Семинар для педагогов по развитию связной речи детей
презентация по развитию речи

Семинар для педагогов предполагает участие воспитателей и других специалистов детского сада. Знакомит или напоминает об основных возрастных особенностях развития связной речи детей. Включает в себя тестирование полученных или имеющихся знаний, предполагает продолжение. Является первой частью из трех годовых семинаров по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_seminar_prezentatsiya.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи в различные периоды дошкольного детства ?

Слайд 2

Связная речь – этапы развития

Слайд 3

Монологическая речь — это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его (если слушатели не знали раньше о предмете высказывания )

Слайд 4

Основная функция связной речи социально- коммуникативная

Слайд 5

Диалогическая умение активно вступать в контакт с собеседником; умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее; умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания - умение использовать мимику и жесты ; умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе. Монологическая более сложный вид связной речи. начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события. Формы связной речи

Слайд 6

Характеристика связной речи у детей в соответствии с возрастными особенностями. 3 года Развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная . Договаривание стихов Характеристика диалога в данном возрасте: как правило, общаются 2 человека, если присоединяется третий человек, то один из предыдущих выходит, это связано с неумением распределять внимание между 3-мя и более собеседниками. Характеристика пересказа детей данного возраста – способны заканчивать предложения начатые воспитателем.

Слайд 7

4 -5 лет – переход от ситуативной к контекстной речи. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам. Составление загадок Свободно вступают в беседу. Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она), используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

Слайд 8

5-7 лет – активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов. Характеристика повествовательных рассказов: рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.

Слайд 9

5-7 лет Развитие навыка рассказывания (по картине, из опыта, описанию, по представлению); Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картин; Развитие монологической речи; Совершенствование навыка пересказа. 4-5 лет Обучение рассказыванию (по картине, из опыта, описанию, по представлению); Развитие монологической речи; Совершенствование навыка пересказа. Основные направления работы по развитию связной речи детей 3 года Развитие диалогической речи. Формирование навыка отвечать на вопросы. Обучение пересказу знакомых текстов.

Слайд 10

Игровые Сюрпризный момент; Игровой персонаж; Соревнование; Речевые игры; Эмоциональность педагога. Наглядные Показ иллюстраций, картин, объекта. Моделирование (схемы, таблицы ) Приёмы развития связной речи Словесные Чтение литературных произведений; Речевые упражнения; Речевой образец; Вопрос; Подсказка; Повторное проговаривание; Оценка детской речи; Проблемные ситуации; Указание; Поручения.

Слайд 11

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Работа над связной речью

Слайд 12

Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Описание — это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение. Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности .

Слайд 13

технологии в развитии связной речи. • здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика , пальчиковая гимнастика , игровой самомассаж, логоритмика , сказкотерапия , музыкотерапия , кинезиотерапия ( игротренинг ) литотерапия (камешки « Марблс »), арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности, пескотерапия ) • технологии проектной деятельности • технология ТРИЗ • технологии исследовательской деятельности • информационно-коммуникационные технологии ; • игровые технологии • мнемотехника • синквейн технология.

Слайд 14

Мнемотехника Мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.

Слайд 15

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления: как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Слайд 16

Круги Луллия Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор.

Слайд 19

Деловая игра На тему : «Развитие связной речи»

Слайд 20

Назовите основную функцию связной речи? Первый вопрос Назовите структуру текста? Какие две формы речи включает в себя связная речь? Социально-коммуникативная Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и диалогическую Начало, середина, конец

Слайд 21

Беседа нескольких людей, не меньше двух, обмена репликами . Второй вопрос Диалогическая речь – это…. Монологическая речь – это …. Последовательное связное изложение одним лицом определенной системы знаний или события . Какой форма речи появляется первее в раннем возрасте, монологическая или диалогическая? Диалогическая

Слайд 22

• воспитание монологической связной речи • воспитание диалогической связной речи • воспитание понимания связной речи Третье задание Постройте последовательность работы над связной речью :

Слайд 23

1. воспитание понимания связной речи 2. воспитание диалогической связной речи 3. воспитание монологической связной речи

Слайд 24

Наглядные приёмы Словесные приёмы Игровые приёмы Третье задание Назовите 3 приёма развития связной речи

Слайд 25

Наглядные приёмы (Показ иллюстраций, картин, объекта. Моделирование-схемы, таблицы ) Словесные приёмы (Чтение литературных произведений, речевые упражнения, речевой образец, вопрос, подсказка, повторное проговаривание, оценка детской речи, проблемные ситуации, указание, поручения) Игровые приёмы (Сюрпризный момент, игровой персонаж, соревнование, речевые игры, эмоциональность педагога)

Слайд 26

• Рассказывание из опыта на основе • Пересказ • Творческое рассказывание • Составления рассказа по игрушке • Рассказывание по картине Третье задание П остройте последовательность обучению связной речи

Слайд 27

• Пересказ • Составления рассказа по игрушке • Рассказывание по картине • Рассказывание из опыта на основе • Творческое рассказывание

Слайд 28

Опыт Четвёртое задание « Вопрос –ответ» То, что служит основой рассказа по памяти, называется- Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией Диалог Изложение прослушанного произведения, называется Пересказ

Слайд 29

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям Сказка Монолог Скороговорка

Слайд 30

Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. Беседа Басня

Слайд 31

Использование в речи простых и сложных предложений Договаривание стихов Пересказ текста с помощью воспитателя Пятое задание Какому возрасту соответствуют эти критерии речевого развития? 3-4 года, младший возраст

Слайд 32

5-7 лет, старший возраст Проявление интереса к самостоятельному сочинению Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов. Пересказ литературных произведений Сочинение рассказов по игрушкам, картинам Составление загадок 4-5 лет, средний возраст

Слайд 33

• здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика , сказкотерапия , музыкотерапия; кинезиотерапия ( игротренинг ); литотерапия (камешки « Марблс »); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности, пескотерапия , • технологии проектной деятельности • технология ТРИЗ • технологии исследовательской деятельности • информационно-коммуникационные технологии; • игровые технологии • мнемотехника • синквейн технология. Шестое задание Назовите современные технологии речевого развития

Слайд 34

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Вот и подошла к концу наша игра, подведём итоги Поздравляем победителей!

Слайд 35

Домашнее задание

Слайд 36

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Большое внимание приобретает связная речь среди навыков,...

Семинар - практикум для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"

Семинар-практикум для  родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей в детском саду и дома»

Семинар-практикум для родителей«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»...