Конспект занятия по развитию речи «Звук Ж», старшая группа, 5 лет
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Сухарева Татьяна Владимировна

Цель: познакомить со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_zh.docx909.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Звук Ж», старшая группа, 5 лет

Составила

воспитатель МДОУ ЦРР ДС № 58

первой квалификационной категории

Сухарева Т.В.

Цель: познакомить со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • Уточнять артикуляцию звука [ж]; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах.
  • Упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове;
  •  Дифференцировать звуки [с — ш]; работать над интонацией перечисления в предложении;
  • Знакомить с буквой Ж; закреплять образы букв.

Развивающие:

  • Развивать связную речь; внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.

Методы: наглядный, словесный, продуктивный.

Оборудование: индивидуальные зеркала, иллюстрации, схемы предложений, слов, звуков.

Ход занятия: сегодня мы побываем в лесном детском саду.

А дорогу нам покажет Мишутка.

Пока мы с Мишуткой идём по лесу, давайте определим – прохлопаем, сколько слогов в слове Мишутка. (Ответ детей: три слога). Где в слове слышен звук Ш, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (В середине)

Мишутка сочинил для нас песенку. Споем ее вместе с ним. Педагог читает двустишия. Дети повторяют.

1.   Язык кверху — ша-ша-ша, Наша Маша хороша.

2.   Язык книзу — са-са-са, укусила в нос оса.

3.   Язык кверху — ши-ши-ши, наши уши хороши.

4.   Язык книзу — сы-сы-сы, у осы усы, усы.

Смотрите, нас догоняет жук.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу, звук я новый вам скажу».

Какой звук мы будем сегодня изучать? Звук [Ж].

Повторите слова из стихотворения со звуком [ж].

Артикуляция звука:

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко). Кончик языка за верхними зубами, не касается небо. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку". Происходит еще дрожание голосовых связок.

• Произносить отрывисто и энергично звук [ж] [ж]

• Произносить долго, протяжно [жжж]…

Характеристика звука [Ж]:

согласный, звонкий, всегда твердый.

Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

 Низко, низко наклоняюсь.

А вот и лесной детский сад.  На зеленый лужок лесные жители приводят своих детёнышей. 

Волчица привела волчонка

Ежиха - …ежонка

Лисица - …лисёнка

Лошадь- …жеребёнка

Уж - …ужонка

Белка - …бельчонка

Медведь - …медвежонка

Найдите детёнышей, в названиях которых слышится звук [ж].

Ответы детей: ежонок, жеребёнок, ужонок, медвежонок.

А сейчас мы узнаем сколько слогов в каждом из этих слов. Я вам буду называть слово, а вы «крылышками» (согнутыми в локтях руками) махните нужное количество раз.

Придумайте любые слова со звуком Ж (жара, лужа, жук, лыжи).

Давайте научим Жука делать звуковой анализ слов: лужа, лыжи.

Сколько гласных в слове? Назови согласные звуки. Раздели на слоги. Поставь ударение. На какой слог падает ударение?

Составляем предложения:

Напомните, кто гуляет на лесной полянке? Составьте предложение про одного из животных.

Бельчонок любил собирать шишки. Выложите схему этого предложения.

C:\Users\Pirojok\OneDrive\Рабочий стол\Новая папка (3)\XT0grpBXPz0.jpg

Вспомните,  с каким звуком мы сегодня работали?  Звук Ж. этот звук мы можем написать буквой  Ж, похожей на жука.

Детям дается задание: найти в группе буквы Ж, заранее размещенные педагогом. Найденные буквы дети, размещают на доске

Приложение

Рис № 2 Персонаж сказки Жук. Иллюстрация

 Рис № 3 Персонаж сказки Мишка. Иллюстрация

 Рис №4 Деление слова на слоги

Рис № 5 Схема звукового анализа звука [Ж]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы (звук [К])

Тема: «Звук [К]»Возрастная группа: старшаяТип занятия: комплексноеВид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материалаПрограммное содержание: Образовательные: Расширять п...