Конспект занятия по речевому развитию в средней группе (4-5 лет) «Письмо из Простоквашино»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кострова Юлия Валентиновна
Конспект занятия на дифференциацию звуков «Ш» и «Ж» в средней   группе (4-5 лет) «Письмо из Простоквашино»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_prostokvashino.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 459»

(МБДОУ «Детский сад № 459»)

города Нижнего Новгорода

Конспект занятия на дифференциацию звуков «Ш» и «Ж» в средней   группе (4-5 лет)

 «Письмо из Простоквашино»

Выполнила:

воспитатель Кострова Юлия Валентиновна

                                 

2024 год

Цель занятия: способствовать развитию фонематического слуха, звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомить детей с термином «ЗВУК»

- упражнять детей  в отчетливом произношении  изолированного звука [ж] , и звука [ш] , различать эти звуки в слогах и в словах;

- формирование умения подбирать слова с заданным звуком;

Развивающие:  

- учить отгадывать загадки;

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

-  развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать речевое внимание;

-развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: 

- воспитывать желание говорить правильно.

Методы и приёмы:

- хоровые и индивидуальные ответы;

-словесные (художественное слово, объяснение, указание, шутки-чистоговорки);

-игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент, физкультминутка,  загадки, дидактические игры).

Оборудование: поезд с 2 вагонами, карточки-картинки животных, предметные картинки; магнитная доска.

Ход занятия

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Отдает воспитателю  письмо от дяди Фёдора из Простоквашино. Воспитатель благодарит почтальона, вскрывает конверт и читает письмо ребятам.

ТЕКСТ ПИСЬМА

              Ребята, меня зовут дядя Фёдор, я живу в деревне. Хочу рассказать, как здесь интересно.

              Утром я повстречал на лужайке гусей с гусятами. Хотел с ними поиграть, но им что-то не понравилось и они расправили крылья , вытянули шеи и стали дружно шипеть на меня: Ш-Ш-Ш.

Воспитатель: давайте мы тоже пошипим как гуси вместе.

Дети:  Ш-Ш-Ш

Воспитатель: Кира, Илья, Соня как шипели гуси?

Ответы детей.

Далее ТЕКСТ ПИСЬМА:

На шум гусей вышел Шарик и спас меня, отогнав гусей. На лужайке растут цветы, я подошел к ромашке, с нее слетел  большой ЖУК и зажужжал:

Ж-Ж-Ж.

Воспитатель: Песенка жука поется также как, песенка сердитого гуся, но только звонко с голосом. Мила, как поется песенка жука? Ж-Ж-Ж. Артем, а как поется песенка сердитых гусей? Ш=Ш=Ш.

Ребята, дядя Фёдор предлагает поиграть в интересную игру «Подскажи словечко». Нужно сказать подходящее слово в конце стихотворения и назвать чья песенка есть в сказанном слове. Поиграем?

И шалить без передышки

Целый день могли ….. ( мартышки).

Дети: песенка сердитых гусей Ш-Ш-Ш

Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало ….. (жарко)

Дети: песенка жука Ж-Ж-Ж

Долго, долго крокодил

Море синее….. (тушил)

Дети: песенка сердитых гусей Ш-Ш-Ш

Как на тоненький ледок

Выпал беленький ….. (снежок)

Дети: песенка сердитых гусей Ж-Ж-Ж

Воспитатель: Молодцы, ребята! А дядя Федор предлагает поиграть еще в одну игру- «Будь внимателен», но сначала нужно разбудить ушки. Все разбудили?

Дети будят ушки, трут их.

Воспитатель: Я буду говорить слова, если вы слышите в слове шипенье сердитых гусей, звук Ш, то поднимаете  руки вверх, если слышите песенку жука, звук Ж, то ручки прячете под стол, если этих звуков нет в слове, то ручки лежат на столе.

Слова: ЖЁЛУДЬ, ШАПКА,УТКА,  ШУБА,ЖАБА, ШТАНЫ, ЖАКЕТ, КНИГА, ЖОНГЛЕР, ЛОШАДЬ, ЖЕРЕБЕНОК, ШКАФ, ЛОЖКА, ЖУК, ШОКОЛАД, ТЕЛЕФОН.

Молодцы!

Физкультминутка

Воспитатель: Мы с вами сейчас подвигаемся. Дядя Федор приготовил нам  загадки, их нужно отгадать, если отгадка «жужжит», т.е. в ней есть звук Ж, то вы показываете жука – машете ручками, как крылышками. Если отгадка «шипит», т.е. в ней есть звук Ш, то ручки поднимаете вверх и качаете ими в стороны над головой.

Ростом разные подружки,  но похожи друг на дружку

Все они сидят в друг дружке, а всего одна игрушка. (Матрешки)

Дети: матрешки. Качают руками над головой.

Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками. (Ёжик)

Дети: Ёжик, показывают жука, машут ручками.

Зверь забавный , сшит из плюша, есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (Мишка)

Дети: Мишка. Качают руками над головой.

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается.  (Кошка)

Дети: Кошка. Качают руками над головой.

Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Дети: Ножницы.  Показывают жука, машут ручками.

Сидит на ложке свесив ножки. (Лапша)

Дети: Лапша. Качают руками над головой.

Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

Дети: Дождик, показывают жука, машут ручками.

Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын-……(Жираф)

Дети: Жираф.  Показывают жука, машут ручками.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все загадки отгадали и правильно показывали какой звук звучит в загадке.

Ребята, дядя Фёдор просит помочь ему разместить животных по вагончикам, их нужно привезти в зоопарк. Он пишет нам, что в первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук {Ш} (мышка, мишка, кошка), а во втором вагоне поедут животные в названии которых есть звук {Ж}(Жираф, ежик, жеребенок). Посмотрите, на тех животных, которые у вас у каждого  на картинках и разместите их в вагончики. Молодцы, всех животных разместили правильно.

Воспитатель: А еще, дядя Федор предлагает вам произнести, проговорить шутки-чистоговорки:

Жа-жа-жа – мы увидели ежа.

Ша-ша-ша –у меня лапша.

Жи-жи-жи - у меня лыжи.

Жу-жу-жу – на лужок я хожу.

Шу-шу-шу – я шарфом машу.

Ребята, дядя Фёдор прощается с нами, приглашает в гости и прислал нам книгу Э.Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс». Я вам почитаю пере тихим часом.

ИТОГИ занятия:

Воспитатель:  Ребята, что мы сегодня искали на занятии? Какие звуки учились произносить? В какие игры поиграли? Какая игра вам особенно  понравилась?

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа 4-5 лет. Тема: Знакомство детей со звуком «Ж».

Цель:   Познакомить детей со звуком Ж.Задачи:Познакомить детей с характеристикой звука.Продолжать учить определять позицию звука в слове.Развивать слуховое внимание, память, мышление, фонема...

Конспект занятия по речевому развитию средняя группа Тема: «Под грибом»

Цель:Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев;Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема-Игровая ситуация «Письмо из Простоквашино».

1. Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).2. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.3. Совершенств...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Письмо из Простоквашино».

Цель:  Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 3).Задачи:Образовательные:...

Конспект занятия по речевому развитию средней группе Тема: «Заучивание Русской Народной песенки Тень-Тень-Потетень»

Конспект занятия  по речевому развитию средней группеТема: «Заучивание Русской Народной песенки Тень-Тень-Потетень»...

Конспект занятия по речевому развитию средней группы "Новый год"

Тема: Новый годЗадачи: Образовательные:Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.Упражнять в правильном использовании существительных винительного падежа единственного чи...