Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Как мы няню выручали»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Как мы няню выручали»
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить представление о словах, обозначающих предметы и их действия.
Учить детей отгадывать загадки.
Учить пространственной ориентации.
Развивающие:
- расширение словарного запаса детей;
- развивать логическое мышление, зрительную память;
- акреплять умение устанавливать причинно — следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, наблюдательность;
- воспитывать самостоятельность;
- продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- воспитывать бережное отношение к себе и окружающим людям.
Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы обучения:
- словесный (проблемные вопросы, объяснение, повторение, указания, похвала художественное слово);
- наглядный (показ иллюстрационного материала, рассматривание, алгоритм выполнения работы, демонстрационный материал);
- практический (работа с раздаточным материалом - закрепление приёмов складывания листа бумаги пополам, разрезания ножницами);
- игровая мотивация (сюрпризный момент)
Ход занятия.
Дети вошли в группу и поздоровались с гостями. Встали в круг.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
(раздается звонок телефона)
Воспитатель: Ой, кто это звонит? Мешает нам заниматься. Звонит Е.А.: Помогите! Помогите, ребята! Спасите меня, пожалуйста! Меня похитила Б.Я.
В: Успокойся Е.А, скажи как тебе мы можем помочь. : Ищите подсказку ,чтобы узнать где письмо , в нем все написано. Помогите!!! Помогите!! ( телефон отключается)
В: отключилась…. Ребята, вы что-нибудь поняли?
Дети: Е.А похитила Б. Я., она в беде и мы должны ее спасти.
В: а что она говорила о письме?
Дети: Надо искать письмо.
В: Ребята, давайте поищем подсказку оно укажет где письмо, может мы из него что-нибудь поймем. (Дети ищут и находят подсказку- загадку)
В: (зачитывает)Что за странное стекло,
Отражает все оно.
Право — слева, лево — справа,
Все местами поменяло. (дети - Зеркало) . За зеркалом они находят письмо.
Письмо. Я ,Великая и Прекрасная Баба Яга, мне надоело самой готовить обед, мыть посуду, заправлять кровать и я похитила вашу помощника -воспитателя теперь она будет жить у меня. Будет меня кормить, наводить порядок в моей избушке, а вы все делайте сами. Ха-ха-ха! Но если вы выполните все мои задания, которые спрятаны по всей вашей группе и выполните ,то я так и быть отпущу вашу Е.А! А за вами будет следить моя сова и все будет мне передавать .
В:Ну что , ребята, будем выручать Е.А. нам без нее никак. Тогда давайте постараемся и выполним все задания Б. Я. Правильно и быстро, а то наверное Е. А очень плохо у Б.Я., а вот и первое задание .
1. Задание. На стульчики можно присесть только тогда, когда услышите первый звук своего имени.
В: Я буду называть звуки, а вы чье имя начинается с этого звука называете свое имя и садитесь на стульчик.(на одном из стульев куда должен сесть ребенок лежит подсказка загадка к следующему заданию)
Воспитатель зачитывает -
Она зелёная всегда
И в летний зной, и в холода,
А вместо листиков — иголки.
Все догадались?
Это... (Елка) (За елкой лежит конверт с заданием)
В:вспомните как называется сказка в котором я украла мальчика , соберите ее в правильной последовательности и вы узнаете где лежит следующее задание.
2. Задание составление рассказа по мнемотаблице (дети собирают разрезные картинки сказки Гуси -лебеди)
В: ребята ,а почему Б.Я оставила подсказку в этой книге ?
Дети: Потому-что в этой сказке тоже есть Б.Я и тоже украла мальчика.
В:ребята если вы справились с заданием . то сова сообщит нам ( звук совы), мы справились , молодцы. А где у нас живут сказки ?
Дети : на полке !
В: правильно , значит там следующее задание ( на полке лежит конверт со следующим заданием) .Зачитывает - Е.А вашу верну может в среду , а может в понедельник , хотя я сомневаюсь , что вы знаете дни недели , ну а если вы назовете их в правильной последовательности , вы найдёте следующее конверт с заданием .
Физминутка «Дни недели»
В понедельник я купался, Изображаем плавание.
А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки
Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают. (Звук совы)
В:Сова принила наш ответ , вы поняли где находится следующий конверт ( подводя к ответу где они отмечают дни недели к «говорящем уголку» , там лежит конверт с заданием)
Воспитатель зачитывает -
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. ( Зима) (Если вы угадали какое это слово , разберите его и поиграйте в живые буквы)
В : Б.Я хочет чтобы мы выполнили задание со слом ЗИМА
3. Звуковой анализ слов
Звуковой анализ слова ЗИМА Посмотрите на схему.
Из скольки квадратов состоит схема? (4)
Значит в слове ЗИМА сколько звуков? (4)
Правильно в слове ЗИМА- 4 звука.
Я вам прочитаю слова так, чтобы ясно слышался первый звук .(читаю)
Первый звук З. Какой он гласный или согласный?
Фишку какого цвета поставим, в какой квадратик? ( в первый квадратик? синий) Читаю слова так, чтобы был слышен второй звук (И)
Звук И гласный или согласный? (гласный)
Какого цвета фишку поставим, в какой квадратик? ( во второй квадратик?
А теперь прочитаем слово так, чтобы слышался хорошо третий звук .Звук М гласный или согласный? Твердый или мягкий? Значит какого цвета фишку поставим .
Игра -Живые буквы ( ребенок получает по одной букве , должны построится в правильном порядке , прохлопать сколько слогов , разделится парно на слоги).
В: молодцы , давайте посмотрим на сову приняла наш ответ (звук совы).
И тут входит наша Е.А..
Рефлексия .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan_st.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №16»
Конспект открытого занятия по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
в подготовительной группе № 5 «Непоседы»
«Маленькие грамотеи»
Соколова Ксения Андреевна, воспитатель
Рязань, 2021 г.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
- продолжать учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;
- продолжать учить определять количество слогов в слове.
Развивающие:
- развивать умение излагать свои мысли понятно для окружающих.
- развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, готовность выручить в сложной ситуации.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, бархатная бумага, нитки разной длинны; звуковая линейка;
карточки: зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа; мяч, фишки (красного, зеленого, синего цвета).
Структурные части | Деятельность воспитателя | Примечание |
Вводная часть | - Ребята, сегодня утром придя в детский сад, я обнаружила письмо. А нам нем надпись Подготовительной к школе группе № 5 «Непоседы» Прочитаем? «Здравствуйте ребята, я Фея Весна. У меня случилась беда, злой волшебник Тиан, украл мою волшебную палочку, и чтобы ее вернуть нужно решить какие- то не понятные мне задания, до меня дошли сведения, что вы очень любознательные и добрые ребята и очень любите заниматься. Только вы, сможете помочь мне справится с этой задачей и вернуть волшебную палочку. Ваша фея Весна!» Ребята, дело предстоит нам не простое, за каждое выполненное задание мы будем получать подсказки! Поможем фее? | Перед занятием, проветриваю групповую комнату Весь материал и оборудование подготовлено заранее |
Основная часть Физкультминутка | - Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим Никуда мы не спешим! Сейчас на стульчики сядут те дети, имя которых начинается на гласный звук, на твердый согласный, на мягкий согласный. - Давайте вспомним, какими фишками обозначаются звуки? Молодцы, все верно! Первое задание называется «Едем, летим, плывем» и если мы справимся с ним, то получим первую подсказку где искать волшебную палочку. Рассматриваю с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай. Задает вопросы детям: - Назовите все предметы одним словом? - Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …? - Какой звук встречается во всех этих словах? - В каких словах звук т встречается в начале? - В каких – в середине? - В каких – в конце? - Скажите, что летает? (самолет, вертолет) Что едет? (троллейбус, теплоход, трамвай) Что плывет? Молодцы! Вот наша первая подсказка, и здесь буквы (К, О, Ч). Второе задание волшебника называется «Мягкий, твердый» Ребята, скажите что может быть мягким и твердым? Верно, звуки! Я буду показывать вам картинки и называть то, что там изображено, если первый звук в слове твердый, будете показывать синюю фишку, если мягкий – зеленую. Например: слово «кит», первый звук твердый, значит поднимаю синюю фишку, всем понятно? Слушаем внимательно! Показываю картинки (кит, река, рот, щука, торт, горох, летчик, мед, белка, самолет) Молодцы, все были внимательными и за это мы получаем вторую подсказку! Здесь опять буквы (Р, Б, К) Ребята, нам пора немного отдохнуть. Игра « Назови слово со звуком Т» Я буду бросать каждому бросать мяч и а вы будете говорить слово, в котором есть звук т и бросать мяч обратно. Бросать мяч нужно точно в руки. Кто запомнил какие слова говорили дети? Молодцы ребятки, мы с вами отдохнули пора заниматься дальше! Садитесь за столы, спина прямая! Нас ждет еще одно задание, называется «Выложи звук» Перед вами лежит бархатная бумага и нитки разной длинны. Вам нужно выложить на бумаге, первый звук, который слышится в имени злого волшебника. Молодцы, все запомнили, как его зовут! Вот наша 3 подсказка, буквы (О) Вот еще одно задание, которое предлагает выполнить волшебник Все готовы? Тогда слушайте очень внимательно! На обед сыночку Ване Мама варит суп в… (не в стакане, а в кастрюле) Подобрать себе я смог пару варежек для… (не для ног, а для рук) День рожденья на носу — испекли мы… (не колбасу, а торт) Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре) На уроках будешь спать — за ответ получишь… (не пять, а два) Все задания мы выполнили правильно, и получаем последнюю подсказку, здесь буквы (О, А) Я думаю, что из этих букв мы должны составить слово и тогда мы точно сможем найти волшебную палочку. (К, О, Ч, Р, Б, К, О, О, А) Правильно ребята, слово получилось «коробочка» | Обращаю внимание детей на доску где висят картинки с изображением транспорта Все предложенные задания подбирались с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей данной группы Стараюсь спрашивать как можно больше детей, для высокой речевой активности на занятии, но при этом учитываю их индивидуальные особенности. Слежу за тем чтобы дети отвечали только по поднятой руке Слежу за тем, чтобы дети сидели ровно и красиво, не перебивали друг друга Проговариваю загадки громко, чтобы всем было слышно. Слежу за осанкой детей |
Заключительная часть | Ребята, у нас в группе много разных коробочек, давайте поищем, где же она может быть. Ой, а такую коробочку я вижу первый раз, а вы? Вот она волшебная палочка, мы справились со всеми заданиями злого волшебника и помогли фее найти волшебную палочку! Сразу после занятия мы отправим ее фее Весна. Ребята, скажите, что вы делали на занятии? И кому мы сегодня помогли? Что вам понравилось больше всего? Сегодня все были молодцы, все задания выполняли правильно. Теперь, скажем «до свидания» нашим гостям, и пожелаем им хорошего дня! | Подведение итогов с помощью вопросов |
Да-да-да наступили холода.
За-за-за пришла зимушка зима.
Оз-оз-оз на улице мороз.
Ам-ам-ам гости пришли к нам
(Повторить хором громко и тих
физминутка «Дни недели»
В понедельник я купался, Изображаем плавание.
А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки
Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.
Что за странное стекло,
Отражает все оно.
Право — слева, лево — справа,
Все местами поменяло.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак.
Какой первый звук? Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? Дети: Согласный Воспитатель: Правильно!
Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками, Не человек, а разговаривает, Не рубашка, а сшита. Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание.
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну
загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну
загадку:
Каждый день сюда пешком
Я спешу за молоком!
Где оно с утра уже
Ждет меня на стеллаже?
(В молочном магазине)
Воспитатель:
перед вами картинки с разными начинками для пирогов:
– из картофеля, капусты, моркови, яблок, грибы, клюквы.
Дети:
пирог с капустой – капустный пирог,
пирог с яблоком – яблочный пирог,
пирог с клюквой– клюквенный пирог,
пирог с морковью – морковный пирог,
пирог с грибами – грибной пирог,
пирог с сыром – сырный пирог,
пирог с рыбой – рыбный пирог,
пирог с творогом – творожный пирог,
пирог с картошкой – картофельный пирог.
Задание буквы заблудились под каждой цифрой буква
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи во второй младше группеТема: «Игрушки в гостях у ребят»
Тема: «Игрушки в гостях у ребят» Цели задачи:Активизировать и расширять словарный запас по теме.Упражнять в употреблении множественного числа и уменьшительной формы, названий цветов.Закрепить пон...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Как ёжик выручил зайца"
Тема: Придумывание сказки на тему: «Как ежик выручил зайца»Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на ...
конспект занятия по развитию речи" Как дети царицу экономику выручали"
Цель: Учить детей решать экономические задачи, правильно стараться делать выбор в различных ситуациях;2. Развивать представление детей о сущности экономических понятий;3. Формировать экономическое мыш...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Как ежик выручил зайца».
В этом конспекте дети учаться составлять сказки, подбирать слова синонимы, описывать внешний вид персонажей....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весну выручаем!»
Цель: Расширять представлений детей о весне....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Придумывание сказки «Как ёжик выручил зайца»
Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются:• Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.&bu...
конспект занятия по развитию речи "Знакомство с трудом няни"
Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с трудом няни"...