Конспект занятия по развитию речи «Звук Ж», старшая группа, 5 лет
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
Цель: познакомить со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_zh.docx | 909.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Звук Ж», старшая группа, 5 лет
Составила
воспитатель МДОУ ЦРР ДС № 58
первой квалификационной категории
Сухарева Т.В.
Цель: познакомить со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.
Задачи
Образовательные:
- Уточнять артикуляцию звука [ж]; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах.
- Упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове;
- Дифференцировать звуки [с — ш]; работать над интонацией перечисления в предложении;
- Знакомить с буквой Ж; закреплять образы букв.
Развивающие:
- Развивать связную речь; внимание, память.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.
Методы: наглядный, словесный, продуктивный.
Оборудование: индивидуальные зеркала, иллюстрации, схемы предложений, слов, звуков.
Ход занятия: сегодня мы побываем в лесном детском саду.
А дорогу нам покажет Мишутка.
Пока мы с Мишуткой идём по лесу, давайте определим – прохлопаем, сколько слогов в слове Мишутка. (Ответ детей: три слога). Где в слове слышен звук Ш, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (В середине)
Мишутка сочинил для нас песенку. Споем ее вместе с ним. Педагог читает двустишия. Дети повторяют.
1. Язык кверху — ша-ша-ша, Наша Маша хороша.
2. Язык книзу — са-са-са, укусила в нос оса.
3. Язык кверху — ши-ши-ши, наши уши хороши.
4. Язык книзу — сы-сы-сы, у осы усы, усы.
Смотрите, нас догоняет жук.
Жук жужжит: «Жу-жу-жу, звук я новый вам скажу».
Какой звук мы будем сегодня изучать? Звук [Ж].
Повторите слова из стихотворения со звуком [ж].
Артикуляция звука:
Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко). Кончик языка за верхними зубами, не касается небо. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку". Происходит еще дрожание голосовых связок.
• Произносить отрывисто и энергично звук [ж] [ж]
• Произносить долго, протяжно [жжж]…
Характеристика звука [Ж]:
согласный, звонкий, всегда твердый.
Физкультминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
А вот и лесной детский сад. На зеленый лужок лесные жители приводят своих детёнышей.
Волчица привела волчонка
Ежиха - …ежонка
Лисица - …лисёнка
Лошадь- …жеребёнка
Уж - …ужонка
Белка - …бельчонка
Медведь - …медвежонка
Найдите детёнышей, в названиях которых слышится звук [ж].
Ответы детей: ежонок, жеребёнок, ужонок, медвежонок.
А сейчас мы узнаем сколько слогов в каждом из этих слов. Я вам буду называть слово, а вы «крылышками» (согнутыми в локтях руками) махните нужное количество раз.
Придумайте любые слова со звуком Ж (жара, лужа, жук, лыжи).
Давайте научим Жука делать звуковой анализ слов: лужа, лыжи.
Сколько гласных в слове? Назови согласные звуки. Раздели на слоги. Поставь ударение. На какой слог падает ударение?
Составляем предложения:
Напомните, кто гуляет на лесной полянке? Составьте предложение про одного из животных.
Бельчонок любил собирать шишки. Выложите схему этого предложения.
Вспомните, с каким звуком мы сегодня работали? Звук Ж. этот звук мы можем написать буквой Ж, похожей на жука.
Детям дается задание: найти в группе буквы Ж, заранее размещенные педагогом. Найденные буквы дети, размещают на доске
Приложение
Рис № 2 Персонаж сказки Жук. Иллюстрация
Рис № 3 Персонаж сказки Мишка. Иллюстрация
Рис №4 Деление слова на слоги
Рис № 5 Схема звукового анализа звука [Ж]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»
Аннотация Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы (звук [К])
Тема: «Звук [К]»Возрастная группа: старшаяТип занятия: комплексноеВид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материалаПрограммное содержание: Образовательные: Расширять п...