Конспект по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Францишко Галина Юрьевна

Знакомство дошкольников подготовительной группы с произведением М. М. Пришвина «Ребята и утята». Беседа по рассказу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников подготовительной группы с произведением М. М. Пришвина «Ребята и утята». Беседа по рассказу.

Цель: Создать условия для развития умения вести диалог по содержанию произведения М. Пришвина «Ребята и утята».

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать знакомить детей с творчеством Михаила Пришвина;

-Закреплять умение анализировать характер и поступки героев, определять главную мысль произведения;

Развивающие:

-Развивать связную диалогическую речь, внимание и память;

-Развивать общеречевые навыки: побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе;

Речевая:

-Активизировать словарный запас: верста, кузница, чирок-свистунок;

Воспитательные:

-Воспитывать доброе отношение к птицам, стремление оберегать природу и её обитателей;

-Воспитывать эмоциональный отклик, вызываемый книгами, умение отвечать за совершённые поступки.

Предварительная работа: Знакомство с биографией Михаила Пришвина, чтение сказок М. Пришвина: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

Методические приемы: загадка, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, игры: «Каждое слово в ладошки», «Хорошо – плохо».

Материалы: иллюстрации из рассказа,  карточки для игры «Хорошо – плохо».

Форма организации: фронтальная.

Ход проведения:

  1. Организационный этап:

В: Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Д: Книга.

В: Правильно, это книга!

В: Скажите, пожалуйста, вы любите книги? (ответы детей)

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Каждое слово в ладошки». Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сказал, чему нас учат разные книги? А каждое ваше красивое слово мы положим в волшебный сундучок.

Д: Книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, правилам поведения, не ссориться, быть вежливым.

В: Молодцы!

В: Ребята, а вы знаете, что книги - это наши друзья. Стоит взять книгу в руки, и уже, начиная с первых страниц, мы попадаем в мир иной, и сегодня мы с вами окунёмся в мир поучительного рассказа, узнаем немного о жизни дикой уточки и её утятах. А в конце занятия, вы мне расскажете, о чём автор помог нам задуматься.

Основной этап:

В: У нас в группе есть множество книг разных авторов, но сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М. М. Пришвина. Пришвин, написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах, автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку.

-Название рассказа, который мы сегодня послушаем и обсудим – «Ребята и утята».

(Чтение воспитателем рассказа «Ребята и утята»)

В: Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
-Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
-Пустим.
-Вот то-то «пустим»! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
-А вон сидит! - хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
-Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
-Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
-Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. -Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
-До свиданья, утята!

(Беседа по прочитанному)

В: Ребята, вам понравился рассказ?

Д: Да!

В: Какие слова в тексте вам были непонятны, незнакомы?

Д: верста, чирок-свистунок, кузница.

В: Верста – это русская мера длины, чирок-свистунок - дикая уточка, а кузница – это мастерская, место,  где работает кузнец.

В: Какие герои встречаются в рассказе?

Д: автор, дикая уточка, утята, ребята.

В: Что утка-мать решила сделать с утятами?

Д: Перевести своих утят на озеро, на свободу.

В: Опасен ли был их путь? Кого опасалась уточка?

Д: Людей, лису и ястреба. 

В: Правильно. «В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду».

В: Ребята, почему уточка свила гнездо так далеко от озера?

Д: Весной озеро сильно  разливалось, и удобнее утятам было на кочке.

В: «…прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру».

В: Так что же случилось с утятами во время путешествия?

Д: На пути их встретили ребята и зашвыряли шапками.

В: Ребята, а как вела себя уточка в это время, как думаете, она переживала?

Д: Да, она бегала с раскрытым клювом, волновалась.

В: «Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении».

В: Какими были мальчики по отношению к утке с утятами?

Д: Они глупые, злые, беззаботные, несмышленые.

В: Ребята, а как вы считаете, хорошо ли поступили мальчики? (ответы детей)

В: Кто же в итоге спас утку с утятами?

Д: Автор рассказа.

В: Как отнесся автор к поступку ребят?

Д: Он приказал ребятам возвратить утке всех утят.

В: Почему дети смеялись над автором рассказа? Что он велел сделать ребятам?

Д: Он снял шапку и помахал утятам и велел ребятам тоже попрощаться с утятами.

В: Ребята, а теперь давайте немного отдохнём, поиграем и подведем итоги нашей беседы.

Физкультминутка:

Утки серые летели.

Все летели, да летели.

И присели, посидели,

Да и снова полетели

За столы тихонько сели.

(Дети выполняют движения в соответствии текстом)

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»:

В: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Посмотрите, на столе, перед вами лежат карточки, на них изображены плохие и хорошие поступки по отношению к животным. Ваша задача отобрать карточки с хорошими поступками и объяснить, почему вы считаете это хорошим поступком.

Заключительный этап:

В: Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы сегодня познакомились?

Д: «Ребята и утята».

В: Кто автор рассказа?

Д: Михаил Пришвин.

В: А как по-другому можно озаглавить рассказ? (ответы детей)

В: Как бы вы поступили на месте ребят? Кем из героев вы бы предпочли быть? (ответы детей)

В: О чем автор помог нам задуматься?

Д: Автор учит нас быть добрыми и отзывчивыми, он помогает задуматься над тем, что нужно любить и беречь природу, птиц, животных.

В: Верно, молодцы ребята! Автор действительно вызывает у нас очень положительный и поучительный эмоциональный отклик. В рассказе он проявил себя очень смело, не остался равнодушным к проблеме утиной семьи и заодно научил несмышленых ребят, отвечать за свои поступки и относится к животным с уважением.

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

 «Омский педагогический колледж №1»

Конспект НОД по развитию речи

 Беседа по рассказу М. М. Пришвина «Ребята и утята»

для детей подготовительной группы

                                                                           

Выполнила:

студентка 3 курса 39ДО группы

Мордвина Елена Андреевна

Специальность:

44.02.01 Дошкольное образование

Проверила:

_____________/_____________

Оценка                Подпись

30.04.20

Омск 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

Данное занятие  расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх,  закрепит  навыки правильного произношения звуков в словах и фразах,  умение детей делить слова на ...