Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И. Соколова-Микитова
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Организованная образовательная деятельность
по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»
по И. Соколова-Микитова
Воспитатель:
Сафьянова Анастасия Алексеевна
г. Саяногорск, 2023г.
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И. Соколова-Микитова
Цель: развитие связной речи у детей через обучение пересказыванию
Задачи:
-связная речь: формировать навык пересказа отрывка литературного произведения, последовательно и точно, используя слова и речевые обороты из текста; закреплять умение Цель: создание условий для развития связной речи через обучение пересказыванию.
Задачи:
1) обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
2) закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»;
3) воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.
Словарь:
существительные: птица, грач, ласточка, утка, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, ласточка, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет, оперение, перо, гнездо, корм, насекомые
глаголы: петь, кричать, щебетать, летать, улетать, голодать, курлыкать, кормит, плывет
прилагательные: перелетные, водоплавающие, быстрые, певчая, голодная, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная
наречия: громко, весело, холодно, голодно, быстро
Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением отлета перелетных птиц, с изображением журавлей. Силуэты птиц: журавли, утки, кукушка. Отрывок рассказа «Улетают журавли» И. Соколова—Микитова. Круги Луллия и технологические карты «Птицы»
Ход организованной образовательной деятельности (ООД):
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель загадывает детям загадку:
-Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает- Это всё когда бывает? -Ответ детей (осенью)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Часто идет дождь, солнце-светит, но не греет, температура воздуха понижается, листва меняет цвет и опадает-листопад; светлое время суток становится короче, а темное-длиннее; изменяется жизнь людей, животных, птиц)
Воспитатель:
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Птицы собираются в стаи, много кушают, готовятся к отлету)
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Назовите их. (Ласточка, грач, кукушка, скворец, журавль и т.д)
- Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, голуби, галки, воробьи. (Потому- что становится холодно, насекомые пропадают. Птицам нечем питаться)
- Как выживают оставшиеся с нами птицы? (Они перелетают ближе к дому человека, и могут питаться семенами и плодами растений, питаются др. пищей)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. Кто это? (Журавль) (показ иллюстрации: журавль)
- Что вы знаете об этой птице? (Одна из крупнейших прелетных птиц, с длинными ногами и длинной шеей. Питается рыбой, лягушками, в осенний период-растительными кормами. Журавли сооружают гнезда у самой воды) (иллюстрация «Отлёт журавлей»)
- Посмотрите на картинки. Что вы видите? (Журавли летят)
-Как называется стая журавлей (Журавлиный клин)
- Кто из вас видел, как летят в небе журавли? (ответы детей)
Воспитатель: «Как улетают птицы?»
Гуси, утки, лебеди— вереницей,
Ласточки, грачи, скворцы— стаей,
Кукушки— по-одиночке.
Воспитатель:
-А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.
Спит журавлик под кустом, (показываем дом)
Там его уютный дом.
Мы смеялись и шумели, (прыгают на двух ногах)
Разбудить его хотели.
Но журавлик стоя спал, (стоят на одной ноге)
Видно сильно он устал.
Игра в кругу (с предметом) - «Почему?»
-А сейчас мы поиграем в игру «Почему?». Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, кто поймает рыбу/лягушку (строят сложноподчиненные предложения, используют союз потому что)
- Почему осенние дни золотые? (Потому-что осенью листва меняет цвет от желтого до красного)
- Почему болото для журавлей родное? (Потому-что, болото место обитания птиц)
- Почему косяки птиц стройные? (Потому-что, чтицы летят ровными линиями)
- Почему небо высокое и ясное? (Потому-что, погода хорошая)
- Почему крики прощальные? (Потому-что птицы улетают и вернутся только весной)
- Почему встреча весной будет радостной? (Потому-что птицы вернуться в родные края)
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
Садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).
Чтение рассказа: «Улетают журавли»
В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.
Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. (включить фонограмму крика «Журавлей») Один за другим журавли поднимаются с болота. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.
- Как называется рассказ?
- В какие дни собирались к отлету журавли?
- Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?
- Как летят журавли?
- Какой путь предстоит журавлям?
- Куда потянулись косяки птиц?
- Над чем пролетали журавли?
- Где останавливались на отдых?
- Какой был лес?
- Когда журавли продолжили свой путь?
- Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?
- Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?
- Что кричали дети журавлям?
- Когда можно ждать журавлей обратно?
Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.
(Слушают текст, рассматривают иллюстрации)
Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли»
-Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.
Журавлики – журавли (пальцы в замок-разжать, сжать)
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули, (взмахи кистями «крылья»)
Милый край покинули.
Закурлыкали в дали ( сложить «клювики»)
Журавлики – журавли.
Пересказ произведения детьми.
Воспитатель:
- Ребята, а теперь давайте вместе перескажем рассказ.
Я начну рассказывать, а вы мне поможете. Если кому-то сложно, смотрим на иллюстрации к рассказу
- А кто хочет пересказать весь рассказ?
-Молодцы ребята, прекрасный рассказ у нас получился!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
-О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?
- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?
-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? А где испытали затруднения и над чем еще нужно поработь еще? (ответы детей)
А теперь вопросы на засыпку!
-Чего больше - клювов или птиц? (равное кол-во)
-Чего больше – крыльев или ног у птицы? (равное кол-во)
-Бывает так или нет?- Как на белом, на снегу
Мерзнут ласточки в пургу
- Домик скворца называется –дуплом..
- Какое слово не подходит: Журавль, журавлиный, журнал, журавушка
Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка
-Исправьте ошибку:
Черная стриж- черный стриж
Белый лебеди-…..(белые лебедь)
Серое журавль-…..(серый журавль)
Быстрый ласточка- ….(быстрая ласточка)
Журавли кудахчут вдали-… (журавли курлычут..)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_uletayut_zhuravli.docx | 187.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Организованная образовательная деятельность
по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»
по И. Соколова-Микитова
Воспитатель:
Сафьянова Анастасия Алексеевна
г. Саяногорск, 2023г.
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И. Соколова-Микитова
Цель: развитие связной речи у детей через обучение пересказыванию
Задачи:
-связная речь: формировать навык пересказа отрывка литературного произведения, последовательно и точно, используя слова и речевые обороты из текста; закреплять умение Цель: создание условий для развития связной речи через обучение пересказыванию.
Задачи:
1) обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
2) закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»;
3) воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.
Словарь:
существительные: птица, грач, ласточка, утка, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, ласточка, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет, оперение, перо, гнездо, корм, насекомые
глаголы: петь, кричать, щебетать, летать, улетать, голодать, курлыкать, кормит, плывет
прилагательные: перелетные, водоплавающие, быстрые, певчая, голодная, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная
наречия: громко, весело, холодно, голодно, быстро
Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением отлета перелетных птиц, с изображением журавлей. Силуэты птиц: журавли, утки, кукушка. Отрывок рассказа «Улетают журавли» И. Соколова—Микитова. Круги Луллия и технологические карты «Птицы»
Ход организованной образовательной деятельности (ООД):
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель загадывает детям загадку:
-Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает- Это всё когда бывает? -Ответ детей (осенью)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Часто идет дождь, солнце-светит, но не греет, температура воздуха понижается, листва меняет цвет и опадает-листопад; светлое время суток становится короче, а темное-длиннее; изменяется жизнь людей, животных, птиц)
Воспитатель:
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Птицы собираются в стаи, много кушают, готовятся к отлету)
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Назовите их. (Ласточка, грач, кукушка, скворец, журавль и т.д)
- Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, голуби, галки, воробьи. (Потому- что становится холодно, насекомые пропадают. Птицам нечем питаться)
- Как выживают оставшиеся с нами птицы? (Они перелетают ближе к дому человека, и могут питаться семенами и плодами растений, питаются др. пищей)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. Кто это? (Журавль) (показ иллюстрации: журавль)
- Что вы знаете об этой птице? (Одна из крупнейших прелетных птиц, с длинными ногами и длинной шеей. Питается рыбой, лягушками, в осенний период-растительными кормами. Журавли сооружают гнезда у самой воды) (иллюстрация «Отлёт журавлей»)
- Посмотрите на картинки. Что вы видите? (Журавли летят)
-Как называется стая журавлей (Журавлиный клин)
- Кто из вас видел, как летят в небе журавли? (ответы детей)
Воспитатель: «Как улетают птицы?»
Гуси, утки, лебеди— вереницей,
Ласточки, грачи, скворцы— стаей,
Кукушки— по-одиночке.
Воспитатель:
-А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.
Спит журавлик под кустом, (показываем дом)
Там его уютный дом.
Мы смеялись и шумели, (прыгают на двух ногах)
Разбудить его хотели.
Но журавлик стоя спал, (стоят на одной ноге)
Видно сильно он устал.
Игра в кругу (с предметом) - «Почему?»
-А сейчас мы поиграем в игру «Почему?». Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, кто поймает рыбу/лягушку (строят сложноподчиненные предложения, используют союз потому что)
- Почему осенние дни золотые? (Потому-что осенью листва меняет цвет от желтого до красного)
- Почему болото для журавлей родное? (Потому-что, болото место обитания птиц)
- Почему косяки птиц стройные? (Потому-что, чтицы летят ровными линиями)
- Почему небо высокое и ясное? (Потому-что, погода хорошая)
- Почему крики прощальные? (Потому-что птицы улетают и вернутся только весной)
- Почему встреча весной будет радостной? (Потому-что птицы вернуться в родные края)
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
Садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).
Чтение рассказа: «Улетают журавли»
В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.
Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. (включить фонограмму крика «Журавлей») Один за другим журавли поднимаются с болота. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.
- Как называется рассказ?
- В какие дни собирались к отлету журавли?
- Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?
- Как летят журавли?
- Какой путь предстоит журавлям?
- Куда потянулись косяки птиц?
- Над чем пролетали журавли?
- Где останавливались на отдых?
- Какой был лес?
- Когда журавли продолжили свой путь?
- Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?
- Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?
- Что кричали дети журавлям?
- Когда можно ждать журавлей обратно?
Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.
(Слушают текст, рассматривают иллюстрации)
Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли»
-Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.
Журавлики – журавли (пальцы в замок-разжать, сжать)
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули, (взмахи кистями «крылья»)
Милый край покинули.
Закурлыкали в дали ( сложить «клювики»)
Журавлики – журавли.
Пересказ произведения детьми.
Воспитатель:
- Ребята, а теперь давайте вместе перескажем рассказ.
Я начну рассказывать, а вы мне поможете. Если кому-то сложно, смотрим на иллюстрации к рассказу
- А кто хочет пересказать весь рассказ?
-Молодцы ребята, прекрасный рассказ у нас получился!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
-О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?
- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?
-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? А где испытали затруднения и над чем еще нужно поработь еще? (ответы детей)
А теперь вопросы на засыпку!
-Чего больше - клювов или птиц? (равное кол-во)
-Чего больше – крыльев или ног у птицы? (равное кол-во)
-Бывает так или нет?- Как на белом, на снегу
Мерзнут ласточки в пургу
- Домик скворца называется –дуплом..
- Какое слово не подходит: Журавль, журавлиный, журнал, журавушка
Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка
-Исправьте ошибку:
Черная стриж- черный стриж
Белый лебеди-…..(белые лебедь)
Серое журавль-…..(серый журавль)
Быстрый ласточка- ….(быстрая ласточка)
Журавли кудахчут вдали-… (журавли курлычут..)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе . Пересказ рассказа К. Ушинский "Четыре желания"
Пересказ рассказа "Четыре желания" К.Ушинский....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Пересказ рассказа Л.Н Толстого "Кувшин и галка"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"
конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа Виталия Бианки "Купание медвежат"
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. "Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Знакомство детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом "Золотой луг"....
Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И.Соколова-Микитова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группыТема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»по И.Соколова-Микитова Цель: ра...