конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
конспект занятия по развитию речи И. А. Крылов "Ворона и Лисица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«И. А. Крылов «Ворона и Лисица».
Возрастная группа: 6-7 лет
Цель занятия: определение морали в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица» на основе анализа произведения через речевую и игровую деятельность.
Задачи занятия:
-обучающие:
- познакомить с содержанием басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
- формировать представления о жанровых и композиционных особенностях басни.
- углублять восприятие содержания произведения ( оценка характера персонажей, поступки, мотивы поведения).
- совершенствовать умение рассматривать иллюстрации разных художников к одному произведению.
-развивающие:
Развивать мышление (анализ поступков персонажей, мотивов произведения); диалогическую форму речи через беседы; зрительное внимание через рассматривание иллюстраций.
-воспитательные:
Воспитывать стремление соблюдать правила участия в беседе; внимательно слушать друг друга, не перебивать.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):
Игровая задача: подобрать обложку для книги.
Игровые правила: выбрать подходящую обложку для книги
Словарная работа: басня, мораль.
Планируемые результаты занятия:
- дети познакомились с содержанием басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»;
- дети узнали о жанре «басня», где он появился, кто был первым баснописцем, какое содержание характерно для жанра басни;
- дети оценивали характер персонажей, поступки, мотивы произведения;
- дети рассматривали иллюстрации разных художников к одному произведению;
- дети анализировали поступки персонажей, мотивы произведения; вели диалог и внимательно рассматривали иллюстрации;
- дети соблюдали правила участия в беседе, внимательно слушали друг друга, не перебивали;
- дети определили мораль басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» на основе анализа произведения через речевую и игровую деятельность.
Подготовительная работа:
Материалы и оборудование: иллюстрации к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица», басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица», варианты обложек для книги, портрет И. А. Крылова.
Ход занятия:
-Ребята, сейчас я предлагаю вам отправится в нашу библиотеку.
Посмотрите, что же нового здесь появилось?( новая книга)
-А что же это такое, сказка или рассказ?
Вместе с детьми берем книгу и отправляемся в группу.
-Ребята, сегодня я хочу познакомить вас новым жанром литературы-басней.
Басня – один из самых древних литературных жанров. Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Басня - это коротенький рассказ, в котором заключен огромный смысл, нравоучение или высмеивание каких-либо человеческих пороков.
Мораль- название строк басни с нравоучительным выводом . Иван Андреевич Крылов довел этот жанр до совершенства. Он написал около 200 басен, объединенных им в 9 книг. Каждый журнал считал своим украшением новую басню Крылова.
А в басне И.А.Крылова Ворона где-то нашла кусочек сыра, забралась на ель и хотела уж было его съесть, да тут лисица подошла. «Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил». А что же произошло дальше? Чем закончилась встреча вороны и лисицы? Как ты думаешь, Оля? А ты Ксюша? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(ответы детей)
Правильно, мы прочитаем басню.
-Ребята, вам могут встретиться незнакомые или непонятные слова, например, лесть. Как вы думаете, что это?
Что значит льстить? Лесть — это неискренняя похвала, которая произносится с корыстными целями, льстить, значит неискренне хвалить.
Сядьте ровно, приготовьтесь слушать басню И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Ребята, вы помните правила участия в беседе?
Как нужно себя вести, отвечая на вопросы? Верно, поднимать руку, не перебивать друг друга; прежде, чем ответить, хорошо подумать!
-Ребята, назовите главных героев басни.
-Что делала Лисица в басне?
-Кто льстил в этой истории? (ответы детей)
-Как она это делала? Давайте вспомним (выборочное чтение)
-Для чего Лисица это делал, как вы думаете? (ответы детей)
-Как реагировала Ворона? Почему?
-Почему сыр достался Лисице, а не Вороне? (ответы детей)
-Какой вам показалась в этой истории Ворона? Какими словами можно сказать о ней? (ответы детей)
-А что можно сказать о Лисице? Какая она? (ответы детей)
-Вспомните, какими словами говорит о Лисе автор? (выборочное чтение)
-Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону? (ответы детей)
-Вспомните последние строчки басни: «Ворона каркнула…». Как вы понимаете слова «с ним была плутовка такова»? (ответы детей)
-О каких людях можно сказать, что они как Ворона и Лисица в басне? (ответы детей).
-Чему учит эта басня? О чем она говорит людям? (нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь).
Физминутка
У лисицы острый нос,
(показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост,
(показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
(идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает.
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я - охотница до птицы!
(хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь,
(ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь.
(присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу,
(прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу.
(побежали по кругу)
-Ребята, как вы думаете, где в басне «спряталась» мораль?
-Я еще раз прочитаю басню, а вы внимательно послушайте и скажите, какие строчки басни – мораль, то есть поучение.
Повторное чтение басни
-О чем говорят эти строчки?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
-Что значит «в сердце отыщет уголок»?
-Значит, можно сделать вывод-плохо быть льстецом. Постарайтесь помнить об этом всегда.
Д/И «Подбери обложку для книги»
-Ребята, вы обратили внимание, что у нашей книги нет обложки? Давайте подберем ей обложку.
Нужно сказать, какая обложка подходит для нашей книги, но сначала давайте их рассмотрим внимательно. Я думаю, что эти обложки подходят к нашей басне.
Игровая задача: подобрать обложку для книги.
Игровые правила: поднимать руку, говорить по одному, не перебивать друг друга, не повторяться и т.д.....
Игровые действия: дети выбирают обложку из предложенных иллюстраций разных художников и комментируют свои действия.
Итог игры: ребята подобрали обложку для басни «Ворона и Лисица».
-Ребята, с каким новым жанром вы сегодня ознакомились?
- Кто первым начал писать басни?
-Как называлась басня, которую мы сегодня прочитали?
-Вы запомнили её мораль?
Спасибо вам большое за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...