Обобщающие понятия «мебель», «посуда», «одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закреплять ументие детей классифицировать предметы по назначению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"
Конспект занятия по развитию речи
Обобщающие понятия
«мебель», «посуда», «одежда»
Выполнила воспитатель: Капралова Н.Ю.
2024г.
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Обобщающие понятия «мебель», «посуда», «одежда»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по назначению.
Задачи:
1. Вовлекать детей в общий разговор.
2. Учить вести диалог, составлять текст-описание.
3. Учить правильному использованию существительных в родительном падеже множественного числа.
4. Учить согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными.
Ход занятия
- Организационный момент
- Ребята, я предлагаю поиграть в магазин, но этот магазин очень большой - супермаркет. Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не бегать и т. д.)
2. Введение в тему занятия
- Давайте вспомним, названия каких отделов в магазине вы знаете? («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Продукты», «Овощи - фрукты» и т. д.)
- Кто работает в магазине? (Продавцы)
- Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)
- Где в магазине расплачиваются за покупку? (На кассе)
- Кто на кассе принимает у вас деньги? (Кассир)
3. Основная часть. Речевые упражнения по теме занятия
- Итак, мы начинаем наше путешествие с отдела «Одежда»
- Назовите, какую одежду вы знаете? (Дети перечисляют.)
Педагог показывает детям картинки с одеждой и предлагает их описать
- Кто хочет рассказать про брюки, какие они, какие детали есть у брюк, чем они вам нравятся? Куда можно пойти в брюках?
- Кто хочет рассказать про кофточку (пальто, платье, и т.д.)?
- Расскажите, какую одежду вы любите носить? (Ответ 3-4 детей)
4. Физкультминутка «Брюки»
Эти брюки для Илюши (По два раза топают сначала правой, потом левой ногой)
Сшила бабушка из плюша. (Показывают, как бабушка шьет брюки)
Ходит в них гулять Илья, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Он большой, как ты и я. (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках)
5. Речевые упражнения по теме занятия
– А сейчас, ребята, мы с вами пойдем в отдел, где продаётся мебель.
– Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин.)
– Ребята, какая мебель есть у вас дома?
– Из каких материалов изготавливают мебель? (дерева, металла, пластмассы, стекла)
– Чем хороша мебель из дерева? (Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А из пластмассы? (Легкая, яркая, хорошо моется) Какими свойствами обладает железная мебель? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели? (Она красива, через нее хорошо видно, но ее легко разбить)
– Ребята, отгадайте загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.
Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью,
Уроки делаю, читаю. (Стол.)
На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рождения,
Он разместит гостей.
О чём стихотворение,
Ответь ты поскорей. (Диван.)
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный… (табурет).
Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую… (кровать).
6. Пересказ прослушанного текста
– Я сейчас прочитаю вам рассказ «Как мама и папа покупали мебель». Слушайте очень внимательно и запоминайте.
Мама и папа пришли в мебельный магазин. В мебельном магазине они купили новую мебель: кровать, шкаф, кресла, тумбочку, стол и стулья. Стол и стулья поставят на кухне, кровать и шкаф – в спальне, тумбочку и кресла в гостиной.
- Куда пришли мама и папа?
- Что купили папа и мама в мебельном магазине?
Какие предметы мебели поставили на кухню?
-А куда поставили кровать и шкаф?
А в гостиную, что поставили, папа и мама?
(Дети проговаривают каждое предложение.)
Кто готов пересказать рассказ? (Рассказ пересказывается целиком.)
7. Игра «Большой – маленький».
– Я буду называть большой предмет, например стул, а вы будете называть маленький – стульчик.
– У меня большая кровать, а у вас маленькая… (кроватка).
– У меня большой диван, а у вас маленький… (диванчик).
– У меня большой стол, а у вас маленький… (столик).
– У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик).
8. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку. А, в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом. Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.
9. Речевые упражнения по теме занятия
– Молодцы! А теперь мы отправляемся в отдел «Посуды».
Посуда бывает двух видов: из которой едят и в которой готовят пищу.
– Сравните посуду (большие и маленькие ложки, мелкие и глубокие тарелки...).
1) «Посчитай!» (на согласование числительных с существительными).
Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек...
«Скажи, когда много!» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа).
Одна вилка – много вилок, один стакан – много стаканов, одна чашка – много чашек и т. д.
2) «Какая посуда?» (на согласование прилагательных с существительными).
Ложка для чая (какая?) – чайная, ложка для кофе (какая?) – кофейная и т. д.
3) «Назови ласково!» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, блюдце – блюдечко и т. д.
4) «Какая бывает посуда?» (на образование относительных прилагательных).
чашка из стекла – стеклянная чашка, тарелка из фарфора – фарфоровая тарелка.
10. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре (Удар кулачками друг о друга),
Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку (Загибать пальчики по одному,
начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился. (Загибать пальчики по одному, начиная
с большого пальца),
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали… (Удар кулачками друг о друга).
11. Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Федорино горе».
– Послушайте отрывок из сказки К.И. Чуковского.
...И помчалися по улице ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
– Как называется сказка?
– Почему от Федоры убежала посуда?
– Как надо ухаживать за посудой?
– Ребята, а давайте поможем Федоре! Если вы отгадаете загадки, то посуда к ней вернется.
Он округлый, но не шар, Медный – не монета,
В нём пылает алый жар, Им вода согрета.
Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках. Люди … (самоваром)!
На плите – кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый … (чайник).
Чайника подружка, имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли. И зовут её … (кастрюлей).
Среди ложек я полковник. И зовут меня … (половник)!
Суп, салат, пюре, котлеты, подают всегда в … (тарелке).
А на чай и простоквашу. Подставляй, дружочек, … (чашку).
По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)
Будет вкусная еда. С золотою коркою,
Если пользуешься ты, верно, сковородкою!
– Ребята, какие же, вы молодцы! Все загадки отгадали! Помогли Федоре! А уж она обещала, что всё отмоет и почистит.
12. Рефлексия
– Вам понравилось в магазине?
– В каких отделах мы сегодня побывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Наш дом. Обобщающее понятие «Мебель».
Познакомить детей с понятием «дом», как жилищем, назначением помещений в доме, квартире.Закрепить обобщающее понятие «мебель»...
Конспект занятия занятия по развитию речи «Посылка для кукол» с детьми 2 младшей группы.(знакомство с обобщающим понятием «посуда)
Формировать понимание и употребление обобщающего понятия посуда. Уточнить названия и назначение предметов посуды. Ввести в речь детей названия предметов...
Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда»
Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда» Разделы стандартов: 1) ознакомление с окружающим и социальной действительностью 2) развитие представлений о человеке в истор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда»....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающей и социальной действительностью. "Знакомство детей с обобщающим понятием "Посуда".
Ознакомление дошкольников с предметным миром...
Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе. Тема: «Обобщающее понятие «посуда».
«Обобщающее понятие «посуда»...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.Знакомство детей с обобщающим понятием «Посуда».
Познакомить с родовым понятием «посуда»...