План самообразования «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 256.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 51»
Перспективный план работы
по самообразованию педагога на 2024-2025 учебный год
Тема: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
(группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет)
Подготовила:
воспитатель высшей кв. кат.
Есимова А.С.
Оренбург, 2024 г.
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются,
как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота».
Ирина Токмакова
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- обогащать словарь;
- развивать умение воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
- развивать представление об окружающем мире;
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
- побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
- вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;
- воспитывать любовь к художественной литературе;
- развивать традиции семейного чтения
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Предполагаемый результат:
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Роль сказок в жизни детей
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный.
- Изучение научной и учебно-методической литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы.
- Оформление книжного уголка.
2 этап. Основной (Практический).
- Разработка перспективного плана 2024-2025 учебный год
- Изучение опыта педагогов
- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в
индивидуальной работе с детьми
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
- Консультации для родителей
3 этап. Заключительный.
Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Обобщение результатов. Подведение итогов.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Чтение детям сказок.
- Беседы по содержанию сказок.
- Пальчиковые игры по сказам.
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.
- Инсценировка сказок.
- Дидактические игры.
- Отгадывание загадок по сказкам.
-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Есимовой А.С.
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
Содержание работы | Сроки выполнения | Результаты работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | ||
Изучение методической литературы: | Сентябрь | Педагогическая диагностика (наблюдения, беседы) | Представление плана по самообразованию на педагогическом часе. | Ознакомление родителей с темой самообразования и ее задачами. |
Изучение образовательной программы учреждения, интернет-источников - разработка анкеты для родителей. Пополнение центра «Книжный уголок».
| Октябрь | Рассказывание русской народной сказки «Репка». 2. Слушание аудиозаписи сказки «Репка» 3. Дидактическая игра «Выложи сказку «Репка» 4. Пальчиковая гимнастика «Репка» 5. Лепка, рисование «Репка» | Консультация для педагогов «Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности. | Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками. |
Изучение литературы соответствующей тематики, анализ интернет-ресурсов, публикаций в печатных изданиях - разработка дидактических пособий, игры, консультаций для педагогов и родителей. | Ноябрь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». 2. Показ настольного театра «Курочка Ряба». 3. Слушание аудиозаписи «Курочка Ряба». | Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности для сказки «Курочка Ряба». | |
Изучение обобщенного опыта работы коллег, анализ литературы соотв. тематики с целью пополнения центра «Театрализации» материалом. | Декабрь | 1. Чтение русской народной сказки «Колобок» 2. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы 3. Прослушивание аудиосказки «Колобок» 4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок» 5.Рисование «Катится колобок по дорожке» 6. Подвижная игра «Колобок, румяный бок» | Буклеты для педагогов «Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников» | Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» |
Пополнение центра «Театрализация» материалом. Работа по изготовлению рукотворной книги «Сказки учат нас добру»(заготовки от каждой семьи). | Январь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» 2. Слушание аудиозаписи сказки «Теремок» 3. Драматизация сказки «Теремок» 4. Пальчиковая игра «Теремок»
| Консультация для родителей «Воспитание сказкой» Видеозапись театрализации сказки «Теремок» | |
Пополнение центра «Книжный уголок» книжками-малышками, изучение журналов периодической печати для разработки консультации.
| Февраль | 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 2. Показ настольного театра «Маша и медведь» 3. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы. | - | Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. |
Сбор материала для рукотворной книги «Сказки учат нас добру» | Март | 1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята». 2. Показ настольного театра «Волк и козлята» 3. Пальчиковая гимнастика «Козочка» | Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» | |
Пополнение центра «Театрализация» материалом. | Апрель | 1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». 2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка» 3. Пальчиковая гимнастика «Новый дом» | Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» | Презентация книги «Сказки учат нас добру» |
Пополнение центра «Книжный уголок» материалом. Работа по организации выставки. Педагогическая диагностика, анализ результатов работы за год. Подготовка отчета по плану самообразования. | Май | 1. Чтение русской народной сказки «Три медведя» 2. Показ настольного театра «Три медведя» | Отчет на Педагогическом часе по теме самообразования. | Оформление выставки рисунков: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей) |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алла, Капская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / Капская Алла. - М.: Речь, 2014. - 972 c.
2. Вачков, Игорь Викторович Введение в сказкотерапию / Вачков Игорь Викторович. - М.: Генезис, 2015. - 607 c.
3. Елена, Владимировна Королевская Любит Белочка орешки! Сказкотерапия в стихах / Елена Владимировна Королевская. - М.: Издательские решения, 2017. - 311 c.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2015. - 320 c.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. - 310 c.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 310 c.
7. Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2016. - 160 c.
8. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. 3-е изд. Мосина Е.С. / Е.С. Мосина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 974 c.
9. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.
10. Чуб, Н. Азбука храбрости. Сказкотерапия / Н. Чуб. - М.: Фактор, 2015. - 878 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"
И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....

Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей
В последнее время все чаще приходится сталкиваться с детьми у которых есть речевые проблемы. Дети плохо говорят, имеют недостаточный словарный запас, не соответствующий возраст...

Самообразование "Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 2-3 лет"
самообразование...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»
laquo;У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются,как о лежащий на дороге камень,и укалываются как о лист осота».Ирина Токмакова...

План работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.Задачи:- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать не...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»...

Самообразование "Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 2-3 лет"
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой...