«Фразовый конструктор» как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР«
статья по развитию речи (старшая группа)

Вербицкая Екатерина Анатольевна

Предварительный просмотр:

 «Фразовый конструктор» как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР«

Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ №118,  г.Братск

Вербицкая Е.А

Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в коммуникации. Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдают все компоненты речи.

Работа по формированию связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально- коммуникативном развитии ребенка.

Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

В своей работе по развитию связной речи у детей с ТНР ,я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение

– фразу. Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК

  • создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога, в прямом смысле этого слова.

Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Работу начинала с классическим фразовым тренажером Н.Коняхиной. В процессе использования, я его немного видоизменила и сейчас он выглядит как набор из нескольких разборных кубиков с возможностью менять изображения в соответствии с той или иной темой занятия.

Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

  • Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
  • Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  • Формирование связности и четкости высказывания;
  • Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
  • Работа над пониманием сказанного. Этапы работы вы можете видеть на слайде
  1. Обучение соотносить слова с изображениями, пониманию смысла первых глаголов.
  2. Отработка простого двусоставного предложения.
  3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Формирование правильного употребления предлогов.
  4. Формирование четырехсловной фразы. 5.Введение усвоенных фраз в диалогическую речь.

Далее на слайде представлены некоторые варианты игр-заданий, которые я использую в своей работе. Игры направлены не только на развитие связной речи, но на развитие всех ее компонентов. На некоторых я хочу остановиться поподробнее.

  • 1 игра " Мостик", она направлена на закрепление предикативного словаря, в данном случае в лексической теме Одежда. Ребенок, как в любой игре бродилке, выбрасывает 2 кубика ( 1-люди, 2- предметы одежды) , теперь эти кубики нужно соединить карточкой- словом мостиком, которое отвечает на вопрос Что делает .На начальном этапе подбирает картинки с действием, затем изображение заменяем на знак стрелка.

  • 2 игра " Кто.Что делает.Что." Игра, направленная на развитие умения составлять простые предложения и употреблять в речи слова- признаки.

В игре 3 кубика. Кто. Что делает. Что.+ карточка с волнистой линией, которая обозначает прилагательное.

Усложняем заменяя карточку с изображением действия на стрелочку.

  • 3 игра " Выложи по порядку". Игра на развитие умения с помощью граффической аналогии понимать ,запоминать и воспроизводить речевой материал - чистоговорки, стихи, рассказы.

Составляем из элементов конструктора фразу-дорожку.

В работе над всеми компонентами речи активно использую этот конструктор. Например : на этапе формирования фонематического слуха использую игры "Длинное-короткое" ( где ребята из набора деталей собирают 1 кубик с длинными словами, а другой с короткими), или "Домик для звука" , где в 1 домике определенный звук стоит в начале слова, а во 2 в конце. В работе над грамматическим строем речи использую такие игры как " Назови ласково" ( кидаем кубик с предметными картинками на гранях, то изображение, которое выпадает нужно назвать ласково), а также игра " Жадина" , где к выпавшему изображению нужно добавить слово мой, моя, мое.

Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов,

занятия стали динамичнее и интереснее. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

      Фольклор – это история народа, его духовное богатство....

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

«Беседа, как одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать...

Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей"Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи."

Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения &nd...

«Беседа, как одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается одна из форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно рассказы и беседы развивают фантазию и творчество детей, учат создавать...