Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тухватуллина Эндже Салихзяновна

Тема: «Новые приключения сказочных героев» Подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67 комбинированного вида с татарским языком

воспитания и обучения» Советского района г. Казани

Конспект НОД по развитию речи

Тема: «Новые приключения сказочных героев»

Подготовительная к школе группа

Выполнила: Тухватуллина Э.С.

Казань – 2024г.

Цель: Формирование интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию.

Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, фантазирование, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам, сказки из фетра на игровом поле, ноутбук, бумбокс, костюм «Снежной Королевы», «волшебная» палочка.

Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Предварительная работа:
Чтение сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.). Рассматривание иллюстраций; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

Словарная работа: событие, место действия.
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин.

1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся -

ДОБРОЕ УТРО!

2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку, отгадав которую, вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Она ложь,

Но в ней намек,

Добрым молодцам урок.

Дети: Сказка!

Воспитатель: Правильно! Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!
Воспитатель: Почему вы их любите?

Дети: Потому что они интересные, в них есть волшебство.

Воспитатель: А что можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Сказка волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег. (Сабина)

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить. (Биктимер)

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу,

Непременно под венец. (Зарина)

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом. (Тамерлан)

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете,

Станет легче людям жить. (Данис)

Воспитатель: Какие красивые стихи вы рассказали, ребята!

Вокруг нас и там, и тут

Сказки разные живут.

У меня для вас загадки,

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(Воспитатель загадывает загадки и на экран выводит картинки отгадки.)

1. Синеглаза, белолица –

Братьям - гномам, как сестрица. Эта сказка всем знакома -

Белоснежка и семь гномов

2. На ступе волшебной старуха летит.
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, тёмной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши!
Баба - Яга

3. Чуть больше ноготка.
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Вы читали эту книжку?
Как зовут эту малышку?
Дюймовочка

4. У Аленушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Гуси-лебеди

5. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна - лягушка

6. Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

Карабас

7. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

8. В лохмотьях, заросший,седой,

С вечно всклокоченной бородой.

В лесу он обитает,

Грибников заманивает и пугает.

Леший

Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы, ребята.

(Слышится звук бьющегося стекла. Звучит музыка входит Снежная Королева и обходит всю группу.)

Воспитатель: Здравствуй, Снежная Королева! Как во время ты к нам пришла! Мы с ребятами сегодня говорим о сказках, будь нашей гостьей!

Снежная Королева: Какой гостьей? У вас опять веселье? Вы не даете мне покоя, я люблю тишину!

Я не люблю веселье, сказки!

Люблю я холод, снег и лед.

Я перепутаю вам сказки,

И будет в них переворот!

(Снежная Королева «колдует» над столом, где разложены герои сказок, они заранее перепутаны, и под музыку уходит.)

Воспитатель: Ребята, Снежная Королева перепутала героев сказок, поместив их не в свои сказки. Как вы думаете, мы сможем вернуть сказочных героев в свои сказки?

Дети: Да! Сможем!

(Дети по одному подходят к столу находят ошибку и, проговаривая, исправляют ее, пока не вернут всех героев на свои места.)

Воспитатель: Молодцы, вы все исправили! А теперь немного отдохнём.

Физминутка «Леший»

По тропинке леший шел,

На полянке гриб нашел.

(Ходьба)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

(Приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся,

И до пола дотянулся.

А потом вперед пошел

И опять грибок нашел.

(После физминутки дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, в сказках с героями случаются только радостные события?

Дети: Нет, бывают и плохие события.

Воспитатель: Правильно, в сказках герои попадают в разные ситуации, и я подумала, как бы, наверное, хотелось сказочным героям, чтобы с ними в сказках происходили только радостные события. Многие сказки хотелось бы изменить, переиначить, сделать их благополучными, добрыми и миролюбивыми. Не правда ли? Ребята, а вы бы хотели переделать сказку?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Ребята, думаю, что мы сможем справиться с этой задачей и сможем помочь сказочным героям. Но сначала, давайте вспомним, какие сказки с неприятными ситуациями мы знаем?

(Дети перечисляют сказки.)

Воспитатель: Действительно, в каждой сказке есть неприятные, неблагополучные ситуации, в которых оказываются герои. А над какой сказкой мы сегодня с вами поработаем и попробуем изменить ее содержание, чтобы события в ней стали более благоприятные, и герои от этого становились только радостными и счастливыми, вы узнаете, отгадав загадку:

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка).

Дети: Сказка «Красная шапочка».

Воспитатель: Ребята, с чего мы начнем? Какие сложные ситуации в этой сказке?

Дети: Красная шапочка встретила волка.

Воспитатель: Какие вы догадливые, сообразительные!

Ребята, в первую очередь мы должны подумать, что нам может помочь изменить сюжет (содержание) сказки?

Дети высказывают предположения об изменении событий:

-при введении в сюжет непредвиденных ситуаций (природных явлений);

-при изменении места действия, героев или объектов (размер, характер, оживление объектов, введение нового героя, переплетение героев или предметов из других сказок);

-при внесении в сюжет «волшебных предметов» или волшебников

Воспитатель: Ребята, сколько вы предложили идей по изменению, давайте попробуем их все применить.

Варианты ответов детей (использование природных ресурсов):

  • Если бы пошел сильный дождь, то мама не отправила бы Красную шапочку к бабушке; а в другой день по пути и не встретился бы Волк.
  • Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда была на небе радуга, то она залюбовалась, а Волк уже успел бы пройти по лесу мимо.
  • Если бы Красная Шапочка пошла в то время, когда было на небе северное сияние, Волк ослеп бы, и Красная Шапочка успела бы пройти по лесу.
  • Если бы Красная Шапочка пошла во время тумана, то она превратилась в речку и утекла к бабушке, Волк не заметил бы ее.
  • Если бы Красная Шапочка пошла во время ветра, то ветер ее подгонял бы в спину, и она быстро бы оказалась у дома Бабушки.
  • Если бы Красная Шапочка шла к Бабушке ночью, то Волк в это время бы спал, и они не встретились бы.

Варианты ответов детей (использование других приемов преобразования сказки):

  • Можно изменить размер героя. Если уменьшить Красную шапочку, то Волк ее не заметит в лесу, и девочка дойдет благополучно до Бабушки.
  • Можно изменить размер героя. Если уменьшить Волка, то он будет идти медленно, и они не встретятся.
  • Можно изменить размер героя. Если увеличить Красную Шапочку, то она, выйдя из дома, сделает один шаг и окажется сразу у дома Бабушки.
  • Можно изменить размер героя. Если увеличить дом в начале сказки, то в нем будут жить и мама и бабушка на разных этажах, и не надо далеко идти.
  • Можно изменить место действия. Если Красная Шапочка будет добираться до Бабушки на корабле по речке, а не по тропинке в лесу, то она с Волком не встретится.
  • Можно изменить характер героя. Если Волк станет добрым, то он не станет есть Красную Шапочку, а (наоборот) поможет ей донести пирожки, да еще цветов соберет в лесу.
  • Можно изменить характер героя. Если Красная Шапочка станет злой, то при встрече с Волком она ему нагрубит, да еще подерется с ним.
  • Можно изменить признак предмета. Пусть один из пирожков будет протухший. Если этим пирожком Красная Шапочка угостит Волка, то у него заболит живот, и он побежит к врачу.
  • Можно оживить предметы. Если оживить лес, то он будет подсказывать Красной Шапочке, что приближается Волк.
  • Можно переплести героев. В лесу может оказаться добрая Фея. Она дотронется до Волка волшебной палочкой, и он превратится в принца.
  • Можно ввести новые предметы. Если Красная Шапочка наденет на себя шапку-невидимку, то ее Волк не увидит.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Сколько разных вариантов мы с вами смогли придумать и изменить сказку! А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру!

Игра «Увеличение - уменьшение».

Воспитатель: Представьте, что это волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

Дети:

- Я хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

- Я хотела бы увеличить выходные, а уменьшить рабочие дни.

- Я хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

(Можно усложнить эту игру дополнительными вопросами.

Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?)

Ответы детей:

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было очень долго ее есть.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

( Различные ответы детей.)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, думаю, мы сегодня хорошо поработали.

Давайте теперь попробуем обобщить: получились ли у нас результаты, смогли ли мы переделать сказку? Нашли ли мы варианты изменения сказки, чтобы в ней все стало благополучно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...