Конспект по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Знакомство дошкольников подготовительной группы с произведением М. М. Пришвина «Ребята и утята». Беседа по рассказу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников подготовительной группы с произведением М. М. Пришвина «Ребята и утята». Беседа по рассказу.
Цель: Создать условия для развития умения вести диалог по содержанию произведения М. Пришвина «Ребята и утята».
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать знакомить детей с творчеством Михаила Пришвина;
-Закреплять умение анализировать характер и поступки героев, определять главную мысль произведения;
Развивающие:
-Развивать связную диалогическую речь, внимание и память;
-Развивать общеречевые навыки: побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе;
Речевая:
-Активизировать словарный запас: верста, кузница, чирок-свистунок;
Воспитательные:
-Воспитывать доброе отношение к птицам, стремление оберегать природу и её обитателей;
-Воспитывать эмоциональный отклик, вызываемый книгами, умение отвечать за совершённые поступки.
Предварительная работа: Знакомство с биографией Михаила Пришвина, чтение сказок М. Пришвина: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».
Методические приемы: загадка, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, игры: «Каждое слово в ладошки», «Хорошо – плохо».
Материалы: иллюстрации из рассказа, карточки для игры «Хорошо – плохо».
Форма организации: фронтальная.
Ход проведения:
- Организационный этап:
В: Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Д: Книга.
В: Правильно, это книга!
В: Скажите, пожалуйста, вы любите книги? (ответы детей)
В: Ребята, давайте поиграем в игру «Каждое слово в ладошки». Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сказал, чему нас учат разные книги? А каждое ваше красивое слово мы положим в волшебный сундучок.
Д: Книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, правилам поведения, не ссориться, быть вежливым.
В: Молодцы!
В: Ребята, а вы знаете, что книги - это наши друзья. Стоит взять книгу в руки, и уже, начиная с первых страниц, мы попадаем в мир иной, и сегодня мы с вами окунёмся в мир поучительного рассказа, узнаем немного о жизни дикой уточки и её утятах. А в конце занятия, вы мне расскажете, о чём автор помог нам задуматься.
Основной этап:
В: У нас в группе есть множество книг разных авторов, но сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М. М. Пришвина. Пришвин, написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах, автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку.
-Название рассказа, который мы сегодня послушаем и обсудим – «Ребята и утята».
(Чтение воспитателем рассказа «Ребята и утята»)
В: Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
-Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
-Пустим.
-Вот то-то «пустим»! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
-А вон сидит! - хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
-Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
-Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
-Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. -Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
-До свиданья, утята!
(Беседа по прочитанному)
В: Ребята, вам понравился рассказ?
Д: Да!
В: Какие слова в тексте вам были непонятны, незнакомы?
Д: верста, чирок-свистунок, кузница.
В: Верста – это русская мера длины, чирок-свистунок - дикая уточка, а кузница – это мастерская, место, где работает кузнец.
В: Какие герои встречаются в рассказе?
Д: автор, дикая уточка, утята, ребята.
В: Что утка-мать решила сделать с утятами?
Д: Перевести своих утят на озеро, на свободу.
В: Опасен ли был их путь? Кого опасалась уточка?
Д: Людей, лису и ястреба.
В: Правильно. «В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду».
В: Ребята, почему уточка свила гнездо так далеко от озера?
Д: Весной озеро сильно разливалось, и удобнее утятам было на кочке.
В: «…прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру».
В: Так что же случилось с утятами во время путешествия?
Д: На пути их встретили ребята и зашвыряли шапками.
В: Ребята, а как вела себя уточка в это время, как думаете, она переживала?
Д: Да, она бегала с раскрытым клювом, волновалась.
В: «Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении».
В: Какими были мальчики по отношению к утке с утятами?
Д: Они глупые, злые, беззаботные, несмышленые.
В: Ребята, а как вы считаете, хорошо ли поступили мальчики? (ответы детей)
В: Кто же в итоге спас утку с утятами?
Д: Автор рассказа.
В: Как отнесся автор к поступку ребят?
Д: Он приказал ребятам возвратить утке всех утят.
В: Почему дети смеялись над автором рассказа? Что он велел сделать ребятам?
Д: Он снял шапку и помахал утятам и велел ребятам тоже попрощаться с утятами.
В: Ребята, а теперь давайте немного отдохнём, поиграем и подведем итоги нашей беседы.
Физкультминутка:
Утки серые летели.
Все летели, да летели.
И присели, посидели,
Да и снова полетели
За столы тихонько сели.
(Дети выполняют движения в соответствии текстом)
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»:
В: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Посмотрите, на столе, перед вами лежат карточки, на них изображены плохие и хорошие поступки по отношению к животным. Ваша задача отобрать карточки с хорошими поступками и объяснить, почему вы считаете это хорошим поступком.
Заключительный этап:
В: Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы сегодня познакомились?
Д: «Ребята и утята».
В: Кто автор рассказа?
Д: Михаил Пришвин.
В: А как по-другому можно озаглавить рассказ? (ответы детей)
В: Как бы вы поступили на месте ребят? Кем из героев вы бы предпочли быть? (ответы детей)
В: О чем автор помог нам задуматься?
Д: Автор учит нас быть добрыми и отзывчивыми, он помогает задуматься над тем, что нужно любить и беречь природу, птиц, животных.
В: Верно, молодцы ребята! Автор действительно вызывает у нас очень положительный и поучительный эмоциональный отклик. В рассказе он проявил себя очень смело, не остался равнодушным к проблеме утиной семьи и заодно научил несмышленых ребят, отвечать за свои поступки и относится к животным с уважением.
Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский педагогический колледж №1»
Конспект НОД по развитию речи
Беседа по рассказу М. М. Пришвина «Ребята и утята»
для детей подготовительной группы
Выполнила:
студентка 3 курса 39ДО группы
Мордвина Елена Андреевна
Специальность:
44.02.01 Дошкольное образование
Проверила:
_____________/_____________
Оценка Подпись
30.04.20
Омск 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Боевая слава нашего народа"
Игра - викторина, посвященнаая Дню Победы...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)
Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)
Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
laquo;Путешествие в страну Красивой речи»...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».
Данное занятие расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепит навыки правильного произношения звуков в словах и фразах, умение детей делить слова на ...