Роль дидактической игры в работе с дошкольниками с ТНР
статья по развитию речи (подготовительная группа)

В статье дидактические игры рассматриваются в качестве одного из средств речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Использование дидактических игр в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет детям значительно легче овладеть нормами русского языка, что является основой успешного обучения в школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И., Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

В дошкольных образовательных организациях в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в основном присутствуют дети с общим недоразвитием речи различного уровня. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока, потребности в формировании навыков чтения и письма, в развитии навыков пространственной ориентировки. Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Особые трудности у детей с ТНР вызывает усвоение грамматических норм родного языка. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.

Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий детьми с ТНР создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики представлены в работах Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с общим недоразвитием речи. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с её звуковым образом:

  1. неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
  2. неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  3. неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
  4. неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
  5. неправильное употребление предложных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Среди форм словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменения глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Исследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, словоизменения как существительных, так и глаголов. Нарушение грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлено недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц.

Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим, важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности. В нашей деятельности работу по развитию грамматического строя речи мы проводим в соответствии с изучением лексических тем, используя разнообразные дидактические игры.

Например, изучая лексическую тему «Овощи-фрукты», для закрепления употребления категории родительного падежа множественного числа существительных можно использовать дидактическую игру «Чего много в корзине?» (детям предлагается назвать, каких овощей много в корзине. (В корзине много помидоров. В корзине много огурцов. И т.д.). Для формирования навыка правильного согласования прилагательных с существительными можно поиграть в дидактическую игру «Подбери признак» (Дети придумывают и называют признаки овощей. Помидор (какой?) – красный, круглый, мягкий; Морковь (какая?) - … Огурец (какой?) - …и т.д.).

С помощью дидактической игры «Исправь ошибку» можно упражнять детей в образовании и усвоении относительных прилагательных (детям предлагается исправить ошибки и сказать правильно предложение. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Статья из опыта работы «Роль психотехнической игры при работе с дошкольниками»

Данный материал раскрывает роль психологической тгры при работе с дошкольниками....