Родительский клуб: "Весёлая грамматика"
материал по развитию речи

Бочкарёва Екатерина Николаевна

Работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Веселая грамматика»

Цель: Дать представление родителям об развитии речи ребенка 6-7 лет, о том какие игры и упражнения можно использовать для развития речи ребенка и формирования навыков словообразования и словоизменения. Попрактиковаться в дидактических играх и составлении рассказа.

Теоретическая часть:

В 6 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность надо использовать, организуя игры, читая книги, просматривая телепередачи.

В 7 лет у ребенка должны быть сформированы:

–звуковая сторона речи. Ребенок владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

–фонематические процессы, ребенок умеет слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

– навыки  звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава речи: ребенок умеет выделять начальный гласный звук из состава слова; слышит и выделяет первый и последний согласный звук в слове и т.д.

– навыки  словообразования, правильно употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ребенок умеет образовывать слова в нужной форме, образует прилагательные от существительных и т.д.

–грамматический строй речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Практическая часть

Родители совместно с детьми играют в дидактические игры

Лексико – грамматические   упражнения  

Прежде чем начать мы свами сделаем небольшую гимнастику для нашего речевого аппарата.

Речевое дыхание «Дует ветерок»

Дует лёгкий ветерок (ш..)

И качает так листок (ш..)

Дует сильный ветерок (Ш….)

И качает так листок (Ш…)

Артикуляционная гимнастика

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыл свой рот.

1. «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (слайд №1,2)

2. «Один - много». Образование мн.ч. существительных в родительном падеже. Мяч – мячи – много мячей и т.д. (слайд №3, 4)

3. «Назови детеныша». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами  в ед. и мн. числе. (слайд №5,6)

4. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне. (слайд №)

5. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия. (играют дети. Ребёнок вытягивает карточку с животным, птицей и изображает звук)

Разминка в кругу с детьми «Буквы».

В старом дереве дупло                      (круговые движения руками)

Это домик буквы О                           (сделать из рук букву О перед собой)

Рядом с нею на суку                          (присесть на корточки)

Примостилась буква У.

В гости к нам из далека                    (бег на месте)

Прибежала буква А.

Прилетела буква Я                            (махи руками, как крыльями)

На спине у воробья.

Буквы стали веселиться:                  (движения в соответствии с текстом)

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко.

То похлопают в ладошки.

То присядут отдохнут.

То опять плясать пойдут.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. В процессе познавательно исследовательской деятельности у ребёнка возникает вопрос, необходим поиск ответа. Найдя ответ, ребёнок делится своим открытием с родителями, другими детьми. Чем совершеннее речь ребёнка, тем более точно, логически грамотно она оформлена.

Как использовать пытливость детского ума для развития речи? Ребёнку дошкольнику свойственно исследовательское поведение. Детей не надо учить любопытству, детей можно отучить от него. Одно безусловное правило, если ребёнок проявляет интерес к какому-либо объекту, поддержите его интерес. Следите за тем, как он говорит, задавайте вопросы, ищите вместе с ребёнком ответы в окружающем мире. И вы увидите, насколько богаче станет внутренний мир ребёнка, а значит и его речь.

На простом примере мы попробуем вместе уточнить, как развивается речь в процессе познания. Я приглашаю вас к поиску.

6.Задание для родителей. Игра: «Узнай на ощупь» Цель: учить обследовать предметы без опоры на зрительный анализатор, развивать тактильные ощущения, внимание, память и мышление.

Педагог: «Мы с детьми приготовили для вас мешочки с сюрпризами. Что узнаете, опишете, то и получите».

Родители пытаются определить, что находится в мешочке. Описывают свои ощущения, делают предположения, выводы.

Педагог: «Как вы оцените свою деятельность? Вам было сложно?

Не забывайте, тактильные ощущения детей менее развиты, особенно если этому не уделялось раньше достаточного внимания. Такую игру можно использовать при возвращении домой из магазина. На вопрос ребёнка: «Что ты купила?», предложите ему определить самому, не заглядывая в сумку. Вы и сами не будете знать, что в руке у ребёнка, предложите ему рассказывать о своих ощущениях, о том, что он взял. Эта игра позволяет активизировать в речи детей качественные прилагательные».

7. Мини-эксперимент «Что это, зачем это?»

Педагог: «Посмотрите, что находится в тарелочках?»

Родители: Ответы родителей (Соль, сахар)

Педагог: «Как попадают эти продукты к нам на стол?»

Родители: Ответы родителей (Покупаем в магазине.)

Педагог: «Рассмотрите, из чего состоят эти продукты?»

Родители: Ответы родителей (Песчинок, крупинок, кристалликов)

Педагог: «Что у них общего?»

Родители: (Цвет, отсутствие запаха, сыпучесть)

Педагог: «Чем соль отличается от сахара?»

Родители: (Вкусом, кристаллики крупнее, цвет немного разный)

Педагог: «Зачем нужны соль, сахар?»

Родители: (Для приготовления пищи, консервации и пр.)

Педагог: «Что будет, если эти продукты поместить в воду?»

Родители: (Растворятся, исчезнут, станут невидимыми)

Педагог: «Прошу вас, продемонстрируйте, как это произойдёт?»

Педагог: «Что стало с водой, в которую добавили соль? Сахар?»

Родители: (Вода стала солёной (сладкой), у неё появился вкус)

 Педагог: «Изменится ли цвет у воды?»

Родители: (Нет, соль (сахар) не меняют цвета воды)

Педагог: «Вы заметили, знакомые продукты, а сколько вопросов, сколько ответов, сколько новых слов?

Например – кристалл. Вот вам новая тема для исследования: «Что имеет кристаллическую форму?»

Собственные исследовательские действия ребенка, сделанные при этом выводы, развивают в ребенке чувство уверенности в себе, наблюдательность, умение сравнивать, логическое мышление, способность к анализу, прогностические навыки. И при этом активно развивается речь ребёнка».

Детям понятна такая логика. Не пугайтесь таких вопросов. Ищите ответы вместе, и вы их обязательно найдёте. Не каждый объект наблюдения можно потрогать руками, но, если это безопасно, позвольте ребёнку обследовать его всеми анализаторами. Обязательно обсудите, всё, что узнали.

Определяя с ребёнком в процессе наблюдения сходные качества и свойства предметов, речь ребёнка обогащается новыми словами, он активней использует знакомые, речь становится грамотно оформленной. Кроме того, в процессе общения развивается диалогическая форма речи, ребёнок учится слушать собеседника, отвечать на вопросы, уточнять, дополнять высказывания.

Предложенные нами игры не требуют специальной подготовки, появившиеся как бы вдруг, из ничего, позволяют создать атмосферу взаимного доверия между родителями и ребёнком, активизируют познавательно исследовательскую деятельность детей, развивают коммуникативные навыки и умения, способствуют полноценному овладению речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: « ВСТРЕЧА В « КЛУБЕ ВЕСЁЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ»

ЦЕЛЬ: ПЕДСОВЕТА: - активизация  повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учрежде...

Конспекты занятий семейного клуба "Весёлые друзья"

Цель наших занятий - это ознакомление родителей с коррекционно-обучающим процессом, обучение адекватному взаимодействию с ребенком, а также формирование языковой системы, стимуляция речевой деятельнос...

«Клуб Весёлых Находчивых «Природа вокруг нас»

занятие с использованием электронных образовательных ресурсов – ноутбука, проектора, экрана для проецирования...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух".

Совместно-непосредственная деятельность с детьми. Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух"....

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

КВН - КЛУБ ВЕСЁЛЫХ И НАЧИТАННЫХ " В гостях у сказки"

Сценарий развлечения для старшей  и подготовительной группы "КВН- Клуб весёлых и начитанных "В гостях у сказки"...

отчёт о работе родительского клуба "Весёлый английский язык"

отчёт о работе родительского клуба "Весёлый английский язык"...