования звукоречевых проявлений.
Предварительный просмотр:
Сюжетно–ролевая игра «Путешествие с семьей в зоопарк»
В расчете на 6-8 дошкольников.
Заранее распределены роли: билетер зоопарка, работник зоопарка, мама, папа, дети (среди них с ТНР), звери в вольерах – игрушки.
Мама (или помогает педагог):
Вышла я из магазина
У меня полная корзина
В зоопарке для зверей
Угощений не жалей!
Подает билеты билетеру, он/она их пропускает.
Пойдём сначала…
Папа: ко льву. Лев – царь зверей. Он днем спит, а ночью охотится. И у него страшный рёв … сынок, скажи, как рычит лев.
Ребенок с ТНР изображает льва – делает страшную позу и рычит р-р-р-р.
Рассматривают игрушку льва и проходят дальше.
Мама (показывает на обезьяну): Обезьяны – любят фрукты, мед, грибы. У них очень длинные руки и они прыгают по веткам деревьев и смешно кричат.
Ребенок с ТНР изображает обезьяну – подпрыгивает, нелепо бьет себя руками по бокам и кричит у у у у.
Папа (качает головой): ай-яй-яй. Нельзя дразнить животных! Лучше дай ей банан.
Работник зоопарка: осторожно, давайте только сам банан. Нельзя просовывать руки в клетку!
Рассматривают игрушку обезьяны и проходят дальше. По дороге – пруд с утками.
Папа (показывает на уток): смотрите, уточки. Как разговаривают уточки?
Ребенок с ТНР руками изображает крылья и кричит кря-кря.
Работник зоопарка: нельзя шуметь, чтобы не спугнуть животных!
«Кормят» уточек и идут дальше…дальше… дальше
КОММЕНТАРИИ
Игровая деятельность имеет особое значение как для воспитания нормально развивающихся детей, так и для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Сюжетно ролевая игра имеет большие воспитательные и развивающие возможности. Она влияет на все психические процессы: восприятие, внимание воображение, память, все виды мышления и, конечно же, на речь. В игре также идет усвоение средств интонационной выразительности, совершенствование процесса их понимания и употребления.
Сюжетно-ролевая игра имеет свои компоненты: сюжет игры, содержание игры и роль. Роль является основным компонентом и средством реализации сюжета игры.
В этой игре дети на себя берут роль взрослых людей, и воспроизводят действия взрослых в жизни и их отношения.
Чтобы ребенок с ТНР полноценно участвовал в игре, его роль должна определяться уровнем его актуального развития и поставленными коррекционными задачами.
Из-за речевого дефекта у детей наблюдаются трудности общения, слабая мотивация игровой деятельности, они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль самостоятельно. Дети быстро утомляются, и игра может распадаться под влиянием любых внешних факторов. У детей с речевыми нарушениями понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны.
У дошкольников с ТНР имеются особенности психических процессов, из-за которых они не могут вовремя включиться в игровую деятельность, переключиться с одного сюжета на другой. Взаимодействие детей во время игры кратковременное, общение примитивное, навыки диалога недостаточно сформированы.
Дети с ТНР требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Потому их участие в игре должно контролироваться педагогом, и игра организовываться под его руководством, особенно при распределении ролей и предложений по развитию сюжета.
В игре «Путешествие с семьей в зоопарк» детям с ТНР были выделены роли, которые они способны исполнить, благодаря чему их участие в игре обеспечивало эффективность реализации развивающих и коррекционных задач, способствовало формированию коммуникативных и речевых навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР».
Игра, как одно из средств социализации детей с ТМНР...
«Развитие двигательной активности пальцев рук у детей с ТМНР через игры с сыпучими материалами»
Сообщение предназначено для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей....
Игры на формирование и развитие мышления для детей с ТМНР
В картотеке представлено краткое описание особенностей развития познавательной сферы у детей с ТМНР и исходя из этих особенностей представлены игры на формирование и развитие мышления детей с ТМНР....
Доклад на тему Формирование межличностных отношений у детей с ТМНР в коммуникативных играх
Доклад на темуФормирование межличностных отношений у детей с ТМНР в коммуникативных играх...
Игры и упражнения для детей с ТМНР для снятия эмоционального напряжения
Игры и упражнения для детей с ТМНР для снятия эмоционального напряжения Игра "Волшебный платочек" На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину пл...
Развивающие и коррекционные игры для детей с ТМНР в детском саду.
Детям с тяжелыми множественными нарушениями развития трудно включаться в сюжетно-ролевые игры в группе, особенно если это не совсем привычная для них игра. Поэтому задача взрослого- снабдить ребенка н...
Игры для развития мелкой моторики для детей с ТМНР
Занятие 1. Баночка с косточками.Цели.1. Формировать умения брать косточки «щепотью» и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.2. Коррекция мелкой...