презентация Жанры Устного народного творчества
презентация по развитию речи
Устное народное творчество – это художественные произведения, созданные народом. Данное понятие заключает в себе значение явления: это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом и передаются из уст в уста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_unt.kultyaeva_e.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Малые жанры фольклора – небольшие по размеру произведения. Потешка Пестушка Прибаутка Закличка Приговорка Частушка Пословица Поговорка Загадка Сказка Русские народные игры
Потешка Потешки -это игровые песенки для детей от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями , движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: « Сорока-ворона », « Идет коза рогатая », « Ладушки », « По кочкам, по кочкам ». Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки , Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай!
Пестушка Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны многие движения, поэтому в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает « топотушки » его ножками. Пестушка – происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять.
Прибаутка Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек отличаются тем, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями. Прибаутки подходят детям 2-3 летнего возраста .Они лишены нравоучений, они предлагают детям увидеть смешное в жизни,развивают воображение и фантазию. Прибаутка всегда сохраняет серьёзную интонацию, представляя возможность слушателю самому разобраться смешно или нет.)
Закличка Заклички – это песни заклинания, песни просьбы, пожелания. Закликать – звать, просить, приглашать, обращаться к природе :радуге , солнцу, дождю,ветру и т.д. Заклички дают возможность ребенку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе. Развивают речь, формируют нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички легко запоминаются и могут широко использоваться с детьми во время игр
Приговорка Приговорки (приговоры) — это короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. Это могут быть не только прямого обращения, но и звукоподражания. Приговорки - то же самое что и заклички , только обращение идёт к животным, птицам и насекомым. Приговорка, настраивает ребенка уважительно относится к природе. Ребенок воочию видит, каково назначение природного явления, его здоровая, живая красота. К укушечка , кукушечка , Серая рябушечка , Покукуй в лесу: ку , ку – Сколько лет я проживу!
Частушка Частушки – это короткие песенки часто с юмористическим содержанием. Термин «частушка» народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. Частушки развивают: Память. Они просты для восприятия, имеют рифмующиеся строки, понятный смысл. Речь. Кричать частушки весело, а еще это тренирует дикцию. Музыкальный слух. Первое знакомство с мелодией, ритмом. Координацию. исполнители выполняют простые танцевальные движения: приседания, прихлопывания , повороты. В детских частушках критике подвергаются плохие оценки, грубость, лень, неподобающие увлечения. И поощряют в куплетах трудолюбие, хорошую успеваемость, вежливость, дружелюбность и помощь по хозяйству.
Пословица Пословица - это краткое, мудрое изречение, которое содержит в себе законченный смысл и мораль, то есть поучение.В пословице мысль высказывается в краткой форме, без лишних слов. Состоит из одного предложения. Ее легко запомнить, часто в ней есть ритм и рифма.Имеют прямой и переносный смысл. Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.
Пословица Назови пословицу к картинке
Пословица «Подбери слово в рифму» «Делано наспех – сделано…», «Сделал дело – гуляй… », «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…», «Хочешь есть калачи, так не сиди…», «На чужой каравай рта …», «Птицу узнают в полёте, человека - …», «Терпенье и труд всё…», «К большому терпенью придёт и…», «Умелые руки не знают…», «Не за своё дело не берись, а за своим…»,
Поговорка Поговорка - это краткое меткое выражение, но не общего значения, а более конкретного. Поговорка не содержит в себе выводов, поучений. Поговорки используются для украшения речи, выражения эмоций, характеристику ситуации или действий без цели поучения. Применив их, у детей повысится интерес к окружающему, дети смогут думать, осмысливать обстановку, у них сформируются следующие нравственные качества: доброта, милосердие, уважение к труду, любовь к родине и т.д
Загадка В ыражение, которое нуждается в разгадке. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Сказка Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле. Благодаря сказкам ребенок получает информацию о добре и зле, дружбе и предательстве, правде и лжи. Сказка закладывает моральные и социальные ценности, понятия, что есть хорошо, а что – плохо. Благодаря сказкам дети стают увереннее, терпеливее, смекалистей, учатся слушать и слышать окружающих. Слушающий сказку ребенок никогда не будет равнодушным, а будет переживать и радоваться за сказочных героев.
Русские народные игры
Русские народные игры Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытно – общинном строе. Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги- непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Русские народные игры Старинная игра "Подбери рифму" Игра «Подбери рифму» была известна еще в 19 веке. В нее с удовольствием играли по вечерам в кругу большой семьи и на камерных домашних вечеринках. Играющие садятся в круг. Один из участвующих в игре бросает кому-либо платок и одновременно произносит какое-нибудь слово. Тот, которому платок брошен, должен поймать его и ответить в рифму. После чего он, в свою очередь бросает платок кому-либо, произнося какое-нибудь слово. Игрок, поймавший платок, но не подобравший рифму, штрафуется фантом, или выбывает из игры. Само собой, когда предлагаются трудные рифмы, создаются довольно смешные озадачивающие ситуации, что, конечно, очень смешит и развлекает играющих.
Русские народные игры Репа Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений. Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню: «Расти ре-понь-ка ! Расти кре-понь-ка ! Ни мала, ни велика, До мышиного хвоста!» Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.
Русские народные игры ВОДЯНОЙ Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами: Дедушка водяной, Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку. Раз, два, три – водяной не спи! Хоровод останавливается, "водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Русские народные игры Игра «Пол, нос, потолок» Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у когото нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....
Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.
Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...
Особенности волшебной сказки как жанра устного народного творчества
Народное поэтическое творчество (фольклор) представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений: эпос, лирика и ...
Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...
Конспект НОД «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества»
Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»Задачи:· Образовательн...
КартотекаКартотека малых жанров устного народного творчества
Роль малых жанров устного народного творчества в развитии речи детей и приобщению к чтению....
Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС
Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....