Занятие в старшей группе "Сочиняем стихи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Костикова Наталья Геннадьевна

К.И. Чуковский «В начале жизни мы все - стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

 

Цель: 

Создание условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников;
Задачи:
• Познакомить с отличительными признаками стихотворного текста;
• Формировать умение подбирать рифмующиеся слова
• Сочинять небольшие тексты на заданную тему.
• Участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
• Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других.

 


Ход занятия

Воспитатель:

 - Ребята, а какие сказки вы знаете? Что вам больше всего нравится в сказках?
А, я сейчас вам предлагаю вспомнить сказку Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Давайте мы с вами посмотрим мультфильм «Как Незнайка сочинял стихи?»

Ответы детей.

— Вот мы посмотрели мультфильм, и я вам предлагаю ответить на вопросы!

Так что такое рифма? Как объяснил это Цветик?

(Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково).
Какие рифмы придумывал Незнайка? (палка – селедка, пакля - шмакля).
Почему эти рифмы не нравились Цветику? Разве они заканчиваются не одинаково?
Какое правило сочинения стихотворений не знал Незнайка, и Цветик ему этого не объяснил? (Незнайка не знал того, что не просто повторяющийся слог должен быть одинаковым, а повторяющийся ударный слог должен быть одинаковым).
Тогда как вы можете сформулировать, что такое рифма?

(Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов)
Какие стихи сочинил Незнайка?


Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.


Почему стихи Незнайки не нравились его товарищам?
Скажите, научился ли Незнайка подбирать рифмы?

Ответы детей
Давайте, и мы поучимся подбирать рифмы. И поиграем с вами в игру «Кто больше?»

 Игра "Кто больше"
Давайте поиграем в игру «Кто больше».

 Кто больше подберет рифм, к слову, «Дружок»
Дружок – кружок, пирожок, шнурок, широк, кувырок, стручок, звонок, лужок, замок, рожок, жучок, бросок, городок, носок, кусок, потолок, бережок, горшок, порошок, рывок, бережок, петушок, флажок, уголек, ручеек, зубок, бульдог, вечерок, вершок, чугунок…

 

 «Сочинение двустишия»
Ребята, а сейчас я  вам предлагаю сочинить двустишие со словом дружок.
С чего мы начнем?
1. Выберем рифму к слову.
2. Подумаем над смыслом своего двустишия: о чем я хочу в нем сказать.
3. Постараемся сочинить стихотворение.
4. Прочитаем вслух, складно ли получилось?
Постарайтесь придумать двустишие со словом дружок.
Например:
1. Маленький щенок Дружок
Схватил ботинок за шнурок.
2. Подойди ко мне, дружок,
Съешь-ка сдобный пирожок.
3. По полянке полз жучок,
Наблюдал за ним Дружок.

Воспитатель:

Ребята, а теперь, я предлагаю подобрать рифму, к слову, «Дождик»

Ответы детей

Воспитатель
Ребята, нам надо придумать стихотворение про дождик, который помогал пожарному

 спасать лес!

Дождик, дождик поливай!
И пожарным помогай!

Дождик, дождик лей, лей!
На огонь и на людей,
Чтобы все они спаслись
От огня убереглись!
А мы больше брать не будем,

Спички в лес и там их жечь!

Мы теперь умнее стали,

Так как сказку прочитали!
Знаем спички - не игрушки!
Не поступим как зверюшки!

Там со спичками играли
И себя так наказали!

Хорошо, что дождик был,

И пожарник вовремя!!!

Он пожар им потушил,

От огня всех оградил!

Воспитатель:

- Ребята, вы большие молодцы!!!

У вас получилось очень хорошее и поучительное стихотворение!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx501.06 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

«Сочиняем стихи»

К.И. Чуковский «В начале жизни мы все - стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Цель: 

Создание условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников;
Задачи:
• Познакомить с отличительными признаками стихотворного текста;
• Формировать умение подбирать рифмующиеся слова
• Сочинять небольшие тексты на заданную тему.
• Участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
• Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других.


Ход занятия

Воспитатель:

 - Ребята, а какие сказки вы знаете? Что вам больше всего нравится в сказках?
А, я сейчас вам предлагаю вспомнить сказку Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Давайте мы с вами посмотрим мультфильм «Как Незнайка сочинял стихи?»

Ответы детей.

— Вот мы посмотрели мультфильм, и я вам предлагаю ответить на вопросы!

Так что такое рифма? Как объяснил это Цветик?

(Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково).
Какие рифмы придумывал Незнайка? (палка – селедка, пакля - шмакля).
Почему эти рифмы не нравились Цветику? Разве они заканчиваются не одинаково?
Какое правило сочинения стихотворений не знал Незнайка, и Цветик ему этого не объяснил? (Незнайка не знал того, что не просто повторяющийся слог должен быть одинаковым, а повторяющийся ударный слог должен быть одинаковым).
Тогда как вы можете сформулировать, что такое рифма?

(Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов)
Какие стихи сочинил Незнайка?


Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.


Почему стихи Незнайки не нравились его товарищам?
Скажите, научился ли Незнайка подбирать рифмы?

Ответы детей
Давайте, и мы поучимся подбирать рифмы. И поиграем с вами в игру «Кто больше?»

 Игра "Кто больше"
Давайте поиграем в игру «Кто больше».

 Кто больше подберет рифм, к слову, «Дружок»
Дружок – кружок, пирожок, шнурок, широк, кувырок, стручок, звонок, лужок, замок, рожок, жучок, бросок, городок, носок, кусок, потолок, бережок, горшок, порошок, рывок, бережок, петушок, флажок, уголек, ручеек, зубок, бульдог, вечерок, вершок, чугунок…

 «Сочинение двустишия»
Ребята, а сейчас я  вам предлагаю сочинить двустишие со словом дружок.
С чего мы начнем?
1. Выберем рифму к слову.
2. Подумаем над смыслом своего двустишия: о чем я хочу в нем сказать.
3. Постараемся сочинить стихотворение.
4. Прочитаем вслух, складно ли получилось?
Постарайтесь придумать двустишие со словом дружок.
Например:
1. Маленький щенок Дружок
Схватил ботинок за шнурок.
2. Подойди ко мне, дружок,
Съешь-ка сдобный пирожок.
3. По полянке полз жучок,
Наблюдал за ним Дружок.

Воспитатель:

Ребята, а теперь, я предлагаю подобрать рифму, к слову, «Дождик»

Ответы детей

Воспитатель
Ребята, нам надо придумать стихотворение про дождик, который помогал пожарному

 спасать лес!

Дождик, дождик поливай!
И пожарным помогай!

Дождик, дождик лей, лей!
На огонь и на людей,
Чтобы все они спаслись
От огня убереглись!
А мы больше брать не будем,

Спички в лес и там их жечь!

Мы теперь умнее стали,

Так как сказку прочитали!
Знаем спички - не игрушки!
Не поступим как зверюшки!

Там со спичками играли
И себя так наказали!

Хорошо, что дождик был,

И пожарник вовремя!!!

Он пожар им потушил,

От огня всех оградил!

Воспитатель:

- Ребята, вы большие молодцы!!!

У вас получилось очень хорошее и поучительное стихотворение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Стихи о зиме".

Конспект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой....

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

Используя технологию методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения «Гуси-Лебеди»....

Презентация на тему Игры на пасху и стихи . Использовала на музыкальном занятии в старших группах.

Тематическая неделя "Праздник Великой Пасхи в Крыму". Можно  устроить в семье самый удивительный, светлый, радостный Праздник. Познакомить детей с играми. Понадобится несложный реквизит...

Конспект занятия на тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе

Цель: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:        Развивающие: развиват...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Любимые стихи Агнии Барто»

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Любимые стихи Агнии Барто»...