Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе комбинированной направленности для детей от 5 до 7 лет.

Образовательная область «Речевое развитие».

Воспитатель: Соловьева Н.П.

                                                                                                   

Тема: Творческое рассказывание «Зима, какая она?».

Цель: Создание условий для обучения детей творческому рассказыванию в коммуникативной деятельности.

Обучающие:

   - активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Зима»;

-  учиться  самостоятельно  составлять рассказ  по данному началу;

- упражняться в образовании  глаголов совершенного вида прошедшего времени женского    рода с приставкой «за»

 - совершенствовать навыки связной речи.

 Развивающие:

 - развивать монологическую и диалогическую речь;

 - развивать творческое воображение, логическое мышление, инициативу, самостоятельность,  

   Воспитательные:

 -воспитывать умение слушать рассказы друг друга.

Ребята, послушайте, вы ничего не слышите? Кто так тихо прошагал за окном?

Варианты детей (послушать)

Кто пришёл так тихо- тихо? Ну, конечно, не слониха. И, конечно, бегемот

 Тихо так прийти не мог.  Белый снег пушистый  В воздухе кружится.

И на землю тихо, Падает, ложится.

Как вы думаете, ребята, кто  прошагал за окном? (зима)

Да, ребята ,пришла к нам долгожданная зима, но осень не пускает её, хочет еще побыть у нас.  Чтобы зима к нам окончательно пришла, мы  должны ей помочь. Зима прислала нам свой подарок – сундучок. Но, чтобы его открыть нужно произнести волшебные слова:

- Тук, Тук, Тук,  -Чок, Чок, Чок – открывайся сундучок

- Ребята , в сундучке разные  задания, которые мы должны с вами выполнить и доказать осени, что её время прошло, и пора быть зиме. За каждое выполненное задание вы будете получать по одной  маленькой картинке

1 снежинка из сундучка  Закрепить признаки зимы

–давайте,  расскажем признаки зимы.

- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.

-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная, ветреная, ледяная, нарядная, веселая, красивая)

Воспитатель: Зима бывает разная: суровая, холодная, вьюжная, но бывает и красивая – белоснежная, весёлая, волшебная, чудесная.

- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река, снегопад)

- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий, белый, холодный, липкий, грязный)

-Что делает снег (идет, падает, кружится, ложится, летает, устилает землю).

- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, холодная.)

-Что мы делаем зимой (надеваем теплую одежду, катаемся на санках, на коньках, на лыжах, лепим снеговика, строим горки….)

- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

(Воспитатель заглядывает в сундучок)

2 снежинка из сундучка

Составить перепутанные предложения.

- Пока мы говорили о зиме, налетел осенний ветер и все слова в предложениях перепутались, поможете мне  их распутать?. Сейчас надо быть очень внимательными, я буду читать слова, а вы из этих слов составьте предложения.

Выпал, снег, белый (Выпал белый снег)

Холодная, зима, наступила (Наступила холодная зима)

Светит, зимнее, ярко, солнце (Ярко светит зимнее солнце)

Катаются, на, зимой санках ребята (Зимой ребята катаются на санках)

Из, дети, горку, снега, сделали (Дети из снега сделали горку)

Мороз, рисует, узор, окнах, на (Мороз рисует на окнах узор)

Щеки, мороз, щиплет, за (Мороз щиплет за щеки)

Дымок, идет, трубы, из (Из трубы идет дымок)

Дорожки, ребята, от, чистят, снега (Ребята чистят дорожки от снега)

Покрылась, льдом, речка, толстым  (Речка покрылась толстым льдом

3 снежинка-задание

Игра «Что наделала зима?»

В-ль: -Ребята угадайте что наделала зима

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки… – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

- А вот и первая деталь (прикрепляем на доску)

 4 Физическая пауза.

А сегодня у зимы – новоселье, Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба. А какой вышины?

Вот такой вышины. Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,  Высоки-превысоки кружевные!

Мы по лестнице шагаем  Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем.  Спрва-хлоп, слева-хлоп.  

- Здравствуй, зима! Ты хозяйке поклонись-ка:  Здравствуй, зима!

(Дети выполняют движения соответственно тексту).

Ребята, а давайте откроем сундук и выполним следующее задание.

Посмотрите, а снежинок больше нет.

А что за это за маленькие картинки у нас? Как вы думаете? Что с ними можно сделать? Давайте соберём их. Что за картина  получилась?

А мы сможем по этой маленькой картине рассказать осени, что наступила зима? Почему? А что надо сделать?

Давайте, скажем волшебные слова, чтобы картинка стала большой.

(АБРА-КАДАБРА) Выставляется большая картина, такая же.

Творческое составление  рассказа  

Воспитатель: Начало  рассказа  будет у всех одинаковое. Послушайте: Жила-была Зима. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела…

Середину и конец  рассказа вы придумаете самостоятельно, каждый свою.

Воспитатель: Кто желает рассказать? (предполагаемые ответы детей)

Ребенок 1:  Жила-была  зима. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.

На землю падал белый снег. Он был похож на вату. Деревья стояли в инее. Реку сковал лёд. Мальчики играли в хоккей. Девочки катались на коньках.

Ребенок 2:  Жила-была  зима. Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.

На улице было белым-бело потому, что пришла зима. Она принесла подарки: метели, вьюги, лёд, сугробы. Эти подарки нужны детям, чтобы кататься на санках, лепить снеговика, строить снежную крепость.

Ребенок 3: Жила-была  зима.  Проснулась она утром, посмотрела в окно и увидела.

Наступила чародейка-зима. Снег накрыл землю, будто одеялом. Деревья надели белые шубы и шапки. На окнах мороз нарисовал волшебные узоры.

Воспитатель: Ребята, чей вам  рассказ  понравился  больше всех? Почему?

Воспитатель: Ребята, мне понравились все ваши рассказы. В них мы услышали много красивых, зимних слов. Все рассказы состояли из трех частей (начало, середины и конца). Молодцы!

Воспитатель: Чем понравилось вам наше занятие?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Каждому из вас Зима дарит веселые снежинки. Если вам понравилось занятие, то возьмите большую снежинку, а если у вас были затруднения, -маленькую снежинку.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...