«Использование камешков Марблс в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Комакова Ирина Анатольевна

Мои воспитанники – это дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при общем недоразвитии речи нарушаются все стороны речевого развития: звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь. Одним из самых интересных и инновационных приемов, на мой взгляд, является применение камешков МарблсКамешки Марблс можно использовать для развития мелкой моторики, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования звукового и слогового состава слова, правильного образа буквы, обогащения словарного запаса, совершенствования навыков словоизменения и словообразования, развития связной речи, памяти, внимания, логического мышления, а также фантазии и креативности. И сегодня я хочу вам представить разнообразные игровые приемы с использованием камешков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование камешков Марблс в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Применение камешков МАРБЛС в работе с детьми с ОНР.

Задачи:

- познакомить педагогов с возможностями использования камешков Марблс в обучении детей;

- мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;

- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи.

Мои воспитанники – это дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при общем недоразвитии речи нарушаются все стороны речевого развития: звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь. Одним из самых интересных и инновационных приемов, на мой взгляд, является применение камешков МарблсКамешки Марблс можно использовать для развития мелкой моторики, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования звукового и слогового состава слова, правильного образа буквы, обогащения словарного запаса, совершенствования навыков словоизменения и словообразования, развития связной речи, памяти, внимания, логического мышления, а также фантазии и креативности. И сегодня я хочу вам представить разнообразные игровые приемы с использованием камешков.

Камешки Марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь. А главное их предназначение — это веселые, полезные и простые игры.

Сейчас хочу поделиться с вами, как я использую камешки Марблс в своей работе. На мой взгляд, они являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

При знакомстве детей со звуками мы делим звуки на следующие категории гласные и согласные. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Цветовое обозначение:гласный – красный цвет(красный камушек), согласные твердые-синий камушек и согласные мягкие-зеленый камушек.при знакомстве детей с буквами. Например, мы даем букву до конца не закрашенную, предлагаем ребенку выложить камешками Марблс. Ребенок выкладывает букву и тем самым зрительно запоминает как она выглядит. Далее мы усложняем задачу – лимон, как ты думаешь какая здесь должна быть буква цветом? Синим или зеленым? Ребенок уже самостоятельно определяет твердая или мягкая буква в слове и выкладывает. Лимон, звучит мягко, значит зеленый цвет. Когда уже с детьми изучили буквы, предлагаю с детьми выложить самостоятельно букву без опоры. В помощь им идет поле, состоящее из кружочков. Можно использовать как один цвет, так и несколько цветов. И заключительный этап-ребенок самостоятельно выкладывает заданную букву.

Далее, когда мы знакомим ребенка с понятием слог, как мы можем делить слова на слоги – подбородком или хлопками, а также мы с детьми выкладываем камешками количество слогов. Например, слово сок. Сколько слышим слогов- один слог, значит один камешек. Слово- оса. 2 слога, 2 камешка. Слово ананас. Сколько слогов? 3 слога.-3 камешка.

При работе с предлогами, мы используем камешки следующим образом, например, берем стакан и камешки. Камешек В стакане, камешек ПОД стаканом, камешек НАД стаканом, камешек ПЕРЕД стаканом, камешек ЗА стаканом, камешек ВОЗЛЕ стакана, камешек МЕЖДУ стаканами.

При изучении числительных, очень хороший материал –яблоки. ОДНО яблоко, ДВА яблока, ТРИ яблока и т.д. Далее- усложняем. Одно КРАСНОЕ яблоко, два КРАСНЫХ яблока и т.д.

Когда мы учим определять место звука в слове, мы используем следующую картинку – автобус. Начало слова с левой руки, с левой стороны. 3 окошка у автобуса. 1 окно- начало слова, 2 –середина, 3-конец слова. Задаем ребенку инструкцию-например где находится звук С в слове СОМ. (в начале, 1 окно), определи, где находится звук С в слове НОС (в конце, 3 окно).

Или прделяем, какой звук слышим в начале слова, какой он по характеристике (согласный твердый, согласный мягкий или гласный), например,слово ЛИС. Звук Л'-мягкий согласный(зеленый камешек). Если мы возьмем слово ЛОСЬ, то звук Л твердый согласный (синий камешек).

Можно использовать камешки при автоматизации, например, у нас есть два слова: сосна,оса. Автоматизируем звук С. Сколько слышим звуков С в слове СОСНА (2 звука С, 2 камешка). Сколько звуков слышим в слове ОСА (один звук С, 1 камешек).

Когда учим детей дифференцировать звук С, З, мы можем использовать камешки следующим образом. Например, звук С –желтый камешек, звук З- фиолетовый. Определяем, какой звук слышишь в слове ЗАЯЦ. (Звук З –фиолетовый камешек), какой звук мы слышим в слове СОК (Звук С – желтый камешек), какой звук слышим в слове ЗАКОЛКА (Звук З – фиолетовый камешек), какой звук слышим в слове САМОКАТ ( Звук С – желтый камешек).

Камешки очень помогают в выполнении звукового анализа слова. Например, слова СОК, ЛИСА и камешки трех цветов, заранее подобранных.Звуковой анализ слова СОК. (первый звук С-согласный, твердый-камешек синий, второй звук О-гласный-камешек красный, звук К –согласный, твердый.) Слово ЛИСА (первый звук Л' –согласный, мягкий – камешек зеленый, И-гласная-камешек красный, С-согласный- твердый -камешек синий, , А-гласный,камешек красный)

Для закрепления звуков с детьми, предлагаю следующую игру. Перед нами поле с колобком, есть дорожка, но она пустая. Я ребенку называю звук и он должен выбрать правильный камешек и положить его на дорожку. Например, М(син.кам.), А (кр.кам.),Л' (зел.кам.) и т.д. до конца.Таким образом закрепляем звуки Гласные, согласные, согласные твердые, согласные мягкие.

Можно еще использовать дорожку при закреплении поставленного звука. Например звук Р. Берем камешки, и отрабатываем, автоматизируем поставленный звук. Можем усложнить задачу, и добавим слоги со звуком Р (РА, РО,РУ), в обратном порядке (ОР, УР, ИР), затем добавляем слова (РАК, РАМА, РАКЕТА, РАДИО).При дифференциации звуков можно использовать данную дорожку. Например, берем желтый камешек – звук С, оранжевый – звук Ш.продолжи звуковую дорожку, не ошибись!

Предлагаю ребенку придумать рассказ, или ситуацию и составить рассказ.

Предлагаю фон, заранее подобранный и камешки. Расскажи, что здесь произошло. Ребенок рассматривает камешки, фон картинки и включается фантазия. Например, жила на свете рыбка. Играла она со своими друзьями и потерялась, отстала от своих родителей. Поплыла она их искать. Ей повстречались морской конек, дельфин, морская звезда и другие рыбки.

При автоматизации или дифференциации поставленного звука, можно предложить ребенку с персонажем из чистоговорки или стихотворения и предложить выкладывать камешки, происнося чистоговорку. Например,

Сапоги сапожник шил,

Еж в лесу под елкой жил.

Даже туфли шил сапожник

Хорошо в лесу жил ёжик.

При автоматизации поставленного звука, предлагаю детям звуковые дорожки. Камешки гладкие, приятные на ощупь. Ставим камешек в начало звуковой дорожки. (Звук Ш, звук Л). Добавляем гласные .

Развиваем внимание ребенка. Слушаем инструкцию ( на цветочек положи оранжевый камешек, на домик желтый камешек, на яблоко фиолетовый камешек)

 При автоматизации поставленного звука предлагаю детям задания-ходилки с отрабатываемым звуком. (улитки)

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе – это высокоэффективный, универсальный, доступный прием, который способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения у детей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

Камешки Марблс – это универсальный методический материал, с помощью которого ненавязчиво можно решать разнообразные коррекционные задачи. Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камешки Марблс, поможет вам разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс логоритмических упражнений по преодолению фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа содержит подборку логоритмических упражнений для устранения фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Игра «КВН» - как способ преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о досуговой работе с детьми старшего возраста, проводимой в форме КВНа. Прилагается разработанный логопедом  конспект КВНа....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...

Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования....

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...