Рекомендации для педагогов
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Матвеева - Ширлинг Юлия Александровна

Рекомендации для педагогов

«Театрализация как средство развития речи детей с ТНР 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_pedagogov_teatralizatsiya_1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

«Театрализация как средство развития речи детей с ТНР 6-7 лет»

Тяжелое  недоразвитие речи (ТНР) – это нарушения всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.

Дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления.

Одним из наиболее эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка является театрализованная деятельность. Театрализация – это использование средств театра в воспитательно-педагогическом процессе.

Театрализация позволяет решать многие педагогические задачи:

- развивать психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление);

- совершенствовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, рече-двигательный, кинестетический);

- стимулировать мыслительные операции, расширять и углублять знания детей об окружающем мире;

- совершенствовать координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений, крупную и мелкую моторику, корректировать поведение, развивать эмоционально-волевую сферу;

- активизировать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.

Для развития театрализованной деятельности, в качестве видов театрализованных игр используются:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальными и невербальными способами);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;

- упражнения по развитию речи.

Для развития театрализованной деятельности, в качестве приемов театрализованных игр используются:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли робких и застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут любую карточку, на

  которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Организация театрализованной деятельности среди детей должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в определенной роли. Это способствует развитию уверенности в себе, социальных навыков поведения, речи.

Театрализованное представление способствует развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, помогает создать самостоятельное высказывание, обеспечивая его логичность, полноту и лексическое разнообразие. Этот вид совместной деятельности  воспитателя и детей – ненавязчивый и достаточно эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса, преодолению детьми скованности, страха перед публичным выступлением, развитию эмоционально-волевой сферы.

Театрализованные игры – это маленькие пьесы, разыгрываемые детьми, часто импровизированные. Цель игр: оживить события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции, а в случае работы с детьми с ТНР – развитие речи. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует речь, активизирует словарь.

Театральные игры можно использовать как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, т.к ребенок во время игры раскован, свободен. Зрелищность таких игр всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушаться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения речи.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п).

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Роль воспитателя в организации и проведении театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакций на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.

Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

При подготовке спектаклей используется такой прием, как пересказывание текста своими словами. Еще не запомнив текст, дети обыгрывают действия, передавая основной смысл своими словами. И на практике убеждаются, что об одном и том же можно сказать разными словами. Все это служит пониманию богатства, красоты русского языка, способствует развитию связной речи.

Таким образом, в условиях театрализованной деятельности возможно формирование положительных взаимоотношений и полноценное развитие личности. А в случае с детьми с ТНР – мотивация к высказываниям, развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...