План работы по самообразованию «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- обогащать словарь;
- развивать умение воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
- развивать представление об окружающем мире;
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
- побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
- вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;
- воспитывать любовь к художественной литературе;
- развивать традиции семейного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются,
как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота».
Ирина Токмакова
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- обогащать словарь;
- развивать умение воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
- развивать представление об окружающем мире;
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
- побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
- вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;
- воспитывать любовь к художественной литературе;
- развивать традиции семейного чтения
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Предполагаемый результат:
В результате поставленных задач у детей сформировываются следующие знания, умения, навыки:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Роль сказок в жизни детей
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный.
- Изучение научной и учебно-методической литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы.
- Оформление книжного уголка.
2 этап. Основной (Практический).
- Разработка перспективного плана 2022-2023 учебный год
- Изучение опыта педагогов
- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в
индивидуальной работе с детьми
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
- Консультации для родителей
3 этап. Заключительный.
Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Обобщение результатов. Подведение итогов.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Чтение детям сказок.
- Беседы по содержанию сказок.
- Пальчиковые игры по сказам.
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок.
- Инсценировка сказок.
- Дидактические игры.
- Отгадывание загадок по сказкам.
-Художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка).
Перспективный план по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме: «Сказкотерапия каксредствоформирования развития речи детей 3-4 лет»
Срок | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. | Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души» | |
Октябрь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Репка». 2. Слушание аудиозаписи сказки «Репка» 3. Дидактическая игра «Выложи сказку «Репка» | Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения» | |
Ноябрь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». 2. Показ настольного театра «Курочка Ряба». 3. Слушание аудиозаписи «Курочка Ряба». | Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности для сказки «Курочка Ряба». |
|
Декабрь | 1. Чтение русской народной сказки «Колобок» 2. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы 3. Прослушивание аудиосказки «Колобок» 4. Дидактическая игра. Выложи сказку «Колобок» | Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» | |
Январь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» 2. Слушание аудиозаписи сказки «Теремок» 3. Драматизация сказки «Теремок» | Консультация для родителей «Воспитание сказкой» | Консультация "Сказкотерапия" в образовательной деятельности при формировании речевой активности |
Февраль | 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 2. Показ настольного театра «Маша и медведь» 3. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы. | Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. |
|
Март | 1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята». 2. Показ настольного театра «Волк и козлята» 3. Пальчиковая гимнастика «Козочка» | Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» | |
Апрель | 1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». 2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка» 3. Пальчиковая гимнастика «Новый дом» |
| Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» |
Май | 1. Чтение русской народной сказки «Три медведя» 2. Показ настольного театра «Три медведя» | Оформление выставки рисунков: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей) |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алла, Капская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / Капская Алла. - М.: Речь, 2014. - 972 c.
2. Вачков, Игорь Викторович Введение в сказкотерапию / Вачков Игорь Викторович. - М.: Генезис, 2015. - 607 c.
3. Елена, Владимировна Королевская Любит Белочка орешки! Сказкотерапия в стихах / Елена Владимировна Королевская. - М.: Издательские решения, 2017. - 311 c.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2015. - 320 c.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. - 310 c.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 310 c.
7. Мосина, Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е.С. Мосина. - М.: Генезис, 2016. - 160 c.
8. Мосина, Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. 3-е изд. Мосина Е.С. / Е.С. Мосина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 974 c.
9. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.
10. Чуб, Н. Азбука храбрости. Сказкотерапия / Н. Чуб. - М.: Фактор, 2015. - 878 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/14/picture-751871-1731585044.jpg)
Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"
И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-1376751-1641916452.jpg)
Самообразование "Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 2-3 лет"
самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/08/picture-1392809-1675867149.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»
laquo;У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются,как о лежащий на дороге камень,и укалываются как о лист осота».Ирина Токмакова...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1253036-1700668820.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1116084-1571831156.jpg)
План самообразования «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
Статья описывает использование метода сказкотерапии для развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.Также в тексте представлен план по самообразованию педагога дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/15/picture-1243401-1728968318.jpg)
План по самообразованию "СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ"
2022 год - 2023 год...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/15/picture-1377868-1642243177.jpg)
План самообразования «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3-4 лет»
В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психич...