Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Новые приключения сказочных героев» Подготовительная к школе группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №67 комбинированного вида с татарским языком
воспитания и обучения» Советского района г. Казани
Конспект НОД по развитию речи
Тема: «Новые приключения сказочных героев»
Подготовительная к школе группа
Выполнила: Тухватуллина Э.С.
Казань – 2024г.
Цель: Формирование интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, фантазирование, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам, сказки из фетра на игровом поле, ноутбук, бумбокс, костюм «Снежной Королевы», «волшебная» палочка.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Предварительная работа:
Чтение сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.). Рассматривание иллюстраций; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Словарная работа: событие, место действия.
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин.
1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся -
ДОБРОЕ УТРО!
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку, отгадав которую, вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Она ложь,
Но в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Дети: Сказка!
Воспитатель: Правильно! Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Почему вы их любите?
Дети: Потому что они интересные, в них есть волшебство.
Воспитатель: А что можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Сказка волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег. (Сабина)
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить. (Биктимер)
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу,
Непременно под венец. (Зарина)
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом. (Тамерлан)
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете,
Станет легче людям жить. (Данис)
Воспитатель: Какие красивые стихи вы рассказали, ребята!
Вокруг нас и там, и тут
Сказки разные живут.
У меня для вас загадки,
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
(Воспитатель загадывает загадки и на экран выводит картинки отгадки.)
1. Синеглаза, белолица –
Братьям - гномам, как сестрица. Эта сказка всем знакома -
Белоснежка и семь гномов
2. На ступе волшебной старуха летит.
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, тёмной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши! Баба - Яга
3. Чуть больше ноготка.
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Вы читали эту книжку?
Как зовут эту малышку? Дюймовочка
4. У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Гуси-лебеди
5. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна - лягушка
6. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
Карабас
7. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
8. В лохмотьях, заросший,седой,
С вечно всклокоченной бородой.
В лесу он обитает,
Грибников заманивает и пугает.
Леший
Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы, ребята.
(Слышится звук бьющегося стекла. Звучит музыка входит Снежная Королева и обходит всю группу.)
Воспитатель: Здравствуй, Снежная Королева! Как во время ты к нам пришла! Мы с ребятами сегодня говорим о сказках, будь нашей гостьей!
Снежная Королева: Какой гостьей? У вас опять веселье? Вы не даете мне покоя, я люблю тишину!
Я не люблю веселье, сказки!
Люблю я холод, снег и лед.
Я перепутаю вам сказки,
И будет в них переворот!
(Снежная Королева «колдует» над столом, где разложены герои сказок, они заранее перепутаны, и под музыку уходит.)
Воспитатель: Ребята, Снежная Королева перепутала героев сказок, поместив их не в свои сказки. Как вы думаете, мы сможем вернуть сказочных героев в свои сказки?
Дети: Да! Сможем!
(Дети по одному подходят к столу находят ошибку и, проговаривая, исправляют ее, пока не вернут всех героев на свои места.)
Воспитатель: Молодцы, вы все исправили! А теперь немного отдохнём.
Физминутка «Леший»
По тропинке леший шел,
На полянке гриб нашел.
(Ходьба)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
(Приседания)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся,
И до пола дотянулся.
А потом вперед пошел
И опять грибок нашел.
(После физминутки дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, в сказках с героями случаются только радостные события?
Дети: Нет, бывают и плохие события.
Воспитатель: Правильно, в сказках герои попадают в разные ситуации, и я подумала, как бы, наверное, хотелось сказочным героям, чтобы с ними в сказках происходили только радостные события. Многие сказки хотелось бы изменить, переиначить, сделать их благополучными, добрыми и миролюбивыми. Не правда ли? Ребята, а вы бы хотели переделать сказку?
Дети: Конечно.
Воспитатель: Ребята, думаю, что мы сможем справиться с этой задачей и сможем помочь сказочным героям. Но сначала, давайте вспомним, какие сказки с неприятными ситуациями мы знаем?
(Дети перечисляют сказки.)
Воспитатель: Действительно, в каждой сказке есть неприятные, неблагополучные ситуации, в которых оказываются герои. А над какой сказкой мы сегодня с вами поработаем и попробуем изменить ее содержание, чтобы события в ней стали более благоприятные, и герои от этого становились только радостными и счастливыми, вы узнаете, отгадав загадку:
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка).
Дети: Сказка «Красная шапочка».
Воспитатель: Ребята, с чего мы начнем? Какие сложные ситуации в этой сказке?
Дети: Красная шапочка встретила волка.
Воспитатель: Какие вы догадливые, сообразительные!
Ребята, в первую очередь мы должны подумать, что нам может помочь изменить сюжет (содержание) сказки?
Дети высказывают предположения об изменении событий:
-при введении в сюжет непредвиденных ситуаций (природных явлений);
-при изменении места действия, героев или объектов (размер, характер, оживление объектов, введение нового героя, переплетение героев или предметов из других сказок);
-при внесении в сюжет «волшебных предметов» или волшебников
Воспитатель: Ребята, сколько вы предложили идей по изменению, давайте попробуем их все применить.
Варианты ответов детей (использование природных ресурсов):
- Если бы пошел сильный дождь, то мама не отправила бы Красную шапочку к бабушке; а в другой день по пути и не встретился бы Волк.
- Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда была на небе радуга, то она залюбовалась, а Волк уже успел бы пройти по лесу мимо.
- Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда было на небе северное сияние, Волк ослеп бы, и Красная Шапочка успела бы пройти по лесу.
- Если бы Красная Шапочка пошла во время тумана, то она превратилась в речку и утекла к бабушке, Волк не заметил бы ее.
- Если бы Красная Шапочка пошла во время ветра, то ветер ее подгонял бы в спину, и она быстро бы оказалась у дома Бабушки.
- Если бы Красная Шапочка шла к Бабушке ночью, то Волк в это время бы спал, и они не встретились бы.
Варианты ответов детей (использование других приемов преобразования сказки):
- Можно изменить размер героя. Если уменьшить Красную шапочку, то Волк ее не заметит в лесу, и девочка дойдет благополучно до Бабушки.
- Можно изменить размер героя. Если уменьшить Волка, то он будет идти медленно, и они не встретятся.
- Можно изменить размер героя. Если увеличить Красную Шапочку, то она, выйдя из дома, сделает один шаг и окажется сразу у дома Бабушки.
- Можно изменить размер героя. Если увеличить дом в начале сказки, то в нем будут жить и мама и бабушка на разных этажах, и не надо далеко идти.
- Можно изменить место действия. Если Красная Шапочка будет добираться до Бабушки на корабле по речке, а не по тропинке в лесу, то она с Волком не встретится.
- Можно изменить характер героя. Если Волк станет добрым, то он не станет есть Красную Шапочку, а (наоборот) поможет ей донести пирожки, да еще цветов соберет в лесу.
- Можно изменить характер героя. Если Красная Шапочка станет злой, то при встрече с Волком она ему нагрубит, да еще подерется с ним.
- Можно изменить признак предмета. Пусть один из пирожков будет протухший. Если этим пирожком Красная Шапочка угостит Волка, то у него заболит живот, и он побежит к врачу.
- Можно оживить предметы. Если оживить лес, то он будет подсказывать Красной Шапочке, что приближается Волк.
- Можно переплести героев. В лесу может оказаться добрая Фея. Она дотронется до Волка волшебной палочкой, и он превратится в принца.
- Можно ввести новые предметы. Если Красная Шапочка наденет на себя шапку-невидимку, то ее Волк не увидит.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Сколько разных вариантов мы с вами смогли придумать и изменить сказку! А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру!
Игра «Увеличение - уменьшение».
Воспитатель: Представьте, что это волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?
Дети:
- Я хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
- Я хотела бы увеличить выходные, а уменьшить рабочие дни.
- Я хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
(Можно усложнить эту игру дополнительными вопросами.
Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?)
Ответы детей:
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было очень долго ее есть.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
( Различные ответы детей.)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, думаю, мы сегодня хорошо поработали.
Давайте теперь попробуем обобщить: получились ли у нас результаты, смогли ли мы переделать сказку? Нашли ли мы варианты изменения сказки, чтобы в ней все стало благополучно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...