Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И. Соколова-Микитова
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сафьянова Анастасия Алексеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Организованная образовательная деятельность

по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»

по И. Соколова-Микитова

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Сафьянова Анастасия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саяногорск, 2023г.

 

 

 

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И. Соколова-Микитова

 

Цель: развитие связной речи у детей через обучение пересказыванию
Задачи:

-связная речь: формировать навык  пересказа  отрывка литературного произведения, последовательно и точно, используя слова и речевые обороты из текста;  закреплять умение Цель: создание условий для развития связной речи через обучение пересказыванию.

Задачи:

1) обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

2) закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»;

3) воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.

Словарь:

существительные: птица, грач, ласточка, утка, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, ласточка, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет, оперение, перо, гнездо, корм, насекомые

глаголы: петь, кричать, щебетать, летать, улетать, голодать, курлыкать, кормит, плывет

прилагательные: перелетные, водоплавающие, быстрые, певчая, голодная, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная

наречия: громко, весело, холодно, голодно, быстро

Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением отлета перелетных птиц, с изображением журавлей. Силуэты птиц: журавли, утки, кукушка. Отрывок рассказа «Улетают журавли» И. Соколова—Микитова. Круги Луллия и технологические карты «Птицы»

Ход организованной образовательной деятельности (ООД):

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель загадывает детям загадку:

-Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает- Это всё когда бывает? -Ответ детей (осенью) 

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?  (Часто идет дождь, солнце-светит, но не греет, температура воздуха понижается, листва меняет цвет и опадает-листопад; светлое время суток становится короче, а темное-длиннее; изменяется жизнь людей, животных, птиц)

Воспитатель:

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени?  (Птицы собираются в стаи, много кушают, готовятся к отлету)                        

 - Как называются птицы, которые улетают в теплые края?   (Перелетные)          

 - Назовите их. (Ласточка, грач, кукушка, скворец, журавль и т.д)                  

- Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, голуби, галки, воробьи.  (Потому- что становится холодно, насекомые пропадают. Птицам нечем питаться)                                    

 - Как выживают оставшиеся с нами птицы? (Они перелетают ближе к дому человека, и могут питаться семенами и плодами растений, питаются др. пищей)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек.  Кто это?     (Журавль) (показ иллюстрации: журавль)

- Что вы знаете об этой птице? (Одна из крупнейших прелетных птиц, с длинными ногами и длинной шеей. Питается рыбой, лягушками, в осенний период-растительными кормами. Журавли сооружают гнезда у самой воды) (иллюстрация «Отлёт журавлей»)

 

- Посмотрите на картинки. Что вы видите?       (Журавли летят)

-Как называется стая журавлей                             (Журавлиный клин)               

-  Кто из вас видел, как летят в небе журавли?    (ответы детей)                          

Воспитатель: «Как улетают птицы

Гуси, утки, лебеди— вереницей,

Ласточ­ки, грачи, скворцы— стаей,

Кукушки— по-одиночке.

Воспитатель:

-А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.

        Спит журавлик под кустом,       (показываем дом)
        Там его уютный дом. 

        Мы смеялись и шумели,             (прыгают на двух ногах)
        Разбудить его хотели. 

        Но журавлик стоя спал,             (стоят на одной ноге)
       Видно сильно он устал. 

Игра в кругу (с предметом) - «Почему?»

-А сейчас мы поиграем в игру «Почему?». Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, кто поймает рыбу/лягушку (строят сложноподчиненные предложения, используют союз потому что)

- Почему осенние дни золотые? (Потому-что осенью листва меняет цвет от желтого до красного)

- Почему болото для журавлей родное? (Потому-что, болото место обитания птиц)

- Почему косяки птиц стройные? (Потому-что, чтицы летят ровными линиями)

- Почему небо высокое и ясное? (Потому-что, погода хорошая)

- Почему крики прощальные? (Потому-что птицы улетают и вернутся только весной)

- Почему встреча весной будет радостной? (Потому-что птицы вернуться в родные края)

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

 Садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

Чтение рассказа: «Улетают журавли»

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.

Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. 

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.  Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. (включить фонограмму крика «Журавлей») Один за другим журавли поднимаются с болота.   Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.                             

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- Как называется рассказ?

- В какие дни собирались к отлету журавли?

- Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?

- Как летят журавли?

- Какой путь предстоит журавлям?

- Куда потянулись косяки птиц?

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Какой был лес?

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?

- Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?

- Что кричали дети журавлям?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

(Слушают текст, рассматривают иллюстрации)

Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли»

-Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.

        Журавлики – журавли        (пальцы в замок-разжать, сжать)

        Оторвались от земли,  

        Крылья к небу вскинули,    (взмахи кистями «крылья»)

        Милый край покинули.
       Закурлыкали в дали            ( сложить  «клювики»)

       Журавлики – журавли.

Пересказ произведения детьми.

Воспитатель:

- Ребята, а теперь давайте вместе перескажем рассказ.

Я начну рассказывать, а вы мне поможете. Если кому-то сложно, смотрим на иллюстрации к рассказу

- А кто хочет пересказать весь рассказ?

-Молодцы ребята, прекрасный рассказ у нас получился!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:

 -О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? А где испытали затруднения и над чем еще нужно поработь еще?  (ответы детей)

 

А теперь вопросы на засыпку!

-Чего больше - клювов или птиц?  (равное кол-во)

-Чего больше – крыльев или ног у птицы?  (равное кол-во)

 

-Бывает так или нет?- Как на белом,  на снегу

                                      Мерзнут ласточки в пургу

                                   - Домик скворца называется –дуплом..

 

- Какое слово не подходит: Журавль, журавлиный, журнал, журавушка

                                               Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка

-Исправьте ошибку:

                     Черная стриж- черный стриж

                      Белый лебеди-…..(белые лебедь)

                       Серое журавль-…..(серый журавль)

                       Быстрый ласточка- ….(быстрая ласточка)

                       Журавли кудахчут вдали-… (журавли курлычут..)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_uletayut_zhuravli.docx187.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

Организованная образовательная деятельность

по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»

по И. Соколова-Микитова

Воспитатель:         

Сафьянова Анастасия Алексеевна

г. Саяногорск, 2023г.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И. Соколова-Микитова

Цель: развитие связной речи у детей через обучение пересказыванию
Задачи:

-связная речь: формировать навык  пересказа  отрывка литературного произведения, последовательно и точно, используя слова и речевые обороты из текста;  закреплять умение Цель: создание условий для развития связной речи через обучение пересказыванию.

Задачи:

1) обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

2) закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»;

3) воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.

Словарь:

существительные: птица, грач, ласточка, утка, лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, ласточка, стая, клин, косяк, вереница, отлет, перелет, оперение, перо, гнездо, корм, насекомые

глаголы: петь, кричать, щебетать, летать, улетать, голодать, курлыкать, кормит, плывет

прилагательные: перелетные, водоплавающие, быстрые, певчая, голодная, лебединая, журавлиная, утиная, гусиная, соловьиная, грачиная

наречия: громко, весело, холодно, голодно, быстро

Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением отлета перелетных птиц, с изображением журавлей. Силуэты птиц: журавли, утки, кукушка. Отрывок рассказа «Улетают журавли» И. Соколова—Микитова. Круги Луллия и технологические карты «Птицы»

Ход организованной образовательной деятельности (ООД):

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель загадывает детям загадку:

-Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает- Это всё когда бывает? -Ответ детей (осенью)  

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?  (Часто идет дождь, солнце-светит, но не греет, температура воздуха понижается, листва меняет цвет и опадает-листопад; светлое время суток становится короче, а темное-длиннее; изменяется жизнь людей, животных, птиц)

Воспитатель:

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени?  (Птицы собираются в стаи, много кушают, готовятся к отлету)                        

 - Как называются птицы, которые улетают в теплые края?   (Перелетные)          

 - Назовите их. (Ласточка, грач, кукушка, скворец, журавль и т.д)                  

- Почему птицы покидают родные места и улетают на юг? Остаются же с нами круглогодично вороны, голуби, галки, воробьи.  (Потому- что становится холодно, насекомые пропадают. Птицам нечем питаться)                                    

 - Как выживают оставшиеся с нами птицы? (Они перелетают ближе к дому человека, и могут питаться семенами и плодами растений, питаются др. пищей)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек.  Кто это?     (Журавль) (показ иллюстрации: журавль)

- Что вы знаете об этой птице? (Одна из крупнейших прелетных птиц, с длинными ногами и длинной шеей. Питается рыбой, лягушками, в осенний период-растительными кормами. Журавли сооружают гнезда у самой воды) (иллюстрация «Отлёт журавлей»)

- Посмотрите на картинки. Что вы видите?       (Журавли летят)

-Как называется стая журавлей                             (Журавлиный клин)               

-  Кто из вас видел, как летят в небе журавли?    (ответы детей)                          

Воспитатель: «Как улетают птицы

Гуси, утки, лебеди— вереницей,

Ласточки, грачи, скворцы— стаей,

Кукушки— по-одиночке.

Воспитатель:

-А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.

        Спит журавлик под кустом,       (показываем дом)
       Там его уютный дом. 

        Мы смеялись и шумели,             (прыгают на двух ногах)
       Разбудить его хотели. 

        Но журавлик стоя спал,             (стоят на одной ноге)
      Видно сильно он устал. 

Игра в кругу (с предметом) - «Почему?»

-А сейчас мы поиграем в игру «Почему?». Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, кто поймает рыбу/лягушку (строят сложноподчиненные предложения, используют союз потому что)

- Почему осенние дни золотые? (Потому-что осенью листва меняет цвет от желтого до красного)

- Почему болото для журавлей родное? (Потому-что, болото место обитания птиц)

- Почему косяки птиц стройные? (Потому-что, чтицы летят ровными линиями)

- Почему небо высокое и ясное? (Потому-что, погода хорошая)

- Почему крики прощальные? (Потому-что птицы улетают и вернутся только весной)

- Почему встреча весной будет радостной? (Потому-что птицы вернуться в родные края)

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

 Садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

Чтение рассказа: «Улетают журавли»

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли.

Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. 

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.  Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. (включить фонограмму крика «Журавлей») Один за другим журавли поднимаются с болота.   Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.                             

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- Как называется рассказ?

- В какие дни собирались к отлету журавли?

- Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?

- Как летят журавли?

- Какой путь предстоит журавлям?

- Куда потянулись косяки птиц?

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Какой был лес?

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?

- Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?

- Что кричали дети журавлям?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

(Слушают текст, рассматривают иллюстрации)

Пальчиковая гимнастика «Журавлики – журавли»

-Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.

        Журавлики – журавли        (пальцы в замок-разжать, сжать)

        Оторвались от земли,  

        Крылья к небу вскинули,    (взмахи кистями «крылья»)

        Милый край покинули.
      Закурлыкали в дали            ( сложить  «клювики»)

       Журавлики – журавли.

Пересказ произведения детьми.

Воспитатель:

- Ребята, а теперь давайте вместе перескажем рассказ.

Я начну рассказывать, а вы мне поможете. Если кому-то сложно, смотрим на иллюстрации к рассказу

- А кто хочет пересказать весь рассказ?

-Молодцы ребята, прекрасный рассказ у нас получился!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:

 -О каком времени года мы сегодня говорили?

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? А где испытали затруднения и над чем еще нужно поработь еще?  (ответы детей)

А теперь вопросы на засыпку!

-Чего больше - клювов или птиц?  (равное кол-во)

-Чего больше – крыльев или ног у птицы?  (равное кол-во)

-Бывает так или нет?- Как на белом,  на снегу

                                      Мерзнут ласточки в пургу

                                   - Домик скворца называется –дуплом..

- Какое слово не подходит: Журавль, журавлиный, журнал, журавушка

                                               Лебедь, лебединый, лебеда, лебедушка

-Исправьте ошибку:

                     Черная стриж- черный стриж

                      Белый лебеди-…..(белые лебедь)

                       Серое журавль-…..(серый журавль)

                       Быстрый ласточка- ….(быстрая ласточка)

                       Журавли кудахчут вдали-… (журавли курлычут..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"

конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа Виталия Бианки "Купание медвежат"

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических  схем, отражающих последовательность событий....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. "Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Знакомство детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом "Золотой луг"....

Пересказ рассказа «Улетают журавли» по И.Соколова-Микитова

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому  развитию детей подготовительной группыТема: Пересказ рассказа «Улетают журавли»по И.Соколова-Микитова Цель: ра...