Обобщающие понятия «мебель», «посуда», «одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Капралова Наталья Юрьевна

Цель: закреплять ументие детей классифицировать предметы по назначению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"

Конспект занятия по развитию речи

Обобщающие понятия

«мебель», «посуда», «одежда»

Выполнила воспитатель: Капралова Н.Ю.

                                 2024г.

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Обобщающие понятия «мебель», «посуда», «одежда»

Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по назначению.

Задачи:

1. Вовлекать детей в общий разговор.

2. Учить вести диалог, составлять текст-описание.

3. Учить правильному использованию существительных в родительном падеже множественного числа.

4. Учить согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Ребята, я предлагаю поиграть в магазин, но этот магазин очень большой - супермаркет. Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не бегать и т. д.)

2. Введение в тему занятия

- Давайте вспомним, названия каких отделов в магазине вы знаете? («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Продукты», «Овощи - фрукты» и т. д.)

- Кто работает в магазине? (Продавцы)

- Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

- Где в магазине расплачиваются за покупку?  (На кассе)

- Кто на кассе принимает у вас деньги? (Кассир)

3. Основная часть. Речевые упражнения по теме занятия

- Итак, мы начинаем наше путешествие с отдела «Одежда»

- Назовите, какую одежду вы знаете? (Дети перечисляют.)

Педагог показывает детям картинки с одеждой и предлагает их описать

- Кто хочет рассказать про брюки, какие они, какие детали есть у брюк, чем они вам нравятся? Куда можно пойти в брюках?

- Кто хочет рассказать про кофточку (пальто, платье, и т.д.)?

- Расскажите, какую одежду вы любите носить? (Ответ 3-4 детей)

4. Физкультминутка «Брюки»
Эти брюки для Илюши  (По два раза топают сначала правой, потом левой ногой)
Сшила бабушка из плюша.  (Показывают, как бабушка шьет брюки)
Ходит в них гулять Илья,  (Идут по кругу, взявшись за руки)
Он большой, как ты и я.  (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках)

5. Речевые упражнения по теме занятия

 – А сейчас, ребята, мы с вами пойдем в отдел, где продаётся мебель.

– Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин.)

– Ребята, какая мебель есть у вас дома?

– Из каких материалов изготавливают мебель? (дерева, металла, пластмассы, стекла)

– Чем хороша мебель из дерева? (Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А из пластмассы? (Легкая, яркая, хорошо моется) Какими свойствами обладает железная мебель? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели? (Она красива, через нее хорошо видно, но ее легко разбить) 

 – Ребята, отгадайте загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.

Не зря в квартире он стоит:

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю.      (Стол.)

На нём сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рождения,

Он разместит гостей.

О чём стихотворение,

Ответь ты поскорей.          (Диван.)

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно ставим

Деревянный…       (табурет).

Михаил Потапыч спать

Лёг в большущую…    (кровать).

6. Пересказ прослушанного текста

 –  Я сейчас прочитаю вам рассказ «Как мама и папа покупали мебель». Слушайте очень внимательно и запоминайте.

Мама и папа пришли в мебельный магазин. В мебельном магазине они купили новую мебель: кровать, шкаф, кресла, тумбочку, стол и стулья. Стол и стулья поставят на кухне, кровать и шкаф – в спальне, тумбочку и кресла в гостиной.

- Куда пришли мама и папа?

- Что купили папа и мама в мебельном магазине?

Какие предметы мебели поставили на кухню?

-А куда поставили кровать и шкаф?

А в гостиную, что поставили, папа и мама?

(Дети проговаривают каждое предложение.) 

 Кто готов пересказать рассказ?   (Рассказ пересказывается целиком.)

7. Игра «Большой – маленький».

– Я буду называть большой предмет, например стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

– У меня большая кровать, а у вас маленькая… (кроватка).

– У меня большой диван, а у вас маленький… (диванчик).

– У меня большой стол, а у вас маленький… (столик).

– У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик).

8. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире.
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. 
В шкаф повесим мы рубашку.  А, в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом. Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире.
Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.

 9. Речевые упражнения по теме занятия 

– Молодцы! А теперь мы отправляемся в отдел «Посуды».

Посуда бывает двух видов: из которой едят и в которой готовят пищу.

– Сравните посуду (большие и маленькие ложки, мелкие и глубокие тарелки...).

1) «Посчитай!» (на согласование числительных с существительными).

Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек...

«Скажи, когда много!» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа).

 Одна вилка – много вилок, один стакан – много стаканов, одна чашка – много чашек и т. д.

2) «Какая посуда?» (на согласование прилагательных с существительными).

Ложка для чая (какая?) – чайная, ложка для кофе (какая?) – кофейная и т. д.

3) «Назови ласково!» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, блюдце – блюдечко и т. д.

4) «Какая бывает посуда?» (на образование относительных прилагательных).

чашка из стекла – стеклянная чашка, тарелка из фарфора – фарфоровая тарелка.

10. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре             (Удар кулачками друг о друга),

Мы посуду перемыли           (Одна ладонь скользит по другой по кругу).

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку        (Загибать пальчики по одному,

                                                начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.         (Загибать пальчики по одному, начиная

                                                  с большого пальца),

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали…             (Удар кулачками друг о друга).

11. Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Федорино горе».

– Послушайте отрывок из сказки К.И. Чуковского.

...И помчалися по улице ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

– Как называется сказка?

– Почему от Федоры убежала посуда?

– Как надо ухаживать за посудой?

– Ребята, а давайте поможем Федоре! Если вы отгадаете загадки, то посуда к ней вернется.

Он округлый, но не шар, Медный – не монета,

В нём пылает алый жар, Им вода согрета.

Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках. Люди … (самоваром)!

На плите – кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый … (чайник).

Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли. И зовут её … (кастрюлей).

Среди ложек я полковник. И зовут меня … (половник)!

Суп, салат, пюре, котлеты, подают всегда в … (тарелке).

А на чай и простоквашу. Подставляй, дружочек, … (чашку).

По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

Будет вкусная еда. С золотою коркою,

Если пользуешься ты, верно,          сковородкою!

– Ребята, какие же, вы молодцы! Все загадки отгадали! Помогли Федоре! А уж она обещала, что всё отмоет и почистит. 

12. Рефлексия

– Вам понравилось в магазине?

– В каких отделах мы сегодня побывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Наш дом. Обобщающее понятие «Мебель».

Познакомить детей с понятием «дом», как жилищем, назначением помещений в доме, квартире.Закрепить обобщающее понятие «мебель»...

Конспект занятия занятия по развитию речи «Посылка для кукол» с детьми 2 младшей группы.(знакомство с обобщающим понятием «посуда)

Формировать  понимание и употребление обобщающего понятия посуда.    Уточнить названия и назначение предметов посуды.    Ввести в речь детей названия предметов...

Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда»

Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда» Разделы стандартов: 1) ознакомление с окружающим и социальной действительностью 2) развитие представлений о человеке в истор...