Проект "Мнемотехника как средство развития связной речи в старшей-подготовительной группе"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – ни будь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-mnemotehnika.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель: Сапунова Л.А.

ПРОЕКТ

«МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

в старшей-подготовительной группе»

 

Образовательная область «Речевое развитие»

По доминирующей деятельности: творческий, игровой.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Заявитель: дети старшей-подготовительной группы.

Автор проекта: Сапунова Лилия Анатольевн

Актуальность проекта

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – ни будь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

По моему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема послужила созданию проекта.

Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описания и средствами мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.

         Задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;
  • Повышение уровня речевой активности детей.
  • Развитие связной монологической речи.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
  • Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
  • Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
  • Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
  • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

  

Этапы реализации проекта

 1 этап.  Организационный (подготовительный)

  1. Накопление информации.
  2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка», обработка анкетных данных.
  3. Разработка проекта по теме «Мнемотехника как средство развития связной речи детей в старшей-подготовительной группе.

2 этап. Практический

  1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
  2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
  3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
  4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
  5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
  6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
  7. Создание детьми своих творческих мини-проектов совместно с родителями.
  8. Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники».

 

Перспективный план работы с детьми.

 

Дата

Работа с детьми

Задачи

Сентябрь

Диагностика «Речевое развитие»

Анализ результатов.

Октябрь

1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень».

2.      Заучивание стихотворения А. Плещеев «Осень наступила»

3.      Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице.

4. Заучивание стихотворения «Грибы и ягоды»

5. . Работа с мнемотаблицей по теме «Транспорт». Заучивание стихотворения «Новый дом»

1. Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширение и активизация словаря по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках осени.

3. Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

4.Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о грибах и ягодах.

5.Учить рассказывать про транспорт, про виды транспорта, называть правильно детали опираясь на мнемотаблицу; учить запоминать стихотворение опираясь на мнемотаблицу.

Ноябрь

1.Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

2.. Заучивание стихотворения «Знаю много я игрушек» Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме.

3.Коллективное составление мнемотабоицы к стихотворению «Небо синее в России…»

4.Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму»

5.Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

6. Заучивание стихотворения «У каждого свой дом», «Белка-шалунишка»

1. Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй  речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.

3.Учить совместно составлять мнемотаблицу, зарисовывая картинку на каждую строчку.

4. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

5.Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

6. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о повадках животных.

Декабрь

1.Работа с мнемотаблицей по теме «Зима»

2. Заучивание стихотворения «Снегирь»

3.Рассказывание про птиц, животных использовав мнемотаблицы «Расскажи-ка»

4.      Составление мнемосхем для придумывания загадок  

5. Заучивание стихотворения «Дед Мороз». «Медвежий сон».

1. Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о характерных признаках снегиря.

3.Учить рассказывать, составлять грамотно предложения использовать в речи прилагательные, глагол, опираясь на таблицу.

4. Учить составлять загадки по заданной теме  с опорой на алгоритм.

5. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о традиционном празднике — Новый год.

Январь

1.Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – январь».

2.Заучивание стихотворения «Елочка» З. Александрово.

3. Работа с мнемотаблицей по теме «Профессии». Заучивание стихотворение «Повар».

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

3Учить рассказывать о разных профессиях, обогащать словарный запас детей.

Февраль

1.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

3.Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с помошью мнемодорожки.

4.Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки  

5.Описание и сравнение животных по мнемосхеме.

 1закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы. Упражнять детей в образовании родственных слов, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

3. Способствовать образному восприятию стихотворения.

Закреплять умение чётко произносить слог, опираясь на мнемокарточку.

4.Продолжать упражнять в чётком произношении чистоговорок

5.Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему.

Март

1.Заучивание стихотворения «Подарок маме», «Весна» И.Токмакова.

2.Работа с мнемотаблицей по теме «Весна».

3.      Составление мнемотаблицы и пересказ сказки «Лисичка со скалочкой».

4.      Описание и сравнение птиц по мнемосхеме.

1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о женском дне 8 Марта.

2. Продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, зрительное и слуховое внимание.

3. Учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

4. Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему.

Апрель

1.      Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения».

2.      Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме.

3.      Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

4. Заучивание пальчиковой гимнастики «Планеты»

5. Составление предложений о весне по мнемодорожкам.

1.Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь.

2. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели.

3. Способствовать развитию связной речи.

4.Отвечать на вопросы, запоминать пальчиковую гимнастику с помощью мнемотаблиц,

5.Развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме, закреплять и уточнять знания детей характерных признаках весны

Май

Диагностика «Речевое развитие»

Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

 

Перспективный план работы с родителями.

 

Дата

Мероприятия

Сентябрь

Анкетирование «Речевое развитие ребенка».

Октябрь

Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».

Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Плещеев «Осень наступила»

Ноябрь

Родительское собрание на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация «Мнемотехника-эффектный метод развития речи дошкольника»

Декабрь

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами

Январь

Консультация «Использование мнемотехник в работе с детьми дошкольного возраста»

Февраль

Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Март

Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»

Апрель

Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам»

Май

Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».

 3 этап. Заключительный.

Предполагаемый результат

Дети:

— совершенствование связной речи

— пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями;

— умение договариваться и работать слажено;

— умение обратиться к взрослому с вопросом;

— умение ребенка отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

Родители:

— повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы;

Педагоги:

  1. Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство с приёмами мнемотехники.

4.Внедрение в образовательный процесс опыта работы по данной теме.

Трансляция проекта:

— Мастер — класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи в старшей-подготовительной группе».

 

Литература.

  1. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.
  3. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.
  4. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. — 2006.
  5. Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников.- 2005.
  6. Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи — 2003.
  7. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., 2000.
  8. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 — 59.
  9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62.
  10. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...