Консультация для родителей дошкольного возраста на тему "Речь и музыка"
материал по развитию речи

Петричук Светлана Анатольевна

Формирование и развитие речи детей через музыкальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_muzyka_i_rech.docx18.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Консультация для родителей детей дошкольного возраста.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ  РЕЧИ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

          Музыкальная деятельность играет важнейшую роль в жизни ребенка, не ограничиваясь лишь навыками пения, танца или игры на инструментах. Музыка обогащает общее развитие детей, непосредственно воздействуя на формирование и развитие  речевых способностей.  

Современные специалисты замечают, что в последнее время многие дети испытывают задержки в речевом развитии.   Еще несколько десятилетий назад дети начинали говорить значительно раньше, нежели их современные сверстники. Одним из эффективных методов развития речи детей является системное использование музыкального воспитания.

Музыкальная деятельность оказывает значительное влияние на формирование и развитие речи детей. Этот процесс можно рассмотреть с нескольких сторон:

  1. Развитие слухового восприятия.

Занятия музыкой помогают детям развивать слух и внимание, что является основой для хорошего восприятия речи. Способность различать звуки, интонации и ритмы играет важную роль в овладении языком.

  1. Расширение словарного запаса.

Музыкальные занятия, включая распевки и исполнение песен, обогащают словарный запас детей. Мелодии и тексты песен помогают запомнить новые слова и выражения в игровой форме.

  1. Формирование фонематического слуха.

Музыка способствует развитию фонематического восприятия, что является ключевым аспектом для формирования грамотной речи. Дети учатся различать фонемы, что помогает в обучении чтению и письму.

  1. Развитие мелкой моторики.

Игры на детских музыкальных инструментах, а также ритмические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно сказывается на навыках письма и общей координации движений.

  1. Эмоциональное развитие.

Музыка помогает детям выразить свои эмоции и чувства, что способствует формированию богатого эмоционального языка. Это важно для развития навыков общения и социальной адаптации.

  1. Социальные навыки.

Взаимодействие детей на музыкальных занятиях способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и взаимодействовать с другими детьми, что также важно для развития речи.

  1. Когнитивное развитие.

 Музыкальная деятельность стимулирует умственное развитие, улучшает память, внимание и концентрацию, что положительно сказывается на обучении и овладении языком.

       Предлагаю рассмотреть подробнее несколько видов музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Пение.

       В пении работа над речью происходит наиболее наглядно и эффективно. В пении дошкольники проявляют активность, испытывают удовольствие от коллективного пения. Исследования учёных показали, что во время пения активируется бОльшая часть мозга нежели при говорении.
Когда мы разговариваем, активируется только то полушарие головного мозга, которое отвечает за речь. А когда поем - просыпаются оба полушария.
Вы знали, что во время пения у поющего выделяется три гормона?  Эндорфин (гормон радости), дофамин (ответственный за мотивацию, память, внимание) и окситоцин (усиливает чувство связи с другими людьми). Пение формирует правильное дыхание, голос, развивает чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Кроме того, певческая деятельность помогает исправлять недостатки речи такие как, невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на отдельные гласные и слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Основным средством овладения языком и развитием речевой активности является повтор. Пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной для них форме: песенных куплетов и припевов. Дети получают удовольствие от певческой исполнительской деятельности, а вместе с тем, через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот поэтому большинство текстов детских песен и состоит из повторяющихся слов. Так же песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводить детям, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Еще одним преимуществом песен является рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Пение совершенствует голосовой аппарат детей не только для вокального исполнительства, но и для разговорной речи, формирует речевую выразительность.

Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей, так как тренируется наблюдательность, формируется чувство ритма, темпа и времени, развивается общая и мелкая моторика, накапливается музыкально-двигательный опыт.

Одним из важных разделов в музыкальной ритмике для развития речевых навыков является логопедическая ритмика или логоритмика. Эта методика опирается на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Логопедическая ритмика формирует слуховое внимание и фонематический слух, развивает общую и речевую моторику, мимику, а так же слухо-зрительно-двигательную координацию.

Важную роль на музыкальных моих занятиях играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. Связь мелкой моторики и развитием речи установлена давно. И не только всем известная пальчиковая гимнастика, но также различные жесты, использующиеся при слушании музыки, распевании и пении и помогающие передавать характер музыки, художественные образы или выражать слова, дают детям не только положительные эмоции, но вместе с этим влияют на качество речи.

Процесс игры на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети могут проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю скованность.

Таким образом, связь между музыкой и речью очевидна и музыкальная деятельность является мощным инструментом для развития речи у детей, оказывая комплексное воздействие на различные аспекты их развития.

Проанализировав несколько видов детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, можно сделать вывод о влиянии музыкальной деятельности детей на формирование и развитие их речи. Музыка способствует развитию чувства ритма, фонетического слуха, слухового внимания, речевой и общей моторики, дыхания, зрительно-двигательной координации, образного мышления и выразительности. Все это необходимо для формирования правильной речи дошкольников. Кроме того, музыкальные занятия предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне не только решаются обучающие и развивающие задачи, но и формируются продуктивные отношения ребенок-педагог-ребенок.

Подготовила музыкальный руководитель  Петричук С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Дошкольный возраст.

Консультация для родителей.Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами ...

Консультация для родителей "Дошкольный возраст. Виды деятельности".

В консультации предоставлен материал об основных новообразованиях дошкольников. О роли сказки, игры, изобразительной деятельности на развитие детей....

Консультация для родителей дошкольного возраста «Как справиться с агрессивностью»

Агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастный ребенок, которого никто не понимает, не хочет...

Консультация для родителей «Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений».

В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» - овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё поведение - это активный пери...

Консультация для родителей дошкольного возраста "Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период"

Рекомендации для родителей, профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период....

Консультация для родителей дошкольного возраста «Учим детей рассказывать»

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта....

"Занимаемся спортом вместе с родителями". Консультация для родителей. Дошкольный возраст.

Совместные занятия спортом, позволяют с пользой проводить свободное время, которое мама или папа посвящают малышу. Служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка. Основной п...